Тема: Знакомство с Антуаном де Сент – Экзюпери, автором сказки «Маленький принц».
Цель: подготовить учащихся к восприятию философского содержания произведения Антуана де Сент- Экзюпери в результате знакомства с историей его жизни.
Задачи:знать краткую биографию писателя, содержание произведения;
понимать, каким человеком был Антуан де Сент-Экзюпери;
уметь формулировать вопросы, отвечать на вопросы, работать в группах.
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы встречаемся не в первый раз,
Вы от меня не прячьте
Сиянье ваших умных глаз,
Пусть будут поиски, сомненья,
И как не краток встречи срок,
Быть может, мы сойдемся в мненьях,
Совместно проведя урок.
- Вызов.
Запись учителем на доске слова «француз».
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым именем. Это был удивительный человек, который жил в окружении друзей и любимых им людей. Жил он не на Земле, он жил на Планете Людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной и неся ответственность за всё, что происходит в мире.
- Что вы можете еще добавить к слову, записанному на доске?
- Хотите вы еще что-нибудь узнать об этом человеке?
Это французский писатель Антуан дэ Сент-Экзюпери. Прислушайтесь, как необычно и особенно звучит его имя - Антуан Сент-Экзюпери. Необычна была судьба писателя. Слайд 1. Портрет Антуана де Сент –Экзюпери.
- Этап осмысления.
Работа в группах (учащиеся рассаживаются по группам, всего 5 групп по 5 учащихся).
Задание:
Для изучения биографии вам необходимо в группах прочитать часть текста и на листах записать самые важные и интересные словосочетания или предложения, связанные с его жизненными ситуациями, которые характеризуют Сент – Экзюпери как человека, личность. Рассказать по записям группе фрагмент биографии. (15- 20 минут).
Музыкальное сопровождение (D.Marouani_-_Space_Opera_Part)
Критерии оценивания: (1-3 балла)
Интересная передача информации
Эстетичность оформления
Работа всей группы
1 группа. Готовит информацию по учебнику стр. 254.
2 группа. Одаренный от природы, Антуан с детства увлекся техникой и поэзией, играл на скрипке и хорошо рисовал. Авиация зачаровала его, как и многих подростков 20 века. В 12 лет он впервые поднялся в небо. В 20 лет, оставив занятия в Парижской Академии Искусств, он ушел в армию и работал в авиационных мастерских. Там он занялся пилотированием, получил звание младшего лейтенанта и летные права. С авиацией связал он и дальнейшую свою жизнь.
В 1926 году Антуан дэ Сент-Экзюпери стал гражданским летчиком. Тогда же опубликовал свой первый рассказ «Авиатор». С тех пор авиация и литература сосуществуют в его жизни.
Он был летчиком. 6500 часов провел Антуан дэ Сент-Экзюпери в самолетах – 10 месяцев дневного и ночного полета, жизни в небе.
Он говорил:- Я из моего детства. Я пришел из детства, как из страны.
Он поверял это лучшим друзьям, словно самую большую тайну. И, прислушиваясь к тому, как он произносил «Я из моего детства», люди понимали, что этим он объясняет - и самому себе, и всем, кого любит, - почему разумным советам он так часто предпочитает решение, на взгляд многих, почти безрассудные.
3 группа. Он шел по жизни такими трудными путями вовсе не оттого, что любил риск.
«Суть не в том, чтобы жить среди опасностей. Это всего лишь громкая фраза. Тореадоры мне не по душе. Я не люблю опасностей. Я люблю жизнь..» - писал он.
В Африке Сент – Экзюпери 14 раз спасал друзей, потерпевших аварию над пустыней и захваченных в плен дикими племенами. Он писал тогда домой, во Францию:
«говорят, будто в кочевых племенах брожение. И пилота, который попадает в аварию, убьют кочевники. «Убьют кочевники». Не хочу, чтобы эту фразу бормотала ночь. Ночью все мне кажется таким хрупким. И то, что связывает меня со всеми, кого я люблю, кто спит. Я тревожнее сиделки, когда я бодрствую в постели по ночам».
Когда его друг Гийоме разбился в Кордильерах, он день за днем кружил над мертвыми горными пиками, ныряя к самому дну ледяных ущелий.
- Лежа в снегу я тебя видел, но ты меня не замечал, - сказал потом чудом спасшийся Гийоме.
- Как же ты мог знать, что это я тебя ищу?
- Кто еще решился бы полететь так низко в этих горах? – ответил Гийоме.
Сент – Экзюпери потерпел в жизни 15 аварий. 1-я из них произошла во время народного гуляния в Версале, когда он проделывал головоломные трюки. Машина начала разваливаться в воздухе. «Мне-то крышка, но не падать же на праздничную толпу», успел подумать он и нашел в себе и в самолете силы дотянуть до места, где в случае катастрофы пострадал бы он один.
Как-то ему передали слова полубезумной старухи: «Боги уже слишком стары, и теперь я должна заботиться о мире».
Как близка ему мудрость этих слов. Перед концом жизни он вложил их в уста одному из своих любимых героев, вождю берберского племени: «Сердце мое обременено тяжестью всего мира, словно на меня легла забота о нем».
4 группа. Сент –Экзюпери сотни раз встречался с опасностью, но когда справедливости можно было достигнуть другими путями, это доставляло ему огромную радость. Много лет без надежды томился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Сент – Экзюпери выкупил Барка и помог ему уехать на родину – к жене, к детям.
Как-то в Южной Америке он случайно встретил нищего старика француза, пустившегося на поиски счастья в Новый Свет и доживающего свой одинокий век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль в Марсель и отдал последние деньги.
Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес – самому их творить; и пусть это будут даже самые малые чудеса.
- В Орконте фермерша тащила упирающуюся Сесиль, маленькую девочку, с которой Сент –Экзюпери дружил, - рассказывает биограф писателя Марсель Мито.
-В чем дело? – спросил Антуан, склоняясь над малышкой.
Вместо плачущей девочки ответила мать:
- Дай ей зонтик! Для детей нет зонтиков! Не правда ли?
-Право не знаю, мадам!- с таким сомнением в голосе ответил Антуан, что девочка тотчас перестала плакать.
На следующий день он пришел на ферму с маленьким зонтиком.
Может быть, ему вспомнилось и встреча с Сесиль, когда в последние годы жизни он писал: «Маленькая девочка в слезах. Эту девочку нужно утешить. Только тогда в мире порядок».
Он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил сумрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики; они стала еще ярче и прекраснее.
Ему принадлежало много взрослых изобретений, но прыгающими мыльными пузырями он гордился больше, чем всеми другими открытиями.
5 группа. В Нью-Йорке, куда Сент- Экзюпери приехал после оккупации фашистами Франции, он ночью поднимался от письменного стола, где лежали страницы «Маленького принца» - приходилось работать, чтобы закончить сказку к рождеству, в тот 1942г. рождественский подарок был особенно необходим людям, - подходил к окну и отсюда, с 15 этажа, один за другим пускал игрушечные бумажные вертолеты.
Иногда их подхватывал ветер и уносил вверх, к звездам.
Как-то он вышел погулять вместе со своей женой Консуэло. Впереди шел ребенок и бережно нес вертолет. Антуан сразу узнал творение своих рук.
Собственно, вся его жизнь протекала, как один долгий – долгий полет из старого замка Сент –Морис с круглыми башнями, где он жил ребенком, к той маленькой звездочке, астероиду Б-612, где родился созданный его воображением Маленький Принц.
«Я родом из детства, словно из какой –то отдельной страны»,- напишет о себе этот удивительный человек. Но детство у Экзюпери – понятие не хронологическое, а психологическое. Человек может быть маленьким старичком и в семьдесят лет сохранять чистоту мировосприятия, искренность и прямоту детства.
Каждая группа выходит со своим Флип – чатом и рассказывают фрагмент биографии (2-3 минуты).
Выводы:
- Обратите внимание на даты жизни А. де Сент –Экзюпери. О чем они могут поведать?
(Пережил две мировые войны. Погиб во время второй из них.)
- Каким человеком был писатель Антуан де Сент –Экзюпери?
(Прекрасным летчиком, верным другом, чутким и искренним человеком. Любил детей, дружил с ними, помогал им. В душе он так и остался ребенком.)
III. Работа по вопросам содержания сказки. Парная работа.
Задание: Рядом сидящие учащиеся задают друг другу 3 вопросf по содержанию сказки (вопросы по уровням). На листах ответов друг другу ставят баллы. За каждый правильный ответ – 1балл. (2-3 минутs)
-Лучшие вопросы записываются консультантами на лист, а затем задаются всему классу
Группа оценщиков, состоящая из талантливых и одаренных учащихся, берут листы с лучшими вопросами и зачитывают их. Все ученики заслушивают и отвечают.
(Можно оценить учеников суммативно, в том случае, если ответы полные).
IV. Беседа по вопросам. (Оценку поставить однокласснику в лист вопросов)
Дополнительные вопросы учителя.
- Вы прочитали сказку «Маленький Принц». Подумайте и дайте полный ответ на вопрос, кому адресована сказка?
(Тем, кто способен увидеть в шляпе удава, тем, кто смеется над цифрами, имеет богатое воображение и умеет мечтать.)
-Какие важные проблемы поднимает в произведении Сент – Экзюпери?
(Смысла жизни, любви и смерти).
V. Индивидуальная работа.
VI. Итог урока: оценивание – формативное (Молодцы, ребята, вы сегодня активно поработали, мне понравились ваши ответы, …..).
Оценивание - суммативное за письменные ответы на вопросы теста.
Домашнее задание.1. Прочитать и посмотреть фильм «Маленький принц».
2. Определить тематику сказки.
3.. Подготовиться по группам инсценировать фрагменты из текста сказки….
Этап рефлексия.
Какое настроение у вас было на уроке, в конце урока? (Отметьте на экране настроения).
• Я приобрел…
• Я научился…
• Я понял, что…
• Было интересно…
• Было трудно…
• Хочу похвалить…
• Мои замечания по уроку…