Просмотр содержимого документа
«А.Л. Барто "В школу".»
КОНСПЕКТ
урока литературного чтения
во 2 классе на тему:
А. Л. Барто. В школу.
Тема: А.Л. Барто. В школу.
Цели:
Образовательная: познакомить с новым стихотворением А. Барто;
формирование представления о здоровом образе жизни, о роли режима дня в жизни школьников.
Развивающая: развивать навык выразительного чтения; учить сравнивать и сопоставлять.
развитие бережного отношения к своему здоровью.
Воспитательная: воспитание уважения и к творчеству А.Л. Барто;
воспитание чувства ответственности у учащихся, умения ценить время и рационально его использовать.
План урока:
1.Организационный момент (1 мин)
2. Работа над произношением. (3 мин)
3. Проверка домашнего задания. (5-7мин)
4. Работа над новым материалом.
а.) Работа над стихами с помощью иллюстраций. (5 мин)
б.) Беседа о творчестве А. Л. Барто. (3 мин)
в.) Работа в парах «Собери портфель в школу» (3 мин)
5. Физминутка (1 мин)
г) Чтение стихотворения «В школу» и его анализ. (7-8 мин)
6. Продолжение изучения нового материала.
а.) Беседа о режиме дня. (7-8мин)
7. Рефлексия. Итог урока. (3 мин)
Ход урока.
1
—. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Снежана Михайловна. Сегодня урок чтения у вас проведу я.
— А теперь садитесь, начнём урок чтения. Если будете внимательно меня слушать, то вы сегодня узнаете много интересного.
2.
—Для начала давайте поучимся говорить чётко, красиво. Для этого выучим скороговорку. Прочитайте скороговорку с экрана про себя. Теперь будем читать вслух несколько раз, увеличивая скорость произношения. (3 раза)
3.
— Ребята, с произведениями какой писательницы вы знакомились на прошлом уроке? (А. Барто)
- Какие стихи вы прочитали? (Верёвочка, Мы не заметили жука)
- Посмотрите на экран, как вы считаете к какому стихотворению эта иллюстрация? (Мы не заметили жука)
- рёбята, кому посвящено это стихотворение? (девочке Наташе)
- от чьего имени написано стихотворение? (от имени девочки)
- поднимите руку, кто подготовил это стихотворение выразительно наизусть?
- хорошо, к сожалению всех на уроке мы выслушать не сможем.
(к доске приглашаются несколько человек, читают стихотворение)
Анализ стихотворений:
- Что вам понравилось в чтении учащихся? Отметьте хорошее. (Прочитала без запинки, с выражением, передали чувства, эмоции.)
- какие рекомендации дадите чтецам? На что необходимо обратить внимание? (соблюдать интонацию, например, видеть знаки препинания….)
- Могла ли история, которая описана в стихотворении произойти на самом деле?
- Что тогда случилось бы?
- Что можно сказать о девочке Наташе? Какая она?
4.
а)- Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением известной поэтессы и писательницы Агнии Львовны Барто. Но сначала немного поговорим о её творчестве. Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи. Вспомним некоторые из них.
- посмотрите на экран. Постарайтесь вспомнить, из каких стихов Агнии Барто эти слова. Прочитайте стихотворение
Бычок
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Зайка
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Мячик
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший
- Что высмеивает поэтесса в стихах «Зайка», «Мишка»? (Недостатки).
- Для чего? (Чтобы стали лучше)
- кто написал эти стишки? (А.Барто)
б) – ребята, что вы знаете о творчестве Агнии Барто? (ответы детей)
- Нет в нашей стране человека старше 5 лет, который не знает наизусть хотя бы одного стихотворения замечательной писательницы. Агния Львовна родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлекалась поэзией и решила сменить профессию. В годы ВОВ А. Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет. Конец войны связан с горем в семье А.Барто – в мае 1945 года погиб её сын. Но она не перестала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для чужих детей. А.Барто стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей! А.Барто очень верила в «человечность» детей, и в их доброту, душевную чуткость. В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.
в) – Ребята, если вы отгадаете загадку. То узнаете как называется стихотворение с которым мы будем знакомиться.
Стоит дом,
Кто в него войдет -
Тот ум приобретет.
- Кто ходит в школу? (ученики)
- Что ученик берёт собой? (портфель)
- Предлагаю поработать в паре. Сейчас на экране появятся предметы, вы внимательно их просматриваете, запоминаете. Из множества предметов напишите на листочках те, которые ученик должен положить в портфель.
- портфель собрали, молодцы! Вот теперь можно в школу!
5. Физминутка
Стали мы учениками (шаг на месте)
Соблюдать режим мы стали
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись. Потянулись (потягивание)
Для здоровья, настроенья, (повороты туловища)
Делаем мы упражненья.
Руки верх и руки вниз (вверх, вниз)
На носочки поднялись. (Поднялись на носки)
То присели, то нагнулись (Присел, нагнулись)
А потом мы умывались
Аккуратно одевались.
Завтракали, не торопясь,
В школу, к знаниям, стремясь. (шаг на месте)
г) - Открываем учебник на стр. 45.
- Посмотрите на стихотворение. Сколько четверостиший оно содержит? (5)
- Прочитаем стихотворение «В школу». Читать будем по 4 строчки цепочкой.
(Чтение стихотворения)
- Хорошо. Знакомо вам чувство, которое испытывал Петя перед первым днем учебы в школе?
- Как можно назвать это чувство? (волнение, тревога)
- о чем говорится в 1 четверостишие? (Петя плохо спал ночью)
- о чем говорится в 2 четверостишие? (он стал учеником)
- Какие чувства нужно передать голосом при чтении первых 2 четверостиший? (гордость)
- о чем говорится в 3 четверостишие? (он проснулся и испугался)
- Какие чувства выражает 3 четверостишие? (ужас)
- о чем говорится в 4 четверостишие? (оделся быстро и побежал в школу)
- о чем говорится в 5 четверостишие? (всех разбудил)
- Как нужно прочитать 4, 5 четверостишия? (С юмором)
- Интересно, а кто-нибудь из вас боялся опоздать в школу 1 сентября?
- Почему?
- Кто вас разбудил?
- Прочитаем стихотворение ещё раз, постарайтесь предать чувства, которые испытывал мальчик – гордость, ужас, юмор.
(повторное выразительное чтение детьми)
6.
- Что должен соблюдать каждый школьник? (режим дня)
Стали мы учениками,
Соблюдать режим мы стали.
- Вы соблюдаете режим дня? Сейчас проверим!
- Зачем человек придумал часы?
Для того, чтобы не опаздывать.
Чтобы все свои дела делать вовремя.
Чтобы следить за тем, чтобы время не пропало даром.
- Молодцы, ребята!
- Назовите по порядку четыре времени суток. (Утро. День. Вечер. Ночь).
- С чего должно начинаться утро? (подъем, зарядка, водные процедуры)
- Верно, идем умываться, принимать водные процедуры.
- Ребята, скажите, что вы делаете после того, как умылись? (Ответы детей).
Учитель:
Заправляем кровать
Завтракаем
Аккуратно одеваемся
И идем в школу.
- Наступил день. А что же мы делаем днем?
В руках у меня воздушный шарик.
Я его передам кому то из вас.
Кто получает шарик,
Тот продолжает мой рассказ. Итак, я начинаю:
Закончились занятия в школе.
В столовой вкусный ждет обед,
Приятный запах от котлет.
Передаю мяч дальше. (Ученик продолжает).
После обеда мы идем из школы в домой – передает шарик следующему игроку, который продолжает рассказ:
После того, как пришли - отдыхаем (спим) – передает шарик дальше, следующий ученик продолжает:
После тихого часа мы идем на прогулку и играем.
После прогулки – полдник – самоподготовка (выполнение домашних заданий).
- Наступил вечер. А что же вы делаете вечером? Я предлагаю вам изобразить свои занятия жестами, движениями без слов, например…. (имитирует чтение книги)
(Учитель показывает одно движение, а дети угадывают).
Один ребёнок показывает, остальные угадывают.
Учитель: Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Ваша задача слушать внимательно и ответить на мои вопросы.
«Я ненавижу слово «спать»!
Я ежусь каждый раз,
Когда я слышу: «Марш в кровать!»
Уже десятый час!
Как хорошо иметь права
Ложиться спать хоть в час! Хоть в два!
В четыре! Или в пять!
А иногда, а иногда
(И в этом, право, нет вреда»!)
Всю ночь совсем не спать!
- Согласны ли вы с героем этого стихотворения? Почему?
- А зачем человеку нужен сон? (Ответы детей).
- Чтобы проснуться с хорошим настроением и прекрасным самочувствием, надо выспаться. Недаром говорят: «Утро вечера мудренее». Во сне мозг отдыхает, возвращаются силы. Поэтому ребенок должен спать не менее 10 часов. Значит, к 21 часу (к 9 часам вечера) он должен уже спать.
- Поиграем с вами в игру «Плохо-хорошо пред сном». Я буду вам вслух читать высказывания, а вы, если согласны, должны хлопнуть в ладоши, а если не согласны – потопать ногами».
Хорошо: Плохо:
-Мыть ноги, руки, - Много есть и пить перед
принимать душ. Сном.
-Чистить зубы. Ложится спать в грязной одежде
- Проветривать комнату. Смотреть страшные фильмы.
- Гулять на свежем воздухе. Слушать громкую музыку.
- Заниматься спортом.
- Молодцы!
Стать здоровым ты решил
Значит, выполняй … (режим)
- Так что же такое режим? (Ответы детей).
- Молодцы! Режим – это правильное распределение времени, при котором разумно чередуются труд и отдых. У человека, который соблюдает режим дня, всегда хватает времени и на дела, и на развлечения, сохраняются силы и здоровье. Ваш труд – это учение. Надо так организовать этот труд, чтобы меньше уставать и лучше учиться.
7.
Рефлексия (закрепление знаний), д/з
- Какое стихотворение мы с вами читали? (В школу)
- Кто написал его?
- Что вы нового узнали из творчества и жизни А. Барто?
- Что должен соблюдать каждый школьник? (Режим дня)
- дома подготовить выразительное чтение стихотворения «В школу», по желанию выучить наизусть.
-У вас у каждого есть на есть пиктограммы. Если вам занятие понравилось, у вас хорошее настроение, вы довольны, то покажите пиктограмму улыбающегося человечка. Если же вам что-то не по душе, покажите человечка грустного. (Пример на экране)
- Ну вот и все, мои друзья, я очень рада была с вами познакомиться. До свидания.