Этап мотивации (1-2 мин.) Цели: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания, отражающего значимость математики; | Он пойдёт ребятам впрок. Давайте учиться считать, Делить, умножать, прибавлять, вычитать. Постарайтесь всё понять, Чтобы правильно считать. - А зачем нужно правильно считать? - Правильно, без точного счёта не сдвинется с места любая работа. -С чего начнём работу на уроке? | (Ответы детей) |
Открытие новых знаний Цель для учителя: организовать усвоение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. Дифференцированная самостоятельная работа учащихся | 1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (задание на доске). – Докажите на примере данных выражений, что деление связано с умножением: а) 572 : 26 = 22 б) 649 : 15 = 43 22 · 26 = 572. Второе равенство неверное, так как, воспользовавшись даже способом прикидки, легко это заметить: если 3 · 5 = 15, то в разряде единиц делимого должна стоять цифра 5, а у нас – цифра 9. 2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 175. – Как проверить, верны равенства или нет в первом столбике? З а п и с ь: 972 : 27 = 36. Проверка: Либо воспользоваться способом прикидки цифры делимого, обозначающей единицы: 384 : 4 = 97 7 · 4 = 28 Значит, в разряде единиц делимого должна стоять цифра 8, а не цифра 4. Поэтому, не выполняя вычислений в столбик, можно утверждать, что данное равенство неверное. – В чем особенность выражений второго столбика? – Как проверить деление с остатком? З а п и с ь: 324 : 62 = 5 (ост. 12) – неверно 5 · 62 + 12 = 322 – Сравните свои рассуждения с ответами Миши и Маши. – Составьте три своих равенства на деление. – Проверьте составленные равенства на калькуляторе.В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 176. – Вспомните, как выполняется запись деления уголком. Где пишется делимое, делитель, частное? Что обозначает уголок? – Как проверить, верен полученный результат или нет? З а п и с ь в т е т р а д я х: 50 : 7 = 7 (ост. 1) 7 · 7 + 1 = 50 – Чем похожи все выражения данного задания? 2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 177 (а, б, в). – Какое верное равенство можно составить согласно заданию (а, б, в)? Учащиеся самостоятельно записывают, а потом проводится проверка. – А теперь я усложняю задание в): составьте запись на деление, если делитель – это трехзначное число, в котором отсутствуют разрядные десятки, а значение частного состоит из однозначного числа и остатка – числа двузначного. – Может ли остаток быть любым двузначным числом? (Остаток должен быть меньше делителя. Значит, остаток может быть в данном случае любым двузначным числом.) – Может ли остаток быть любым трехзначным числом? 3. | О т в е т: первое равенство верное, это можно доказать при помощи проверки, для этого нужно О т в е т: надо выполнить умножение, то есть воспользоваться правилом нахождения делимого по делителю и значению частного. (Это выражения на деление с остатком.) (Значение неполного частного надо умножить на делитель и прибавить остаток.) |