kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КВН по сказкам А.С.Пушкина "Там на неведомых дорожках

Нажмите, чтобы узнать подробности

КВН по сказкам А.С. Пушкина

 «Там на неведомых дорожках…»

Цель: продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина, его сказками;

           развивать внимание, наблюдательность, любознательность;

           воспитывать любовь к чтению, расширять круг детского чтения.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, выставка книг, карточки с заданиями для команд.

                                                                         Ход занятия

Класс делится на две команды «Сказочники» и «Умная сказка».

            Итак, друзья, начнём программу

            Затей у нас большой запас:

            А для кого они?

            ДЛЯ ВАС!

            Мы знаем вы любите игры,

            Песни, загадки и пляски.

            Но нет интересней для детворы,

Чем наши волшебные сказки.

Ведущий (учитель): «Ребята! Сегодня у нас праздник, на котором мы покажем, кто лучше вспомнит произведения и факты жизни русского поэта А. С. Пушки­на.Все мы с детских лет слышали сказки и стихи А. С. Пушкина, которые читали и рассказывали нам наши мамы и бабушки, воспитатели и учителя, и смотрели замечательные фильмы, созданные по его произведениям.

1 конкурс. Вопросы по биографии А.С.Пушкина

Давайте вместе с вами вспомним некоторые факты из его биографии:

— В каком году родился А. С. Пушкин? (1799)

— Какого числа мы будем отмечать 200 лет со дня рождения поэта? (6 июня)

— В каком городе родился Пушкин? (в Москве)

— Как звали родителей поэта? (Сергей Львович, На­дежда Осиповна)

— В какой школе учился А. С. Пушкин? (в Царско­сельском лицее)

— Были ли у Пушкина братья и сестры? (сестра Оль­га и брат Лев)

— К кому обращался Пушкин с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» ?... (к няне Арине Родионовне)

— О каком городе Пушкин писал: «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит».

(О Петербурге)

2 конкурс «Разминка».

- Назвать героев сказок А.С.Пушкина:

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Руслан и Людмила»,

«Сказка о золотом петушке»,

«Сказка о мёртвой царевне о семи богатырях»,

«Сказка о царе Салтане…»,

«Сказка о попе и его работнике Балде».

3 конкурс.  Блиц-викторина по произведениям А. С. Пушкина:

1) Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (Яблоком)

2) Мимо какого острова проплывали гости-господа? (мимо острова Буяна)

3) В какой сказке Пушкина «в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут?» («Сказка о царе Салтане»)

4) От кого князь Гвидон спас царевну-Лебедь? («Ты не коршуна убил, Чародея погубил»)

5) В кого превратила царевна-Лебедь князя Гвидона? (в комара, муху, шмеля)

6) В каких сказках Пушкина присутствует цифра 33? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салта­не»)

7) В поэме «Руслан и Людмила» есть такая строчка: «Там чудеса, там леший бродит...». Кто такой леший? (Леший — в славянской мифологии — хозяин леса)

8) Из какой это сказки:

Выбрал я жену себе,

Дочь послушную тебе,

Просим оба разрешенья,

Твоего благословенья?   (из «Сказки о царе Салтане»)

9) Из какой это сказки:

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

10) А эти вопросы об известной всем вам сказке А. С. Пушкина «Сказке о рыбаке и рыбке»:

— Сколько лет рыбачал старик? («... он рыбачил 30лет и 3 года»).

— Сколько раз закинул старик невод в море, прежде чем поймал золотую рыбку? (2 раза).

— Кем предстала перед стариком его старуха в пер­вый раз? (Столбовой дворянкой)

— Сколько времени была царицей старуха? («вот не­деля, другая проходит»... — две недели)

— Сколько просьб старика выполнила рыбка? (Че­тыре просьбы: корыто, изба, дворянка, царица)

— Последнее желание сварливой старухи? («... стать владычицей морскою»)

И что из этого получилось? Какой вывод можно сде­лать?

11) В синем небе звёзды блещут.

В синем море волны плещут. («Сказка о царе Салтане…»)

12) Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет («Сказка о царе Салтане…»)

13) В кого превращала царевна-лебедь князя Гвидона? (в комара, муху, шмеля)

14) Как изображает А.С.Пушкин царевну-лебедь? (Месяц под косой горит)

15) Кто говорит:

«Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее.»     

4 конкурс «Лучший знаток сказок и произведений А.С.Пушкина».

1. Из какой сказки эти строки:

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее.

2. Что кричал петушок на спице?

(Кири-ка-ку царствуй лёжа на боку)

3. Расплачиваясь с Балдой поп подставил лоб.

Что же приговаривал Балда с укоризной?

 (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной).

4. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

 ( Жил старик со своею старухой у самого синего моря).

5. Какими словами обращался старик к золотой рыбке?

(Смилуйся государыня рыбка…)

6. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»?

(Три девицы под окном пряли поздно вечерком…).

7. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»?

(Я там был, мёд,  пиво пил – и усы лишь обмочил. )

8.  Какими словами заканчивается «Сказка о Золотом петушке»?

(Сказка ложь, да в ней намёк.

Добрым молодцам урок!)

5 конкурс «Знаешь ли ты…»

- Что ответило зеркальце злой мачехе в конце сказки?

- Что пообещал царь Дадон мудрецу?

Ведущий: «А сейчас, ребята, посмотрите на эти таблич­ки—на них последние слова строчек четверостиший из знаменитых стихотворений А. С. Пушкина. Вы должны вспомнить и прочитать все четверостишие и назвать произведение:

1. У лукоморья дуб зеленый;

 Златая цепь на дубе том,

 И днем, и ночью, кот ученый

 Все ходит по цепи кругом. («Руслан и Людмила»)

2. Зима, крестьянин, торжествуя,

 На дровнях обновляет путь.

 Его лошадка, снег почуя,

 Плетется рысью, как-нибудь. («Евгений Онегин»)

 

3. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя. («Зимний вечер»)

6 конкурс – Конкурс чтецов.

Рассказать наизусть любое стихотворение А.С. Пушкина.

7 конкурс «Кто отправил эти телеграммы».

Да вот верёвкой хочу море морщить,

Да вас, проклятое племя, корчить. (Балда)

Горе мне! Попались в сети

Оба наших сокола

Горе! Смерть моя пришла! (Царь Дадон)

 

Ведущий: А теперь подведем итоги викторины и назо­вем лучшего знатока сказок А. С. Пушкина.

Подведение итогов КВН и награждение победителей

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КВН по сказкам А.С.Пушкина "Там на неведомых дорожках »

КВН по сказкам А.С. Пушкина

 «Там на неведомых дорожках…»

 

Методическая разработка урока-игры для учащихся начальных классов

Цель: продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина, его сказками;

           развивать внимание, наблюдательность, любознательность;

           воспитывать любовь к чтению, расширять круг детского чтения.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, выставка книг, карточки с заданиями                  

          для команд.

Ход занятия

Класс делится на две команды «Сказочники» и «Умная сказка».

            Итак, друзья, начнём программу

            Затей у нас большой запас:

            А для кого они?

            ДЛЯ ВАС!

            Мы знаем вы любите игры,

            Песни, загадки и пляски.

            Но нет интересней для детворы,

Чем наши волшебные сказки.

Ведущий (учитель): «Ребята! Сегодня у нас праздник, на котором мы покажем, кто лучше вспомнит произведения и факты жизни русского поэта А. С. Пушки­на.

Все мы с детских лет слышали сказки и стихи А. С. Пушкина, которые читали и рассказывали нам наши мамы и бабушки, воспитатели и учителя, и смотрели замечательные фильмы, созданные по его произведениям.

1        конкурс. Вопросы по биографии А.С.Пушкина

Давайте вместе с вами вспомним некоторые факты из его биографии:

— В каком году родился А. С. Пушкин? (1799)

— Какого числа мы будем отмечать 200 лет со дня рождения поэта? (6 июня)

— В каком городе родился Пушкин? (в Москве)

— Как звали родителей поэта? (Сергей Львович, На­дежда Осиповна)

— В какой школе учился А. С. Пушкин? (в Царско­сельском лицее)

— Были ли у Пушкина братья и сестры? (сестра Оль­га и брат Лев)

— К кому обращался Пушкин с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» ?... (к няне Арине Родионовне)

— О каком городе Пушкин писал: «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит».

(О Петербурге)

2 конкурс «Разминка».

- Назвать героев сказок А.С.Пушкина:

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Руслан и Людмила»,

«Сказка о золотом петушке»,

«Сказка о мёртвой царевне о семи богатырях»,

«Сказка о царе Салтане…»,

«Сказка о попе и его работнике Балде».

3 конкурс.  Блиц-викторина по произведениям А. С. Пушкина:

1) Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (Яблоком)

2) Мимо какого острова проплывали гости-господа? (мимо острова Буяна)

3) В какой сказке Пушкина «в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут?» («Сказка о царе Салтане»)

4) От кого князь Гвидон спас царевну-Лебедь? («Ты не коршуна убил, Чародея погубил»)

5) В кого превратила царевна-Лебедь князя Гвидона? (в комара, муху, шмеля)

6) В каких сказках Пушкина присутствует цифра 33? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салта­не»)

7) В поэме «Руслан и Людмила» есть такая строчка: «Там чудеса, там леший бродит...». Кто такой леший? (Леший — в славянской мифологии — хозяин леса)

8) Из какой это сказки:

Выбрал я жену себе,

Дочь послушную тебе,

Просим оба разрешенья,

Твоего благословенья?   (из «Сказки о царе Салтане»)

9) Из какой это сказки:

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

10) А эти вопросы об известной всем вам сказке А. С. Пушкина «Сказке о рыбаке и рыбке»:

— Сколько лет рыбачал старик? («... он рыбачил 30лет и 3 года»).

— Сколько раз закинул старик невод в море, прежде чем поймал золотую рыбку? (2 раза).

— Кем предстала перед стариком его старуха в пер­вый раз? (Столбовой дворянкой)

— Сколько времени была царицей старуха? («вот не­деля, другая проходит»... — две недели)

— Сколько просьб старика выполнила рыбка? (Че­тыре просьбы: корыто, изба, дворянка, царица)

— Последнее желание сварливой старухи? («... стать владычицей морскою»)

И что из этого получилось? Какой вывод можно сде­лать?

11) В синем небе звёзды блещут.

В синем море волны плещут. («Сказка о царе Салтане…»)

12) Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет («Сказка о царе Салтане…»)

13) В кого превращала царевна-лебедь князя Гвидона? (в комара, муху, шмеля)

14) Как изображает А.С.Пушкин царевну-лебедь? (Месяц под косой горит)

15) Кто говорит:

«Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее.»     

4 конкурс «Лучший знаток сказок и произведений А.С.Пушкина».

1. Из какой сказки эти строки:

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее.

2. Что кричал петушок на спице?

(Кири-ка-ку царствуй лёжа на боку)

3. Расплачиваясь с Балдой поп подставил лоб.

Что же приговаривал Балда с укоризной?

 (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной).

4. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

 ( Жил старик со своею старухой у самого синего моря).

5. Какими словами обращался старик к золотой рыбке?

(Смилуйся государыня рыбка…)

6. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»?

(Три девицы под окном пряли поздно вечерком…).

7. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»?

(Я там был, мёд,  пиво пил – и усы лишь обмочил. )

8.  Какими словами заканчивается «Сказка о Золотом петушке»?

(Сказка ложь, да в ней намёк.

Добрым молодцам урок!)

5 конкурс «Знаешь ли ты…»

- Что ответило зеркальце злой мачехе в конце сказки?

- Что пообещал царь Дадон мудрецу?

Ведущий: «А сейчас, ребята, посмотрите на эти таблич­ки—на них последние слова строчек четверостиший из знаменитых стихотворений А. С. Пушкина. Вы должны вспомнить и прочитать все четверостишие и назвать произведение:

1. У лукоморья дуб зеленый;

 Златая цепь на дубе том,

 И днем, и ночью, кот ученый

 Все ходит по цепи кругом. («Руслан и Людмила»)

 

2. Зима, крестьянин, торжествуя,

 На дровнях обновляет путь.

 Его лошадка, снег почуя,

 Плетется рысью, как-нибудь. («Евгений Онегин»)

 

3. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя. («Зимний вечер»)

6 конкурс – Конкурс чтецов.

Рассказать наизусть любое стихотворение А.С. Пушкина.

7 конкурс «Кто отправил эти телеграммы».

Да вот верёвкой хочу море морщить,

Да вас, проклятое племя, корчить. (Балда)

 

Горе мне! Попались в сети

Оба наших сокола

Горе! Смерть моя пришла! (Царь Дадон)

 

Ведущий: А теперь подведем итоги викторины и назо­вем лучшего знатока сказок А. С. Пушкина.

Подведение итогов КВН и награждение победителей


Викторина по сказкам А.С. Пушкина для 1–4-х классов

Цель:

- познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии поэта;
- пробудить интерес  к  творчеству поэта;
- воспитывать умение видеть красоту родной природы слушая и читая стихи поэта;

Участники: ведущий, чтецы, команды от классов.

Оборудование: мультимедиа (показ слайдов), картины из сказок А.С.Пушкина, рисунки учащихся из сказок А.С.Пушкина, названия сказок под номерами, карточки с цифрами, скакалка, обруч, кроссворды.

Ход  мероприятия

Вступительное слово ведущего:

Наша викторина посвящена творчеству великого русского поэта А.С.Пушкину - солнцу русской поэзии. Для каждого русского человека сказки поэта несут доброту, любовь ко всему окружающему миру (слайд  1).

Презентация.

Чтец 1.

Александр Сергеевич Пушкин! Это имя приходит к нам  в раннем детстве с колыбели. Трудно найти человека, который бы не любил замечательные произведения русского поэта. Ведь еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии» (слайд  2).

Чтец 2.

Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Еще не умея читать, мы уже повторяем наизусть стихи Александра Сергеевича со слов своей матери (слайд 3).

Чтец 3.

Пушкин сделал много, бесконечно много для духовной жизни людей. Когда мы читаем Пушкина, то чувствуем, как бесконечно прекрасен и разнообразен этот мир, как все в нем полно жизни, чувства и глубокой правды.

Ведущий:

Давайте вспомним некоторые эпизоды биографии А.С.Пушкина, ответив на некоторые вопросы:

  1. Где родился А.С.Пушкин? (в  Москве) (слайд  4,5,6)

  2. Какое любимое время года поэта? ( осень)  (слайд  7)

  3. Назовите учебное заведение, в котором учился поэт (Царскосельский лицей)   (слайд 8 )

  4. Как звали няню Пушкина?  (Арина Родионовна Яковлева) (слайд 9,10)

Чтец 1.

Пушкин родился светлым июнем в Москве, когда Москва пахнет цветущими тополями, на Кропоткинской улице - дом 12. Бабушка учит маленького Сашу читать и писать, няня рассказывает ему первые сказки, и маленький  Саша заслушивался и засыпал, окруженный волшебниками.

Чтец 2.

1810 год. Семья Пушкиных живет в Захарове под Москвой. А Сашу, уже подросшего, готовят к поездке в Петербург, на учение. И на следующий год он поступает в Царскосельский лицей - учебное заведение, в котором готовили мальчиков к государственной службе. Здесь Пушкин приобретает верных на всю жизнь друзей- Пущина, Кюхельбекера, Дельвига (слайд 11,12,13 ).

Чтец 3.

1813 год.  Саша Пушкин учится в Царском селе. Здесь он знакомится с литературой и сам занимается ею.  Очень скоро и товарищам и профессорам стало ясно, что среди них растет великий талант.  И они не ошиблись (слайд14).
Вот например, как  Пушкин рисует чудесные картины русской природы (слайд15,16).

Чтец 4. «Зимнее утро»- чтение стихотворения сопровождается  показом слайдов.

Чтец 5.  «Унылая пора…» (17,18,19).

Чтец 6. «Гонимы вешними лучами…»   ( из романа «Евгений Онегин») (слайд 20).

Чтец 4.  Мы прочитали стихотворения А.С.Пушкина. я думаю, что их объединяет одно настроение- радостное и приподнятое.

Чтец 5.

Это состояние поэта, высокий душевный настрой прекрасно передает портрет А.С.Пушкина, выполненный художником, современником поэта, Василием Андреевичем Тропининым (слайд 21).

Чтец 6.

На портрете Пушкин сидит у небольшого стола. Положил руку на край и задумчиво смотрит. Не в таком ли состоянии он написал:

И пробуждается поэзия во мне…
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекли  (слайд 22).

Чтец 4.

Находясь вдали от своей любимой няни Арины Родионовны, Пушкин сильно скучал, сочиняя ей свои стихотворения.  Вспомним самое известное и любимое всеми нами произведение: «Подруга дней моих суровых …» - чтение стихотворения.

Чтец 1. «Подруга дней моих суровых …» - чтение стихотворения  (слайд 22,23).

Именно Арина Родионовна пробудила  в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание дарить людям сказки. Здесь вы, наверное, большие знатоки, и все примете активное участие в нашей викторине.

Ход викторины:

1. «Вспомни название сказки»-  по опорным словам участники викторины называют название сказки, которые открываются в ходе ответов под номерами..

1) Окошко, царь, сестры, бочка, остров  (слайд 24,25) («Сказка о царе Салтане»)
2) Откуп, дурачина, изба, корыто  (слайд 26,27) («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3) Базар, жадность, оброк, веревка (слайд 2 8,29) («Сказка о попе и работнике его Балде»)
4) Мудрец, шамаханская царица, шатер, звездочет   (слайд 30,31)  («Сказка о золотом петушке»)
5) Солнышко, месяц, зеркальце, ветер  (слайд 32,33  («Сказка о мертвой царевне»)

2. Телеграммы от персонажей сказок: «Кто бы хотел очутиться сейчас среди нас из персонажей этих сказок?»

1) «Да вот хочу веревкой море морщить, да вас проклятое племя корчить…»
(Балда) (слайд 34,35)
2) «И клюка, и бородавка, а зовут ее…»
(Чернавка) (слайд 36,37)
3) «Месяц под корой блестит, а во лбу звезда горит…»       (Царевна- лебедь) (слайд 38,39)
4) «Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется,
К красну  солнцу,  наконец 
Обратился молодец…»                       («Королевич  Елисей) (слайд 40,41)
5) «Долго у моря ждал он ответа, 
Не дождался,
К старухе воротился…» (Старик) (слайд 42,43)
6) «Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает, а скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с  присвисточкой поет
При честном при всем народе…»  (Белка) (слайд 44,45)

3. Конкурс «Лучший знаток сказок А.С.Пушкина»- участвуют команды.  Условия конкурса: при прослушивании строк из произведений - показ правильного ответа подходящим номером сказки.

А) «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» (слайд 46,47)
Б) « Я ль на свете всех милее, 
Всех румяней и белее?» (слайд 48,49)
В) «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно» (слайд 50,51)
Г) «Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю, - на спицу;
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны…» (слайд 52,53)
Д) Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть  владычицей  морскою…» (слайд 54,55)

4. Конкурс эрудитов

Условие конкурса: вспомнить и точно назвать слова:

А)

  1. С  которыми царица обращалась к волшебному зеркалу (слайд 56,57)

  2. Что кричал петушок, сидя на спице? ( слайд 58,59)

  3. С какой просьбой обращалась золотая рыбка к старику? (слайд 60,61)

  4. Какими словами описал А.С.Пушкин царевну - лебедь? (слайд 62,63)

  5. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал ему Балда при этом?       (слайд 64,65)

  6. С какими словами обращался царь Салтан к своим гостям, сажая их за стол? (слайд 66)

  7. Как заканчивается сказка о золотом петушке? (слайд 67,68)

  8. Какими словами заканчивается сказка «Сказка о мертвой царевне»? (слайд 69)

Б)  Продолжи строчки:

1. ( слайд  70) 

а)

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир (приготовила б я пир…)

б)

«Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна  (наткала б я полотна)

в)

«Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки царя (родила богатыря)

г) (слайд 71)  Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке ровно
(Тридцать  лет и три года)

5. Игра «Балда у моря» (слайд 72, 73)

Условия игры: выбирается Балда, черти, чертится круг -«море».  Балда  скакалкой - неводом  «морщит море», а черти подпрыгивают в кругу, чтобы Балда их не поймал своим неводом.

6. Игра – соревнование «Поймай зайца»

Участвуют команды. Задача: Балде нужно наловить как можно больше «зайцев» себе в «мешок»- (обруч). Балда, огибая круг за каждый заход берет по одному зайцу. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

7. «Разгадай кроссворд»-  каждой команде индивидуально раздаются кроссворды, которые нужно заполнить.

  1. Имя царя, который подслушал трех девиц. (слайд 74)

  2. Имя наемного рабочего. (слайд 75)

  3. Женщина, которая хотела владеть морем. (слайд 76)

  4. Вещая птица. (слайд 77)

  5. Необыкновенный обитатель моря. (слайд 78)

  6. Имя жадного царя. (слайд 79)

Подведение итогов

Ведущий

Сказки  Пушкина- драгоценный вклад в историю русской литературы. Поэт довел русскую сказку до совершенства. Написав 5 сказок, Пушкин создал специальную детскую  литературу. Ее продолжили Л.Толстой, П.Ершов, А.Толстой, К.Чуковский, Н.Носов и другие писатели и поэты. Мы бесконечно благодарны нашему великому русскому поэту А.С.Пушкину.   Наши современники посвящают ему свои стихотворения. Послушаем стихотворение Середюк  Екатерины «О Пушкине» (слайд 80-86)

Пушкин - это сказки детства.
Мне достались по наследству
Книжки мамы. Я читаю
И за всех переживаю.
Вот о рыбке золотой.
Старику, увы, с женой
Из-за жадности и злобы
Не набить своей утробы.
Золотого петушка
Я читаю не спеша.
Шамаханская царица…
Не хочу с такой жениться.
Царь Гвидон. Обидно, право,
Что словесная отрава
Даже тут внесла раздоры,
Разрослась до долгой ссоры.
Очень нравится Людмила
И Руслан. И сердцу мило
Лукоморье. Наизусть
По строкам знакомым мчусь.
Позже будет и «Онегин»,
И любовные забеги
На лирические строчки.
Запятые будут, точки.
А пока читаю сказки
И беру в ладони краски, и рисую то, что слышу, 
То, чем книга эта дышит.
Пушкин - это красота,
Пушкин - это доброта.
Чтобы лучше было жить,
Надо с Пушкиным дружить.

Итог: Дорогие ребята! Вас ждет еще много прекрасных встреч с великим поэтом, вы прочтете его стихи о дружбе, о свободе, о любви к Отчизне, его повести, поэмы, романы. (слайд 87,88)

Список используемой литературы:

  1. А.С.Пушкин «Поэмы»

  2. А.С.Пушкин «Сборник стихов»

  3. «Сказки А.С.Пушкина»

  4. Конспект открытого интегрированного урока чтения в 4 классе «Мой Пушкин» - Грошева Татьяна Павловна, учитель начальных классов. Издательский дом «Первое сентября», фестиваль «Открытый урок». 2008-2009 г

















































Тема урока: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!» 
Цели: 
Обобщение представлений о литературной сказке, сравнение её с народной; 
Анализ языковых особенностей сказок; 
Развитие лучших человеческих качеств, воспитание любви к творчеству Пушкина. 
В качестве эпиграфа записываю на доске: 
Сказка ложь, да в ней намёк: 
добрым молодцам урок. 
Тему урока, эпиграф, портрет Пушкина, иллюстрации дети не видят: доска закрыта. 

Слово учителя: 
По-гречески его имя означает “защитник людей”. Родился он в Москве. Отец — офицер гвардии, майор. Сам он служил в Коллегии иностранных дел, имел звание камер-юнкера. Его знают персы и турки, арабы и китайцы, немцы и французы. Так кто же он? (Это А.С. Пушкин.) 
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о таинственном мире сказок Пушкина. 
В этом учебном году мы много говорили об устном народном творчестве. Какие народные сказки особенно понравились вам?... Какие из героев стали вас любимыми? …Знаете ли вы сказки, которые написаны известными писателями?... 
Сказки любят все дети. С чего начинается радостный и волнующий мир детства? С колыбельных песен мамы. С крепких рук отца, подбрасывающих тебя под потолок. С запаха бабушкиных пирогов. И со сказок Александра Сергеевича Пушкина. С их помощью мы познаём мир, учимся различать добро и зло, правду и кривду, красоту и безобразие... Сказки Пушкина — это мы с вами, наши характеры, взгляды на жизнь, стремление к счастью и гармонии. По-настоящему мудр тот, кто не расстаётся с пушкинскими сказками всю жизнь, потому что их красотой не устаёшь любоваться, а глубину постигаешь лишь с годами, житейским опытом. А.С. Пушкин не писал сказок специально для детей, но случилось так, что уже почти две¬сти лет сказки Пушкина — любимое чтение детей и взрослых. Когда вы были маленькими, вам читали сказки взрослые, сейчас вы читаете их самостоятельно, а пройдут годы — вы прочитаете эти сказки своим детям и откроете для себя что-то совсем новое, незнакомое. И так бесконечно. Пушкин будет с нами всю жизнь. Сколько ни пытаюсь, не могу припомнить, когда я услышала имя Пушкина. К Пушкину мы все приходим в детстве, с ним уходим в юность, молодость, зрелость. 

-Ребята, а что вы уже знаете о Пушкине? (Москва, 1799 год, семья, мир его детства. Вступительный экзамен в только что учрежденный Лицей состоялся 12 августа 1811 года. Первый друг -Иван Пущин...) 
В 1815 году на публичном экзамене А.Пушкин прочёл своё стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта. Назовите имя известного поэта, принимавшего у Пушкина экзамен по русской словесности. (Г.Р.Державин) 
В 1820 году после выхода в свет поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» известный поэт подарил свой портрет Пушкину с надписью: “Победителю-ученику от побеждённого учителя”. Кто это известный поэт? (В.А. Жуковский) 
Пётр Павлович Ершов с А.С. Пушкиным был едва знаком. Приехал он из далёкого Тобольска учиться в Петербургском университете, студентом написал единственную сказку, сделавшую его имя бессмертным. Прочёл её и А.С. Пушкин. Прочёл и сказал: “Теперь этот род сочинений можно мне оставить”. О какой сказке идёт речь? («Конёк- горбунок».) 
- Много мест в необъятной России исходил и исколесил за свою жизнь А.С. Пушкин. Что-то лишь промелькнуло за окном его кибитки, где-то он задерживался на дни, месяцы, годы. Но всюду поэт писал, писал стихи, поэмы, повести. Со сказками же связан один интересный факт: оказывается, почти все они написаны Пушкиным в одном месте, правда, в разное время. Где создавал великий поэт свои сказки? 
(В селе Болдино Нижегородской губернии в 1830 году написаны «Сказка о медведихе» и «Сказка о попе и о работнике его Балде»; там же в 1833 году созданы «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», возник замысел «Сказки о золотом петушке»). «Пальцы просятся к перу, перо- к бумаге». Вынужденная задержка из-за эпидемии гриппа холеры в с. Болдино стала порой взлёта Пушкина. В Болдино созданы шедевры. 

В нем русская природа, русская душа, русский дух, русский характер. Когда мы читаем Пушкина, мы вовсе необязательно думаем о его заслугах, о том, что он родоначальник новой русской литературы. Зато мы непременно чувствуем, какой огромный художественный мир создал Пушкин, как прекрасен и многообразен этот мир, как в нем все полно жизни, чувства, глубокой правды. Каждый из нас находит в этом мире что-то свое, что-то особенно близкое себе - это такой колодец, из которого может черпать каждый, и черпать бесконечно на протяжении всей своей жизни. 
«У каждого возраста свой Пушкин», - сказал как-то Самуил Яковлевич Маршак. Это очень верно. Верно и то, что любой человек возвращается к поэзии Пушкина и по-новому воспринимает его творчество, и снова открывает для себя что-то новое и неведомое. Мир сказок Пушкина - это когда возвращение к поэзии Пушкина происходит естественным образом. Интерес к сказкам Пушкина был, есть и остается. Интересно почему? А потому что они очень народны. В них отражены эпизоды из жизни простых крестьян и бедноты: «Жил старик со старухой у самого синего моря». Отражен в сказках Пушкина также и определенный уклад жизни простых людей. На Руси девушки проводили вечера за рукоделием и общением друг с другом, рассказывая свои мысли и мечты: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». 
И хотя мы живем в XX1 веке, читая все эти строки, восхищаемся языком, певучестью и красотой. Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем по замечательному миру сказок А. С. Пушкина. Наш урок называется «Что за прелесть эти сказки!» Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна. С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала. Вот как он вспоминал её: 
… в вечерней тишине 
Являлась ты весёлою старушкой, 
И надо мной сидела в шушуне, 
В больших очках и с резвою гремушкой. 
Ты, детскую качая колыбель, 
Мой юный слух напевами пленила 
И меж пелён оставила свирель, 
Которую сама заворожила. 
Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет, и он был сослан в Михайловское. Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно». Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. 
Современный поэт Николай Доризо захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах: 
Всё было мудро предназначено 
Судьбой – и сказки и былины. 
Его сама Россия нянчила 
Руками крепостной Арины. 
Трудилась, господа не гневала, 
Жила, как все. Вставала рано. 
Но без неё, быть может, не было б 
У нас Людмилы и Руслана. 
Хотя о нас она не грезила, 
Когда с хитринкой, по-крестьянски, 
То вдруг задумчиво, то весело 
Ему рассказывала сказки. 
С ним вы, Арина Родионовна, 
В веках остались неразлучно. 
Святое слово – слово «Родина» 
Так с вашим именем созвучно. 

- Вы много знаете о жизни Пушкина, его творчестве. А угадаете ли вы строки из его произведений? Приведём небольшую викторину. Ваша задача - узнать автора, продолжить строчки. 
-Буря мглою небо кроет… (Пушкин) 
-Раз в крещенский вечерок девушки гадали… (Жуковский) 
-У лукоморья дуб зелёный…(Пушкин) 
-У сильного всегда бессильный виноват… (Крылов) 
-Жил-был царь Берендей…(Жуковский) 
- Проказница мартышка….(Крылов) 

Произведения Пушкина не похожи друг на друга. Пушкин и восхищается, и иронизирует, и улыбается, и гордится Русью. А.С. Пушкин часто использовал в своих произведениях мотивы, сюжеты и образы русского фольклора. С.Я.Маршак верно подметил: «Пушкинская сказка есть прямая наследница народных сказок». Сказки Арины Родионовны - предвестник пушкинских сказок. Няня, её незабываемый голос были первыми предводителями Пушкина по таинственному миру сказок. 
Послушайте народную сказку о попе и работнике его Балде, записанную со слов няни. 
«Поп поехал искать работника, навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти к нему в работники, платы требует только 3 щелчка в лоб попу. Поп радёхонек. Балда дюж и работящ, срок уж близок, поп начинает беспокоиться, дает Балде трудное поручение, отправляет его к царю. Дочь царя одержима бесом. Балда берётся вылечить царевну. Бес пойман и высечен». 
(Обращаю внимание ребят на концовку народной сказки: нельзя было осквернить попа, царя. Время было другое). 
-Вы услышали фольклорный вариант сказки. Теперь познакомимся с пушкинским вариантом. Напоминаю о неторопливой и распевной манере чтения сказки. 
Знакомство со сказкой. 

Предлагаю сравнить два варианта сказки, найти сходства и различия. (Составляется диаграмма Венна). 
Напомните ещё раз, чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка всегда имеет определённого автора, а народную сказку сочинял народ). 

-Чему учит нас сказка Пушкина?... 
-Разделим сказку на части, составим план. 
Затем можно познакомить со своим вариантом плана. 
1 Встреча попа с Балдой на базаре. 
2 Исправный работник Балда. 
3 Новое задание. 
4 Расплата. 

Вопросы по тексту 
-За какую плату Балда нанялся к попу? (3 щелчка) 
-На чём спал Балда в поповском доме? (на соломе) 
-Кто звал Балду тятей? (Попёнок.) 
-Докажите, что Балда хороший работник. Почему же поп недоволен им? 
-Как изобретательность и ум помогают Балде справиться с заданиями? 
-Кто из героев вызывает ваше сочувствие? 
-Прочитайте концовку сказки, Как автор называет попа? 
-Какая строка содержит мораль? 
«Сказка о попе и о работнике его Балде» не могла быть разрешена цензурой при жизни Пушкина и была напечатана только после его смерти. Почему? 

Кто из вас считает себя знатоком пушкинских сказок? Перечислите сказки Пушкина. (1. «Сказка о царе Салтане»; 2. «Сказка о золотом петушке»; 3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; 4. «Сказка о рыбаке и рыбке»; 5. «Сказка о попе и о работнике его Балде»; 6. «Сказка о медведихе»; 7. «Жених»). 
Проведём конкурс «Лучший знаток пушкинской сказки» 
- Что требовал Балда от чертей? (оброк) 
- Кого разыскивал царевич Елисей в «Сказке о мёртвой царевне»? (невесту) 
- Что было на голове у золотого петушка? (гребешок) 
- Где стоял дуб зелёный, по которому ходил кот учёный? (у лукоморья) 
- Сеть, которой поймал старик рыбку? (невод) 
- Какой царь чахнет над златом? (Кощей) 
- Сколько лет прожили старик со старухой? (33 года) 
- Какая сказка заканчивается словами: “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”? («Сказка о золотом петушке») 

-Прослушайте сказочные объявления. Кто мог их написать? 
1 «Предлагаю свои услуги: могу запрягать лошадь, топить печь, закупать продукты на рынке, печь яица, варить кашу, нянчить детей». (Балда) 
2 «На работу требуется повар, конюх и плотник. Выплачивается вознаграждение за год». (Поп). 
Следующий конкурс «Сказочный предмет». 
Вынимаю из коробки предметы по очереди. Задача — назвать сказку, в которой встречается такой предмет. 
• яблоко — «Сказка о мёртвой царевне...»; 
• зеркало — «Сказка о мёртвой царевне...»; 
• орех — «Сказка о царе Салтане»; 
• верёвка — «Сказка о попе и о работнике его Балде»; 
«Продолжи фразу» 
Жил старик со своею старухой 
У самого синего моря; 
Жили они в ветхой землянке... (Ровно тридцать лет и три года) 
Жил-был поп, 
Толоконный лоб, 
Пошёл поп по базару... (Посмотреть кой-какого товару) 
Родила царица в ночь 
Не то сына, не то дочь...(Не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку) 
В синем небе звёзды блещут, 
В синем море волны хлещут... (Туча по небу идёт, // Бочка по морю плывёт) 
Весёлая разминка 
— Кто из героев Пушкина носил золотую цепь? (Дуб.) 
— Кто из пушкинских героев никогда не спит? (Кот учёный.) 
— Какой пушкинский герой всегда говорил только правду? (Зеркальце.) 
— В каком необычном транспорте путешествовали два пушкинских героя? 
(“Бочка по морю плывёт”.) 
— Какого острова нет на карте? (Острова Буян.) 

Молодцы, сегодня на уроке вы доказали, что являетесь знатоками и ценителями пушкинских сказок. Мы с вами совершили путешествие в таинственный мир сказок Пушкина. Закончить урок я хочу словами о том, что мысли о правде, о справедливости, о добре и зле глубоко волновали человека всегда. И всегда хотелось верить, что как бы ни сильны зло, корысть, властолюбие и несправедливость, они своей ненасытностью в конце концов сами себя накажут, а правда рано или поздно возьмет свое. О добре, любви к матери и отцу, об уважении к человеку, о любви к прекрасному, о выдумке и находчивости и просто о любви - обо всем этом А. С. Пушкин пишет в своих сказках. 
П.Бажов считал, что пушкинские сказки- чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта, от его жизни. 
“А с какими вопросами обратились бы к Пушкину лично вы? Пишем тут же, на уроке. Это может быть всего несколько строк, зато какой толчок для развития фантазии, ассоциативного и творческого мышления. 
Записать в тетрадях слова Н.Чернышевского: 
Значение Пушкина неизмеримо велико.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
КВН по сказкам А.С.Пушкина "Там на неведомых дорожках

Автор: Мехонцева Наталья Геннадиевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103345


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства