kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«А если одного предложения мало» Знакомство с понятием «текст»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по программе УМК "Гармония"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««А если одного предложения мало» Знакомство с понятием «текст»»

Конспект урока

Предмет: русский язык

Автор: Епифанова С.В.

Класс:

Учебник: М.С.Соловейчик Русский язык «К тайнам нашего языка». - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2012г.

Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование представлений о тексте.

Задачи:

личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

познавательные: создать условия для развития умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;


коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.


Предполагаемый результат: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.



Оборудование: раздаточный материал - предложения, электронное оснащение: презентация, карточки для работы в парах, учебники М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», рабочие тетради, толковые словари.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Орг. момент.

Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок.

Проверка готовности рабочего места.


Слайд 1

Перед вами на столах лежат цветные изображения: красного, синего и зеленого цвета. Посмотрите на них внимательно и выберите то, которое соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны и настроены на работу. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги и беспокойства. 

Подарите улыбку друг другу, учителю.

- Мы начинаем урок русского языка. Оформляем работу в тетради.






Учащиеся оформляют запись в тетради.

организация своего учебного места;

освоение роли ученика;

соблюдать простейшие нормы речевого этикета.


II. Мотивация к учебной деятельности.


Слайд 2

Портрет А.С. Пушкина и стихотворение:

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт-сын ошибок трудных,

И гений - парадоксов друг…

-Что означают слово просвещение? Гений? Парадокс?

-Где можно узнать о значении этих слов?

Найдите в словаре данные слова. Прочитайте, что они означают.






Учитель:

-Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов?

Учитель:

-Да, нас ждут открытия. Сегодня мы откроем ещё один «секрет» русского языка.

Работа с толковым словарём.








- В толковом словаре.

Учащиеся ищут слова и читают их значения.

Просвещение-образование;

Гений – очень одаренный человек;

Парадокс – мнение, противоречащее здравому смыслу

-Нам предстоит делать открытия, раскрывать «секреты» русского языка.


интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства.

положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения;

осознавать познавательную задачу.


III. Актуализация опорных знаний

и фиксация затруднения в пробном учебном действии.


Итак, вперед к новым открытиям.

Слайд 3

Рассмотрите таблицу и подумайте, какое слово зашифровано?

В В В Т В В В

Х Е Х Х Х Х Х

А А К А А А А

Н Н Н Н Н С Н

Д Д Д Т Д Д Д

Минутка красивого письма. Запишите получившееся слово в клетках в тетрадь.

- Какую задачу мы поставим перед собой на минутке красивого письма?

– А сейчас обратите внимание на соединение этих букв. При выполнении задания будьте внимательны. Чтобы красиво написать, о чём мы должны помнить?

– Сели правильно. Проверяем положение тетради на парте 

– Выполните задание.

– Сравните, что вы написали, с моим образцом.

Если вы считаете, что вы справились, поставьте +.




Дети разгадывают шифр











Записывают каллиграфически

в тетрадь слово ТЕКСТ


понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, изобразительной, модельной; переводить её в словесную;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность;

проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.


IV. Введение в тему урока. Постановка проблемы.


Как вы думаете, о чём же пойдёт речь сегодня на уроке русского языка? Слайд 4

На какие вопросы нужно будет ответить? на Слайд 5

– Что такое текст.

– Какие признаки есть у текста.

– Как отличить текст от не текста.

– Какие бывают тексты.


Слайд 6


- Но для начала восстановим логическую цепочку из слов:

Предложение – звуки – слова.

-Каким, словом заканчивается логическая цепочка?

- Повторим известные сведения о предложении.

Как вы думаете, можем ли мы эту цепочку дополнить понятием «текст», Т.Е мы можем сказать, что это тоже единица речи. В таком случае, как определить, где место в цепочке единиц речи новому понятию и почему оно занимает это место?











Дети формулируют тему урока.


Ставят перед собой цели и задачи.








Дети на доске восстанавливают:

Звуки и буквы – слова – предложение.


Дети повторяют все известные сведения о предложении.

  1. В предложении всегда выражается мысль, чувство.

  2. Слова связаны между собой и располагают так, чтобы было понятно: о чём и что мы хотим сказать.

  3. Предложение произносятся с интонацией конца мысли.

  4. При письме большой буквой обозначают начало предложения, а точкой или другим знаком - его конец.

Предложения по цели бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

По интонации бывают восклицательные и невосклицательные.

читать и слушать, извлекать нужную информацию;

умение отвечать на вопросы;

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения , культуры речи;

сравнивать, находить общее.


V. Работа над новой темой.











































Давайте сейчас мы проведём маленькую исследовательскую работу и проверим: верно ли мы выбрали положение нового понятия «Текст».

Работа в парах. Слайд 7

- Прочитайте и сравните две записи.(на партах листочки)

а) Около дома росла маленькая яблонька.

б) Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.


- Как по- вашему, можно ли одно предложение назвать текстом?

- Сколько в тексте должно быть предложений?

- Что такое текст?


Работа в парах .Слайд 8.


.Различение текста и не текста. Лингвистический эксперимент.

- Итак, мы сказали, что «текст – это два или несколько предложений». Как вы думаете, любую ли группу предложений можно назвать текстом?


-Сравните две записи, одна из которых вам уже знакома.


Около дома росла маленькая яблонька. Яблонька была спасена. Он стал крутить и ломать деревце. Мальчик подвязал яблоньку. Поднялся сильный ветер. Саша принёс колья.


- Можно ли их назвать текстом?

В каком случае несколько предложений будут текстом?

- Итак, из чего же состоит текст?

– Опираясь на наш эксперимент (опыт, сформулируйте ещё один признак текста.

Вывод.

Предложения в тексте должны быть расположены в определённом порядке.


Сравните свой вывод с правилом в учебнике с.120.

Давайте посмотрим какое определение нам даёт толковый словарь.



Дети анализируют текст и предложение, работая в парах.










На основании своих наблюдений делают выводы.






Дети, анализирую набор предложений и текст, делают выводы.















Дети дают ответы.

умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

структурировать информацию, фиксировать её различными способами.


VII. Физминутка

доктора


Точечный массаж.

1.Точка на лбу между бровями («третий глаз»).

2.Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние).

3.Парные точки в височных ямках.

Выполняют действие.

умение слушать и понимать речь.

VIII. Первичное закрепление.








































IX. Включение в систему знаний и повторение.

Задание на с. упр.239, с. 121.

- Что необходимо знать тексте?

На с.120 читаем сведения.


- Итак, есть среди записи текст?









Учитель:

- Пропустите строку и спишите текст, пользуясь памятками 1 и 4.

Учитель:

- Озаглавьте. О чём? (о ком?) в нём говорится?

Учитель:

- Можно ли озаглавить другую запись? Почему?





- Выпишите из неё предложения не про кита по памятке 1.


- Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему?

- Что мы с вами должны сделать дальше?


-На столах лежат карточки с работами ребят. Ваша задача - определить является ли данная запись текстом.

№1.

Лес кормит людей, зверей и птиц.

Люди собирают ягоды, грибы.

И каждый зверёк тоже делает свои запасы.

№2.

Деревья в парке были большие.

За полем виднеется деревня.

Усталые путники отдыхали на скамейке.

№3.

На улице жара. В такую жару Глеб и Олег отправились на пляж.

Море было тёплым, а купание веселым!

№4.

Хорош осенний лес!

Клюква растет на болоте.

Мойте руки перед едой!




- Почему?




Учащиеся повторяют сведения о тексте.

Дети выполняют упр.239, с. 121.


Дети:

- Да, есть это вторая запись. Потому что в ней говорится о ките. Из неё мы узнали о том, что кит это рыба и что длина 30 метров. Предложения связаны друг с другом по смыслу. Каждое последующее развивают общую мысль. Из одного предложения вытекает следующее.


Учащиеся повторяют памятки и списывают текст.


- В тексте говорится о ките.

Дети записывают заголовок.

Кит.

Дети:

- Нет, нельзя. Это не текст. Здесь в каждом предложении говорится о разных животных. Предложения не связаны между собой по смыслу.

Учащиеся выполняют задание.



- Этот материал войдёт в нашу копилку знаний.


-Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.

























- №2 и №4-это не тексты.


- Нет продолжения мысли, в тексте должно говориться об одном и том же.


участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, участвовать в работе группы;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою позицию.


XI. Итог урока, рефлексия.


- Какие открытия сделали на уроке? - Как думаете, вам достаточно одного урока для знакомства с новой единицей речи? Почему? Смогли ли мы ответить на вопросы Слайд 5.

Давайте вернёмся к нашим цветным изображениям: оцените свою работу. Если вы собой довольны, всё поняли, были активны на уроке и можете воспроизвести информацию, полученную на уроке, поставьте красный. Зеленый цвет – вы спокойны, потому что у вас почти все получилось, но испытывал небольшие трудности при выполнении некоторых заданий. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги и беспокойства, что не усвоили полученную информацию, вам на уроке было тяжело.



Дети заметили, что не на все вопросы мы смогли дать ответ



Учащиеся дают оценку своей работе на уроке.

адекватно оценивать свои достижения.

XI. Д.З.



























предложения


звуки

слова


текст


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«А если одного предложения мало» Знакомство с понятием «текст»

Автор: Епифанова Светлана Викторовна

Дата: 28.02.2017

Номер свидетельства: 396622

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (УМК «Гармония») Тема: А если одного предложения мало? Знакомство с понятием «текст»"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_russkogho_iazyka_vo_2_klassie_umk_garmoniia_ti"
    ["file_id"] => string(6) "397557"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488557421"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Интегрированный урок окружающий мир, русский язык. Разнообразие облаков. Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)"
    ["seo_title"] => string(146) "intieghrirovannyi-urok-okruzhaiushchii-mir-russkii-iazyk-raznoobraziie-oblakov-znakomstvo-s-poniatiiem-tiekst-a-iesli-odnogho-priedlozhieniia-malo"
    ["file_id"] => string(6) "330021"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464090925"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Конспект урока литературы по теме: "Знакомство с Антуаном де Сент – Экзюпери, автором сказки «Маленький принц» (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-litieratury-po-tiemie-znakomstvo-s-antuanom-die-sient-ekziupieri-avtorom-skazki-malien-kii-prints-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "167713"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423132449"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Методические рекомендации для организации работы студентов в классе баяна/ аккордеона с учетом реализации ФГОС3+ "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-orghanizatsii-raboty-studientov-v-klassie-baiana-akkordieona-s-uchietom-riealizatsii-fgos3"
    ["file_id"] => string(6) "226121"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440078003"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "КСП по обучению грамоте по теме: Какие слова пишутся с большой буквы? Развитие речи. В. Голявкин «Коньки купили не напрасно»"
    ["seo_title"] => string(80) "ksp_po_obuchieniiu_ghramotie_po_tiemie_kakiie_slova_pishutsia_s_bol_shoi_bukvy_r"
    ["file_id"] => string(6) "420018"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496338385"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства