kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы по теме: "Знакомство с Антуаном де Сент – Экзюпери, автором сказки «Маленький принц» (7 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Знакомство с  Антуаном де Сент – Экзюпери, автором  сказки «Маленький принц».

Цель: подготовить учащихся к восприятию философского содержания произведения  Антуана де Сент- Экзюпери в результате знакомства с историей его жизни.

Задачи:знать краткую биографию писателя, содержание произведения;

понимать, каким человеком был Антуан де Сент-Экзюпери;

уметь  формулировать  вопросы, отвечать на вопросы,   работать в группах.

      - Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы встречаемся не в первый раз,

Вы от меня не прячьте

Сиянье ваших умных глаз,

Пусть будут поиски, сомненья,

И как не краток встречи срок,

Быть может, мы сойдемся в мненьях,

Совместно проведя урок.

  1. Вызов.  

    Запись учителем  на доске слова «француз».

  Ребята, сегодня  мы с вами  познакомимся с новым именем. Это был удивительный человек, который жил в окружении друзей и любимых им людей. Жил он не на Земле, он жил на Планете Людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной и неся ответственность за всё, что происходит в мире.

- Что вы можете еще добавить к  слову, записанному на доске?

- Хотите  вы еще что-нибудь узнать об этом человеке? 

    Это французский писатель Антуан дэ Сент-Экзюпери. Прислушайтесь, как необычно и особенно звучит его имя - Антуан  Сент-Экзюпери. Необычна была судьба писателя. Слайд 1. Портрет Антуана де Сент –Экзюпери.

  1. Этап осмысления.

  Работа в группах (учащиеся рассаживаются по группам, всего 5 групп по  5 учащихся).

Задание:

Для изучения биографии вам необходимо в группах прочитать часть текста и на  листах записать  самые важные и интересные словосочетания или предложения, связанные с его жизненными ситуациями,  которые характеризуют Сент – Экзюпери как человека, личность. Рассказать по записям группе фрагмент биографии. (15- 20 минут).

Музыкальное сопровождение (D.Marouani_-_Space_Opera_Part)

Критерии оценивания: (1-3 балла)

Интересная передача информации

Эстетичность оформления

Работа всей группы

1 группа. Готовит информацию по учебнику стр. 254.

2 группа.   Одаренный от природы, Антуан с детства увлекся техникой и поэзией, играл на скрипке и хорошо рисовал. Авиация зачаровала его, как и многих подростков 20 века. В 12 лет он впервые поднялся в небо. В 20 лет, оставив занятия в Парижской Академии Искусств, он ушел в армию и работал в авиационных мастерских. Там он занялся пилотированием, получил звание младшего лейтенанта и летные права. С авиацией связал он и дальнейшую свою жизнь.

 В 1926 году Антуан дэ Сент-Экзюпери стал гражданским летчиком. Тогда же опубликовал свой первый рассказ «Авиатор». С тех пор авиация и литература сосуществуют в его жизни.

 Он был летчиком. 6500 часов провел Антуан дэ Сент-Экзюпери в самолетах – 10 месяцев дневного и ночного полета, жизни в небе.

Он говорил:- Я из моего детства. Я пришел из детства, как из страны.

 Он поверял это лучшим друзьям, словно самую большую тайну. И, прислушиваясь к тому, как он произносил «Я из моего детства», люди понимали, что этим он объясняет  - и самому себе, и всем, кого любит, - почему разумным советам он так часто предпочитает решение, на взгляд многих, почти безрассудные.

3 группа.   Он шел по жизни такими трудными путями вовсе не оттого, что любил риск.

 «Суть не в том, чтобы жить среди опасностей. Это всего лишь громкая фраза. Тореадоры мне не по душе. Я не люблю опасностей. Я люблю жизнь..»  - писал он.

В Африке Сент – Экзюпери 14 раз спасал друзей, потерпевших аварию над пустыней и захваченных в плен дикими племенами. Он писал тогда домой, во Францию:

«говорят, будто в кочевых племенах брожение. И пилота, который попадает в аварию, убьют кочевники.  «Убьют кочевники». Не хочу, чтобы эту фразу бормотала ночь. Ночью все мне кажется таким хрупким. И то, что связывает меня со всеми, кого я люблю, кто спит. Я тревожнее сиделки, когда я бодрствую в постели по ночам».

Когда его друг Гийоме разбился в Кордильерах, он день за днем кружил над мертвыми горными пиками, ныряя к самому дну ледяных ущелий.

- Лежа в снегу я тебя видел, но ты  меня не замечал, - сказал потом чудом спасшийся Гийоме.

- Как  же ты мог знать, что это я тебя ищу?

- Кто еще решился бы полететь так низко в этих горах? – ответил Гийоме.

Сент – Экзюпери потерпел в жизни 15 аварий. 1-я  из них произошла во время народного гуляния в Версале, когда он проделывал головоломные трюки. Машина начала разваливаться в воздухе.  «Мне-то крышка, но не падать же на праздничную толпу», успел подумать он и нашел в себе и в самолете силы дотянуть до места, где в случае  катастрофы пострадал бы он один.

 Как-то ему передали слова полубезумной старухи: «Боги уже слишком стары, и теперь я должна заботиться о мире».

 Как близка ему мудрость этих слов. Перед концом жизни он вложил их в уста одному из своих любимых героев, вождю берберского племени: «Сердце мое обременено тяжестью всего мира, словно на меня легла забота о нем».

4 группа.  Сент –Экзюпери сотни раз встречался с опасностью, но когда справедливости можно было достигнуть другими путями, это доставляло ему огромную радость. Много лет без надежды томился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Сент – Экзюпери выкупил Барка и помог ему уехать на родину – к жене, к детям.

   Как-то в Южной Америке он случайно встретил нищего старика француза, пустившегося на поиски счастья в Новый Свет и доживающего свой одинокий век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль в Марсель и отдал последние деньги.

   Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес – самому их творить; и пусть это будут даже самые малые чудеса.

- В Орконте фермерша тащила упирающуюся Сесиль, маленькую девочку, с которой Сент –Экзюпери дружил, - рассказывает биограф писателя Марсель Мито.

-В чем дело? – спросил Антуан, склоняясь над малышкой.

Вместо плачущей девочки ответила мать:

- Дай ей зонтик! Для детей нет зонтиков! Не правда ли?

-Право не знаю, мадам!- с таким сомнением в голосе ответил Антуан, что  девочка тотчас перестала плакать.

На следующий день он пришел  на ферму с маленьким зонтиком.

Может быть, ему вспомнилось и  встреча с Сесиль, когда в последние годы жизни он писал: «Маленькая девочка в слезах. Эту девочку нужно утешить. Только тогда в мире порядок».

 Он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил сумрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики; они стала еще ярче и прекраснее.

   Ему принадлежало много взрослых изобретений, но прыгающими мыльными пузырями он гордился больше, чем всеми другими открытиями.

5 группа.   В Нью-Йорке, куда Сент- Экзюпери приехал после оккупации фашистами Франции, он ночью поднимался от письменного стола, где лежали страницы «Маленького принца» - приходилось работать, чтобы закончить сказку к рождеству, в тот 1942г. рождественский подарок был особенно необходим людям, - подходил к окну и отсюда, с 15 этажа, один за другим пускал игрушечные бумажные вертолеты.

Иногда их подхватывал ветер и уносил вверх, к звездам.

Как-то он вышел погулять вместе со своей женой Консуэло. Впереди шел ребенок и бережно нес вертолет. Антуан сразу узнал творение своих рук.

Собственно, вся его жизнь протекала, как один долгий – долгий полет из старого замка Сент –Морис с круглыми башнями, где он жил ребенком, к той маленькой звездочке, астероиду  Б-612, где родился созданный его воображением Маленький Принц.

«Я родом из детства, словно из какой –то отдельной страны»,- напишет о себе этот удивительный человек. Но детство у Экзюпери – понятие не хронологическое, а психологическое. Человек может быть маленьким старичком и в семьдесят лет сохранять чистоту мировосприятия, искренность и прямоту детства.

Каждая группа выходит со своим Флип – чатом и рассказывают  фрагмент биографии (2-3 минуты).

 Выводы:

- Обратите внимание на даты жизни А. де Сент –Экзюпери. О чем они могут поведать?

 (Пережил две мировые войны. Погиб во время второй из них.)

- Каким  человеком  был  писатель Антуан де Сент –Экзюпери?

 (Прекрасным летчиком,  верным другом, чутким и искренним человеком.  Любил детей, дружил с ними, помогал им. В душе  он  так и остался ребенком.)

III.  Работа по вопросам содержания сказки.  Парная работа.

Задание: Рядом сидящие учащиеся задают друг другу   3 вопросf  по содержанию  сказки (вопросы по уровням). На листах ответов друг другу ставят  баллы. За каждый правильный ответ – 1балл. (2-3 минутs)

-Лучшие вопросы записываются консультантами на лист, а затем задаются  всему классу

 Группа оценщиков, состоящая из талантливых и одаренных учащихся,  берут листы с лучшими вопросами и зачитывают их. Все ученики заслушивают и отвечают.

(Можно оценить учеников суммативно, в том случае, если ответы полные).

IV. Беседа по вопросам.  (Оценку  поставить однокласснику в лист вопросов)

Дополнительные вопросы учителя.

- Вы прочитали сказку «Маленький Принц». Подумайте и дайте полный ответ на вопрос, кому адресована   сказка?

(Тем, кто способен увидеть в шляпе удава, тем, кто смеется над цифрами, имеет богатое воображение и умеет мечтать.)

-Какие  важные  проблемы поднимает в произведении Сент – Экзюпери?

(Смысла жизни, любви и смерти).

V. Индивидуальная работа.        

 VI. Итог урока: оценивание – формативное  (Молодцы, ребята, вы сегодня активно поработали, мне понравились ваши ответы, …..).

Оценивание -  суммативное   за письменные  ответы  на вопросы теста.

Домашнее  задание.1. Прочитать и посмотреть фильм «Маленький принц».

2. Определить тематику сказки.

3.. Подготовиться по группам инсценировать фрагменты из текста сказки….

Этап рефлексия.

 Какое настроение у вас было на уроке, в конце урока? (Отметьте на экране настроения).

• Я приобрел…

• Я научился…

• Я понял, что…

• Было интересно…

• Было трудно…

• Хочу похвалить…

• Мои замечания по уроку…

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме: "Знакомство с Антуаном де Сент – Экзюпери, автором сказки «Маленький принц» (7 класс) »

Тема: Знакомство с Антуаном де Сент – Экзюпери, автором сказки «Маленький принц».

Цель: подготовить учащихся к восприятию философского содержания произведения Антуана де Сент- Экзюпери в результате знакомства с историей его жизни.

Задачи:

знать краткую биографию писателя, содержание произведения;

понимать, каким человеком был Антуан де Сент-Экзюпери;

уметь формулировать вопросы, отвечать на вопросы, работать в группах.

Ход урока.

I.Актуализация.

Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы встречаемся не в первый раз,

Вы от меня не прячьте

Сиянье ваших умных глаз,

Пусть будут поиски, сомненья,

И как не краток встречи срок,

Быть может, мы сойдемся в мненьях,

Совместно проведя урок.

  1. Вызов.

Запись учителем на доске слова «француз».

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым именем. Это был удивительный человек, который жил в окружении друзей и любимых им людей. Жил он не на Земле, он жил на Планете Людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной и неся ответственность за всё, что происходит в мире.

- Что вы можете еще добавить к слову, записанному на доске?

- Хотите вы еще что-нибудь узнать об этом человеке?

Это французский писатель Антуан дэ Сент-Экзюпери. Прислушайтесь, как необычно и особенно звучит его имя - Антуан Сент-Экзюпери. Необычна была судьба писателя. Слайд 1. Портрет Антуана де Сент –Экзюпери.

  1. Этап осмысления.

Работа в группах (учащиеся рассаживаются по группам, всего 5 групп по 5 учащихся).

Задание:

Для изучения биографии вам необходимо в группах прочитать часть текста и на листах записать самые важные и интересные словосочетания или предложения, связанные с его жизненными ситуациями, которые характеризуют Сент – Экзюпери как человека, личность. Рассказать по записям группе фрагмент биографии. (15- 20 минут).

Музыкальное сопровождение (D.Marouani_-_Space_Opera_Part)


Критерии оценивания: (1-3 балла)

Интересная передача информации

Эстетичность оформления

Работа всей группы


1 группа.

Готовит информацию по учебнику стр. 254.

2 группа.

Одаренный от природы, Антуан с детства увлекся техникой и поэзией, играл на скрипке и хорошо рисовал. Авиация зачаровала его, как и многих подростков 20 века. В 12 лет он впервые поднялся в небо. В 20 лет, оставив занятия в Парижской Академии Искусств, он ушел в армию и работал в авиационных мастерских. Там он занялся пилотированием, получил звание младшего лейтенанта и летные права. С авиацией связал он и дальнейшую свою жизнь.

В 1926 году Антуан дэ Сент-Экзюпери стал гражданским летчиком. Тогда же опубликовал свой первый рассказ «Авиатор». С тех пор авиация и литература сосуществуют в его жизни.

Он был летчиком. 6500 часов провел Антуан дэ Сент-Экзюпери в самолетах – 10 месяцев дневного и ночного полета, жизни в небе.

Он говорил:

- Я из моего детства. Я пришел из детства, как из страны.

Он поверял это лучшим друзьям, словно самую большую тайну. И, прислушиваясь к тому, как он произносил «Я из моего детства», люди понимали, что этим он объясняет - и самому себе, и всем, кого любит, - почему разумным советам он так часто предпочитает решение, на взгляд многих, почти безрассудные.

3 группа.

Он шел по жизни такими трудными путями вовсе не оттого, что любил риск.

«Суть не в том, чтобы жить среди опасностей. Это всего лишь громкая фраза. Тореадоры мне не по душе. Я не люблю опасностей. Я люблю жизнь..» - писал он.

В Африке Сент – Экзюпери 14 раз спасал друзей, потерпевших аварию над пустыней и захваченных в плен дикими племенами. Он писал тогда домой, во Францию:

«говорят, будто в кочевых племенах брожение. И пилота, который попадает в аварию, убьют кочевники. «Убьют кочевники». Не хочу, чтобы эту фразу бормотала ночь. Ночью все мне кажется таким хрупким. И то, что связывает меня со всеми, кого я люблю, кто спит. Я тревожнее сиделки, когда я бодрствую в постели по ночам».

Когда его друг Гийоме разбился в Кордильерах, он день за днем кружил над мертвыми горными пиками, ныряя к самому дну ледяных ущелий.

- Лежа в снегу я тебя видел, но ты меня не замечал, - сказал потом чудом спасшийся Гийоме.

- Как же ты мог знать, что это я тебя ищу?

- Кто еще решился бы полететь так низко в этих горах? – ответил Гийоме.

Сент – Экзюпери потерпел в жизни 15 аварий. 1-я из них произошла во время народного гуляния в Версале, когда он проделывал головоломные трюки. Машина начала разваливаться в воздухе. «Мне-то крышка, но не падать же на праздничную толпу», успел подумать он и нашел в себе и в самолете силы дотянуть до места, где в случае катастрофы пострадал бы он один.

Как-то ему передали слова полубезумной старухи: «Боги уже слишком стары, и теперь я должна заботиться о мире».

Как близка ему мудрость этих слов. Перед концом жизни он вложил их в уста одному из своих любимых героев, вождю берберского племени: «Сердце мое обременено тяжестью всего мира, словно на меня легла забота о нем».

4 группа.

Сент –Экзюпери сотни раз встречался с опасностью, но когда справедливости можно было достигнуть другими путями, это доставляло ему огромную радость. Много лет без надежды томился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Сент – Экзюпери выкупил Барка и помог ему уехать на родину – к жене, к детям.

Как-то в Южной Америке он случайно встретил нищего старика француза, пустившегося на поиски счастья в Новый Свет и доживающего свой одинокий век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль в Марсель и отдал последние деньги.

Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес – самому их творить; и пусть это будут даже самые малые чудеса.

- В Орконте фермерша тащила упирающуюся Сесиль, маленькую девочку, с которой Сент –Экзюпери дружил, - рассказывает биограф писателя Марсель Мито.

-В чем дело? – спросил Антуан, склоняясь над малышкой.

Вместо плачущей девочки ответила мать:

- Дай ей зонтик! Для детей нет зонтиков! Не правда ли?

-Право не знаю, мадам!- с таким сомнением в голосе ответил Антуан, что девочка тотчас перестала плакать.

На следующий день он пришел на ферму с маленьким зонтиком.

Может быть, ему вспомнилось и встреча с Сесиль, когда в последние годы жизни он писал: «Маленькая девочка в слезах. Эту девочку нужно утешить. Только тогда в мире порядок».

Он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил сумрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики; они стала еще ярче и прекраснее.

Ему принадлежало много взрослых изобретений, но прыгающими мыльными пузырями он гордился больше, чем всеми другими открытиями.

5 группа.

В Нью-Йорке, куда Сент- Экзюпери приехал после оккупации фашистами Франции, он ночью поднимался от письменного стола, где лежали страницы «Маленького принца» - приходилось работать, чтобы закончить сказку к рождеству, в тот 1942г. рождественский подарок был особенно необходим людям, - подходил к окну и отсюда, с 15 этажа, один за другим пускал игрушечные бумажные вертолеты.

Иногда их подхватывал ветер и уносил вверх, к звездам.

Как-то он вышел погулять вместе со своей женой Консуэло. Впереди шел ребенок и бережно нес вертолет. Антуан сразу узнал творение своих рук.

Собственно, вся его жизнь протекала, как один долгий – долгий полет из старого замка Сент –Морис с круглыми башнями, где он жил ребенком, к той маленькой звездочке, астероиду Б-612, где родился созданный его воображением Маленький Принц.

«Я родом из детства, словно из какой –то отдельной страны»,- напишет о себе этот удивительный человек. Но детство у Экзюпери – понятие не хронологическое, а психологическое. Человек может быть маленьким старичком и в семьдесят лет сохранять чистоту мировосприятия, искренность и прямоту детства.

Каждая группа выходит со своим Флип – чатом и рассказывают фрагмент биографии (2-3 минуты).

Выводы:

- Обратите внимание на даты жизни А. де Сент –Экзюпери. О чем они могут поведать?

(Пережил две мировые войны. Погиб во время второй из них.)

- Каким человеком был писатель Антуан де Сент –Экзюпери?

(Прекрасным летчиком, верным другом, чутким и искренним человеком. Любил детей, дружил с ними, помогал им. В душе он так и остался ребенком.)

III. Работа по вопросам содержания сказки. Парная работа.

Задание: Рядом сидящие учащиеся задают друг другу 3 вопросf по содержанию сказки (вопросы по уровням). На листах ответов друг другу ставят баллы. За каждый правильный ответ – 1балл. (2-3 минутs)

-Лучшие вопросы записываются консультантами на лист, а затем задаются всему классу

Группа оценщиков, состоящая из талантливых и одаренных учащихся, берут листы с лучшими вопросами и зачитывают их. Все ученики заслушивают и отвечают.

(Можно оценить учеников суммативно, в том случае, если ответы полные).

IV. Беседа по вопросам. (Оценку поставить однокласснику в лист вопросов)

Дополнительные вопросы учителя.

- Вы прочитали сказку «Маленький Принц». Подумайте и дайте полный ответ на вопрос, кому адресована сказка?

(Тем, кто способен увидеть в шляпе удава, тем, кто смеется над цифрами, имеет богатое воображение и умеет мечтать.)

-Какие важные проблемы поднимает в произведении Сент – Экзюпери?

(Смысла жизни, любви и смерти).

V. Индивидуальная работа. Тест.


Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц»


Тест.

I. Как, по вашему мнению, нужно назвать этот отрывок:

а) экспозиция;

б) завязка;

в) эпилог).

Всмотритесь внимательнее, чтобы непременно узнать это место, если

когда – нибудь вы попадете в Африку, в пустыню. Если вам случится тут проезжать, заклинаю вас: не спешите, помедлите немного под этой звездой. И если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы уж конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда – очень прошу вас! – не забудьте утешить меня в моей печали, скорей напишите мне, что он вернулся.

II. Вспомните и соотнесите, кому принадлежать эти афоризмы:

а) автору; _____

б) Маленькому принцу; _____

в) Лису._____

1.«…Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

2.«Будь то дом, звезды или пустыня, самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами».

3.«Вода бывает нужна и сердцу».


IV. Какой смысл имеет это высказывание: а) прямой; б) переносный; в) тот и другой?

«-Есть такое твердое правило, - сказал мне после Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

V. Кому адресована сказка Антуана де Сент –Экзюпери «Маленький принц»:

а) детям;

б) взрослым;

в) тем и другим?

VI. Самопроверка теста или

Проверка теста учителем.

VI. Итог урока: оценивание – формативное (Молодцы, ребята, вы сегодня активно поработали, мне понравились ваши ответы, …..).

Оценивание - суммативное за письменные ответы на вопросы теста.

Домашнее задание.1. Прочитать и посмотреть фильм «Маленький принц».

2. Определить тематику сказки.

3.. Подготовиться по группам инсценировать фрагменты из текста сказки….

Этап рефлексия.

Какое настроение у вас было на уроке, в конце урока? (Отметьте на экране настроения).

• Я приобрел…

• Я научился…

• Я понял, что…

• Было интересно…

• Было трудно…

• Хочу похвалить…

• Мои замечания по уроку…










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Астраханцева Татьяна Александровна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167713

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства