kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

4 класс Урок окружающего мира по теме "Когда и где?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Когда и где?"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«4 класс Урок окружающего мира по теме "Когда и где?"»

Урок 6. Когда и где?

Цели
деятельности
учителя

создать условия для ознакомления учащихся с обозначением дат исторических событий, с понятиями «век», «тысячелетие», «летосчисление», определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию умения работать с исторической картой, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, работать с исторической картой.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный, поисковый; групповая, фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://audiostars.org/?mp3

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, карточки с новыми словами; таблица римских цифр, исторические карты; «лента времени»; отрывной настенный календарь

Основные
понятия

Век, тысячелетие, летосчисление

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного материала

звучит отрывок из песни о времени (к кинофильму «Стрелы Робин Гуда») в исполнении Владимира Высоцкого.

– Здравствуйте, юные историки! Сегодня нас ждет путешествие в глубь времен, и мы узнаем, почему историки так часто задают вопросы «Где?» и «Когда?»

Слушают учителя.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные:
высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация опорных

знаний

Проверка
домашнего задания: фронтальный
опрос.


Кроссворд

– Что изучает история?

– Приведите известные вам примеры исторических памятников.

– Что такое исторические источники?

– Какие исторические источники вам известны?

– Как работают археологи?

Предлагает разгадать кроссворд

Отвечают
на вопросы учителя.




Отгадывают кроссворд

Фронтальная, коллективная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учеб-

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

III. Изучение нового материала

Беседа по теме урока.















Работа
по учебнику
(с. 42, 43).

– Этот исторический термин поможет нам совершить путешествие в глубь времен. Мы узнаем, как велось летосчисление в давние времена.

– Перед нами отрывной календарь. В нем можно найти даты важных исторических событий. Например, 12 апреля 1961 года – Ю. А. Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе; 9 мая 1945 года – День Победы. Какой вопрос можно задать к этим предложениям?

– Что общего у этих вопросов?

– Что мы называем, отвечая на эти вопросы?

– А как быть, если событие произошло сотни, тысячи лет назад? На помощь нам приходят новые слова: «век» и «тысячелетие». Сколько лет составляет век?

– Сколько лет составляет тысячелетие?

– Сколько веков в тысячелетии?

– В истории принято римскими цифрами обозначать века, а арабскими – годы. Рассмотрите ленту цифр
в учебнике (с. 42). В верхнем ряду записаны арабские цифры, а в нижнем – римские.

– Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как разные народы вели счет лет.

показывает рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека.

– У разных народов был разный счет лет – летосчисление .

Слушают учителя.

Отвечают
на вопросы.













Рассматривают ленту цифр, иллюстрации в учебнике.


Подготовленный ученик рассказывает об истории обозначения

Фронтальная, индивидуальная

нике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7











Загадка.






Работа
с исторической картой

предлагает учащимся прочитать последний абзац
в учебнике (с. 43) о том, как узнать по году исторической даты век.

– Сколько лет длится I век нашей эры?

– Когда начинается II век?

– А когда он завершается?

– В каком веке мы с вами живем?

– Так почему же историки задают вопрос «когда»? Что они хотят знать?

Дорога есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя,

Луга есть – косить нельзя. в реках, морях воды нет.

– Что это?

– Мы открываем следующую страницу урока «Карта-помощница». Какие виды карт вы уже знаете, о чем они могут рассказать?

– Что помогает нам ориентироваться по карте?

– Сегодня мы познакомимся с другим видом карт – исторической картой. Рассмотрите историческую карту «Взятие Измаила» в учебнике (с. 45). Какие условные обозначения вам уже знакомы?

– Изучите условные обозначения этой карты. Что в ней особенного?

– Что на исторических картах является главным? Что рассказывает историческая карта?

– Почему же историки задают вопрос «где»?

летосчисления римскими цифрами.













читают статью и рассматривают «ленту времени»
в учебнике
(с. 44–45).

Отвечают
на вопросы

Рассматривают карту, выполняют задания


Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; имеют мотивацию
к работе на результат


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Практическая деятельность

Составление рассказа
по исторической карте
в учебнике.






Проверочная работа
(по карточкам).




предлагает учащимся рассказать по исторической карте, как происходило взятие крепости Измаил русскими войсками, используя вопросы:

1) Где расположена крепость?

2) Как она обороняется изнутри?

3) Сколько входов в крепость? Назови их.

4) Какой вид войска обороняет крепость со стороны реки Дунай?

5) Расскажите, как атакуют колонны, флотилия, артиллерия русского войска.

1. Вставь пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание:

«Для обозначения дат событий используются слова: сто лет – … (век), а десять веков – … (тысячелетие). События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к… (нашей) эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось… (до нашей эры). В истории годы принято обозначать с помощью… (арабских) цифр, а века – с помощью… (римских) цифр. Помощницей при изучении истории служит… (историческая) карта».

2. Узнай по году век:

1) Первое упоминание о Москве – 1147 год – … век.

2) Основание Санкт-Петербурга – 1703 год – … век.

3) Крещение Руси, принятие христианства – 988 год –

… век.

Составляют устные рас-сказы.








Выполняют работу письменно, сдают на проверку.







Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника), логические действия.

Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют учебные задачи.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности
работы; слушают учителя.

Личностные: оценивают усваиваемое

Устные рассказы, пись-

менные

работы.














Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7






Задания
из электронного приложения к учебнику

4) Отечественная война с войсками императора Наполеона – 1812 год – … век.

5) Принятие нового летосчисления от Рождества Христова в России – 1700 год – … век.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации





Выполняют
задания



содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям





Выполненные задания

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

– Какое летосчисление принято сейчас в России
и других странах?

– Какую помощь оказывает историческая карта при изучении исторических событий?

– Наш урок подходит к концу. Но мы еще должны «расшифровать» древнюю запись на бересте, используя подсказку.

Отвечают
на вопросы.

читают вывод в учебнике (с. 46).


читают: «Молодцы!»

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Личностные: проявляют интерес к предмету.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке; следуют в поведении моральным нормам

Устные ответы

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Действительно, вы молодцы! Работали дружно, активно





VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 42–46. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2, с. 46

Слушают, уточняют
задания

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

Задания

Ресурсный материал

кроссворд

1. Первый в России музей.

2. Специалист по истории.

3. Хранилище документов.

4. Древние записи о событиях, которые велись год за годом.

5. Скульптурное или архитектурное сооружение в память о ком-нибудь.

Ответы: 1. Кунсткамера. 2. Историк. 3. Архив. 4. Летопись. 5. Памятник.

Ключевое слово: летосчисление.

О летосчислении

Древние египтяне начинали отсчет лет заново каждый раз с правления нового фараона.

Древние римляне вели отсчет лет от основания Рима.

В жизни древних греков очень важное место занимали Олимпийские игры, поэтому греки вели свое летосчисление по олимпиадам.

Допетровская Русь считала годы «от сотворения мира». Это было очень неудобно. Люди испытывали трудности при подсчете лет. Тогда христианская церковь предложила создать единую систему отсчета лет: «Пусть год рождения Христа будет первым, следующий – вторым и т. д.». Время от рождения Христа до наших дней мы называем «нашей эрой», а если какое-то событие произошло раньше рождения Христа, мы говорим «до нашей эры».

Постепенно такой счет лет приняли в большинстве стран мира. В России он принят с 1700 года по указу Петра




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
4 класс Урок окружающего мира по теме "Когда и где?"

Автор: Чулочникова Ольга Владимировна

Дата: 22.03.2023

Номер свидетельства: 628076

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Отечественная война 1812 года" "
    ["seo_title"] => string(91) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-4-klass-otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "121169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413900846"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Урок окружающего мира "Времена года". "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-vriemiena-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "236309"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444033271"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект и презентация урока окружающего мира  классе по теме "Черная смерть" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-klassie-po-tiemie-chiernaia-smiert"
    ["file_id"] => string(6) "142545"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418313562"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(100) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "267464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374660"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(102) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "267465"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374669"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства