Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Орг. момент. Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок. Проверка готовности рабочего места. | Слайд 1 Перед вами на столах лежат цветные изображения: красного, синего и зеленого цвета. Посмотрите на них внимательно и выберите то, которое соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны и настроены на работу. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги и беспокойства. Подарите улыбку друг другу, учителю. - Мы начинаем урок русского языка. Оформляем работу в тетради. | Учащиеся оформляют запись в тетради. | организация своего учебного места; освоение роли ученика; соблюдать простейшие нормы речевого этикета. |
II. Мотивация к учебной деятельности. | Слайд 2 Портрет А.С. Пушкина и стихотворение: О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт-сын ошибок трудных, И гений - парадоксов друг… -Что означают слово просвещение? Гений? Парадокс? -Где можно узнать о значении этих слов? Найдите в словаре данные слова. Прочитайте, что они означают. Учитель: -Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов? Учитель: -Да, нас ждут открытия. Сегодня мы откроем ещё один «секрет» русского языка. | Работа с толковым словарём. - В толковом словаре. Учащиеся ищут слова и читают их значения. Просвещение-образование; Гений – очень одаренный человек; Парадокс – мнение, противоречащее здравому смыслу -Нам предстоит делать открытия, раскрывать «секреты» русского языка. | интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства. |
положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения; осознавать познавательную задачу. |
III. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. | Итак, вперед к новым открытиям. Слайд 3 Рассмотрите таблицу и подумайте, какое слово зашифровано? В В В Т В В В Х Е Х Х Х Х Х А А К А А А А Н Н Н Н Н С Н Д Д Д Т Д Д Д Минутка красивого письма. Запишите получившееся слово в клетках в тетрадь. - Какую задачу мы поставим перед собой на минутке красивого письма? – А сейчас обратите внимание на соединение этих букв. При выполнении задания будьте внимательны. Чтобы красиво написать, о чём мы должны помнить? – Сели правильно. Проверяем положение тетради на парте – Выполните задание. – Сравните, что вы написали, с моим образцом. Если вы считаете, что вы справились, поставьте +. | Дети разгадывают шифр Записывают каллиграфически в тетрадь слово ТЕКСТ | понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, изобразительной, модельной; переводить её в словесную; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение. |
IV. Введение в тему урока. Постановка проблемы. | Как вы думаете, о чём же пойдёт речь сегодня на уроке русского языка? Слайд 4 На какие вопросы нужно будет ответить? на Слайд 5 – Что такое текст. – Какие признаки есть у текста. – Как отличить текст от не текста. – Какие бывают тексты. Слайд 6 - Но для начала восстановим логическую цепочку из слов: Предложение – звуки – слова. -Каким, словом заканчивается логическая цепочка? - Повторим известные сведения о предложении. Как вы думаете, можем ли мы эту цепочку дополнить понятием «текст», Т.Е мы можем сказать, что это тоже единица речи. В таком случае, как определить, где место в цепочке единиц речи новому понятию и почему оно занимает это место? | Дети формулируют тему урока. Ставят перед собой цели и задачи. Дети на доске восстанавливают: Звуки и буквы – слова – предложение. Дети повторяют все известные сведения о предложении. В предложении всегда выражается мысль, чувство. Слова связаны между собой и располагают так, чтобы было понятно: о чём и что мы хотим сказать. Предложение произносятся с интонацией конца мысли. При письме большой буквой обозначают начало предложения, а точкой или другим знаком - его конец. Предложения по цели бывают повествовательные, вопросительные и побудительные. По интонации бывают восклицательные и невосклицательные. | читать и слушать, извлекать нужную информацию; умение отвечать на вопросы; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения , культуры речи; сравнивать, находить общее. |
V. Работа над новой темой. | Давайте сейчас мы проведём маленькую исследовательскую работу и проверим: верно ли мы выбрали положение нового понятия «Текст». Работа в парах. Слайд 7 - Прочитайте и сравните две записи.(на партах листочки) а) Около дома росла маленькая яблонька. б) Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена. - Как по- вашему, можно ли одно предложение назвать текстом? - Сколько в тексте должно быть предложений? - Что такое текст? Работа в парах .Слайд 8. .Различение текста и не текста. Лингвистический эксперимент. - Итак, мы сказали, что «текст – это два или несколько предложений». Как вы думаете, любую ли группу предложений можно назвать текстом? -Сравните две записи, одна из которых вам уже знакома. Около дома росла маленькая яблонька. Яблонька была спасена. Он стал крутить и ломать деревце. Мальчик подвязал яблоньку. Поднялся сильный ветер. Саша принёс колья. - Можно ли их назвать текстом? В каком случае несколько предложений будут текстом? - Итак, из чего же состоит текст? – Опираясь на наш эксперимент (опыт, сформулируйте ещё один признак текста. Вывод. Предложения в тексте должны быть расположены в определённом порядке. Сравните свой вывод с правилом в учебнике с.120. Давайте посмотрим какое определение нам даёт толковый словарь. | Дети анализируют текст и предложение, работая в парах. На основании своих наблюдений делают выводы. Дети, анализирую набор предложений и текст, делают выводы. Дети дают ответы. | умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию. структурировать информацию, фиксировать её различными способами. |
VII. Физминутка доктора | Точечный массаж. 1.Точка на лбу между бровями («третий глаз»). 2.Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние). 3.Парные точки в височных ямках. | Выполняют действие. | умение слушать и понимать речь. |
VIII. Первичное закрепление. IX. Включение в систему знаний и повторение. | Задание на с. упр.239, с. 121. - Что необходимо знать тексте? На с.120 читаем сведения. - Итак, есть среди записи текст? Учитель: - Пропустите строку и спишите текст, пользуясь памятками 1 и 4. Учитель: - Озаглавьте. О чём? (о ком?) в нём говорится? Учитель: - Можно ли озаглавить другую запись? Почему? - Выпишите из неё предложения не про кита по памятке 1. - Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? - Что мы с вами должны сделать дальше? -На столах лежат карточки с работами ребят. Ваша задача - определить является ли данная запись текстом. №1. Лес кормит людей, зверей и птиц. Люди собирают ягоды, грибы. И каждый зверёк тоже делает свои запасы. №2. Деревья в парке были большие. За полем виднеется деревня. Усталые путники отдыхали на скамейке. №3. На улице жара. В такую жару Глеб и Олег отправились на пляж. Море было тёплым, а купание веселым! №4. Хорош осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте руки перед едой! - Почему? | Учащиеся повторяют сведения о тексте. Дети выполняют упр.239, с. 121. Дети: - Да, есть это вторая запись. Потому что в ней говорится о ките. Из неё мы узнали о том, что кит это рыба и что длина 30 метров. Предложения связаны друг с другом по смыслу. Каждое последующее развивают общую мысль. Из одного предложения вытекает следующее. Учащиеся повторяют памятки и списывают текст. - В тексте говорится о ките. Дети записывают заголовок. Кит. Дети: - Нет, нельзя. Это не текст. Здесь в каждом предложении говорится о разных животных. Предложения не связаны между собой по смыслу. Учащиеся выполняют задание. - Этот материал войдёт в нашу копилку знаний. -Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока. - №2 и №4-это не тексты. - Нет продолжения мысли, в тексте должно говориться об одном и том же. | участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, участвовать в работе группы; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою позицию. |
XI. Итог урока, рефлексия. | - Какие открытия сделали на уроке? - Как думаете, вам достаточно одного урока для знакомства с новой единицей речи? Почему? Смогли ли мы ответить на вопросы Слайд 5. Давайте вернёмся к нашим цветным изображениям: оцените свою работу. Если вы собой довольны, всё поняли, были активны на уроке и можете воспроизвести информацию, полученную на уроке, поставьте красный. Зеленый цвет – вы спокойны, потому что у вас почти все получилось, но испытывал небольшие трудности при выполнении некоторых заданий. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги и беспокойства, что не усвоили полученную информацию, вам на уроке было тяжело. | Дети заметили, что не на все вопросы мы смогли дать ответ Учащиеся дают оценку своей работе на уроке. | адекватно оценивать свои достижения. |
XI. Д.З. | | | |