Литературная гостиная
«Встреча с великим поэтом А.С. Пушкиным»
Цель:
*познакомить с новым направлением творчества А.С. Пушкина
*деятельность поэта
*научить выразительному чтению
*развивать творческие способности учащихся путём вовлечения в процесс самостоятельного чтения стихотворений
*формировать коммуникативные умения и чувства коллективизма
*прививать любовь к поэзии, желание открывать новые стороны творчества известных поэтов
1.Организационный момент.
2.Актуализация новых и опорных знаний.
Чтение отрывка «Руслан и Людмила» - А.С. Пушкин (чит. учитель)
У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом
Идет направо – песнь заводит
Налево сказку говорит
Там чудеса, там леший бродит
Русалка на ветвях сидит
-Вы, узнали отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»?
-Кто автор поэмы?
-Здравствуйте, дорогие ребята!
-Сегодня наша встреча посвящена творчеству всеми нами любимого поэта А.С. Пушкина. В числе ваших самых первых книжек – сказки А.С.Пушкина. Вы снова и снова их перечитываете, и сейчас уже, наверное, знаете их наизусть. И конечно, каждый из вас воскликнет вслед за Пушкиным:
Что за прелесть эти сказки!
Урок литературы мы посвятим А.С.Пушкину. Будем говорить о его жизни и творческой деятельности.
-Что мы знаем о самом А.С. Пушкине?
А.С.Пушкин – самый любимый писатель. Его все знают, книги его все читают, многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи зачитываются и заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды, скажет: это Пушкин.
Больше 100 лет прошло со дня смерти А.С. Пушкина. А, если быть точным 170 лет будет в субботу 10 августа. Почти в каждом нашем городе есть улица названная в честь Пушкина – Пушкинская улица. Во многих городах поставлены ему памятники. Пушкина не только читают, но и изучают. Ученые пишут книги о его сочинениях, делают доклады о нем, читаются книги и поются его стихи.
-Что интересного, вы узнали о писателе? Какая сторона деятельности Пушкина вам больше знакома? Произведения, каких жанров писал Пушкин?
(небольшая информация о жизни А.С.Пушкина, беседа, которая происходит между учителем и детьми)
А.С.Пушкин родился в Москве, 6 июня (а по – старому календарю 26 мая 1799года). Он был сыном небогатого помещика С.Л. Пушкина. Детство было нерадостное. Отец и мать мало любили самого Сашу и мало уделяли ему внимание, все заботы и ласки отдавались младшему брату Левушке.
Пушкин горячо любил свою бабушку Марью Алексеевну, которая заботилась о нем, заступалась за него перед родителями. Пушкин писал для взрослых,, но он умел писать так просто и в тоже время так интересно, что и детям многое из того, что им написано, понятно и близко.
-Кто из детей не знает стихотворения Пушкина о снежной буре, которая то, как зверь она завоет, то заплачет как дитя и о печальном поэте, слушающем эти звуки, сидя в ветхой лачужке вдвоём со старой няней?
-Кто не читал смешной сказки о попе и работнике его Балде, сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о золотом петушке?
-Что же сделал Пушкин, чем заслужил такую всемирную славу и такую горячую любовь? За, что ему поставлены памятники?
Он не был ни победоносным полководцем, ни великим ученым, принесшим своими открытиями пользу человечеству – он был писатель. Писал стихи, прозу, поэму, повести, романы, драмы, сказки. Но конечно, не только за интересные, волнующие нас рассказы мы ценим и любим Пушкина. В своих произведениях он изображает жизнь самых различных людей из самых стран. Пушкин не только изображает людей и события своего времени, но показывает далекое прошлое.
А.С.Пушкин горячо любил свою бабушку Марью Алексеевну, которая заботилась о нем, заступаясь за него перед родителями. Была у них в доме и няня, крепостная крестьянка Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми и любила маленького Пушкина, как родного сына. Няня знала множество народных сказок, народных песен, рассказов и прекрасно умела их рассказывать.
От нее и от бабушки Пушкин наслушался крестьянских песен, которые в чуткой душе будущего поэта оставили сильнейшее впечатление. В одном стихотворении он вспоминает о бабушке, о тех старинных сказках, которые она перед сном рассказывала их ему:
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она, духов молитвой уклоняя
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь бывало
Едва дыша, прижмусь под одеяло
Не чувствуя ни ног ни головы
Многие из этих сказок и рассказов Пушкин впоследствии пересказал в своих стихах.
Смерть А.С.Пушкина вызвала особый интерес читателей к поэзии его последних лет. Стали внимательно перечитывать его произведения, углубляться в них, научились все больше и больше ценить их, восхищаться ими. А.С. Пушкин и сам в сущности, знал, чувствовал, что народ рано или поздно поймет его оценит и полюбит. За несколько месяцев до смерти, он написал стихотворение «Памятник». А.С.Пушкин выражает уверенность, что народ будет его помнить и любить.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
К нему не зарастет народная тропа
И действительно, поэзия А.С.Пушкина стала нужна и близка многим миллионам людей. А.С. Пушкин был уверен, что его будут с любовью читать все народы, его стихи будут повторяться на всех языках нашей страны.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой
И назовет меня всяк сущий в ней язык
И гордый внук славянин, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык
А.С.Пушкин великий поэт, гордость страны, 8 февраля 1837 года произошла трагическая дуэль. А.С.Пушкин был смертельно ранен и через 2 дня умер – в возрасте всего 37 лет, в полном расцвете сил, не успев совершить всего того, что мог бы сделать и что он задумал. В романе «Евгений Онегин», А.С.Пушкин изображает дуэль Онегина с молодым поэтом Ленским. Когда читаешь эти стихи, сердце сжимается, кажется, А.С.Пушкин предугадал свою судьбу, будто бы он рассказывал о себе. Прошло 170 лет после смерти великого поэта. Свободолюбивый поэт Лермонтов выразил любовь всего народа к А.С.Пушкину. В своих стихах он писал о Пушкине:
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид
Восстал он против мнений света
Один как прежде и убит
-Мы прочитаем стихотворения А.С.Пушкина. Знания стихотворений и любовь к творчеству поэта. (чтение стихотворений детьми)
«Осень»
(из романа «Евгений Онегин»)
Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало
Короче становился день
Лесов таинственная тень
С печальным шумом обнажалась
Ложился на поля туман
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора
Стоял сентябрь уж у двора
«Зима»
(из романа «Евгений Онегин»)
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе
Зимы ждала, ждала природа
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано.
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор
Куртины, кровли и забор
Деревья в зимнем серебре
Сорок веселых во дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром
Все ярко, все бело кругом
(Зачитывается отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», отрывок из романа «Евгений Онегин»- «Зимнее утро», и. др.)
-Что объединяет эти стихотворения?
-Прекрасно и чувственно вы рассказывали стихотворения А.С.Пушкина.
-Любимые сказки!!!
-Какие сказки вы знаете А.С.Пушкина?
Я знаю, вы любите сказки
Песни, загадки и пляски
Но нет ничего интересней
Чем наши волшебные сказки
-Знаете ли вы сказки А.С.Пушкина?
-Откуда взяты эти строки?
В синем небе звезды блещут
В синем море волны плещут
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет («Сказка о царе Салтане…..»)
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит
А сама-то величава
Выступает будто пава
А как речь-то говорит
Словно реченька журчит («Сказка о царе Салтане……»)
Буду служить тебе славно
Усердно и очень исправно
В год за три щелка тебе по лбу
Есть же мне давай вареную полбу («Сказка о попе и работнике его
Балде»)
Царь скопца благодарит
Горы золота сулит
За такое одолженье
Волю первую твою
Я исправлю, как мою («Сказка о золотом петушке»)
Дом царевна обошла
Все порядком удрала
Засветила богу свечку
Затопила жарко печку
На полати взобралась
И тихонько улеглась («Сказка о мертвой царевне и 7
богатырях»)
-Вот мы и вспомнили некоторые сказки А.С.Пушкина. Назовите сказочных героев из этих сказок.
-Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
-Что спрашивала у старика рыбка, являясь на зов, и как он ей отвечал?
«Что тебе надобно старче?»
«Смилуйся государыня рыбка.»
-Рыбка не исполнила последнее требование старухи.
Что же старуха потребовала?
«Хочу быть владычицей морскою
Чтобы жить мне в океане море
Чтоб служила мне рыбка золотая…»
-«Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки А.С.Пушкина в своей основе являются народными сказками.
(Инсценировка отрывка : «Сказка о рыбаке и рыбке»
-Чем закончилась сказка?
-Кто же главный герой сказки?
-Проследим, как возрастали требования старухи, чем все закончилось?
-В чем главный смысл сказки?
3. Подведение итога занятия.
-Сегодня мы выяснили, что А.С.Пушкин великий писатель, он писал сказки, стихи, повести, поэмы. Теперь, конечно, у вас сложилось более полное представление о творчестве писателя, вы увидели насколько оно многообразно.
--Раньше или позже, в детстве или в зрелом возрасте, произведения А.С.Пушкина затронут сердце каждого. Каждый найдет для себя радость, или утешение, или урок, новую глубокую мысль, верное вдохновляющее, светлое чувство – и будет навсегда благодарен великому поэту.
-Пригодятся ли вам эти умения в будущей жизни?
-Как оцениваете деятельность на занятии?
-Какое настроение у вас в конце занятия?