Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию. Использование на уроках мультимедийных презентаций помогает повысить эффективность проведенного урока, дети увлечены работой, поднятию настроения способствуют динамические физкультминутки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«2-е лицо глаголов единственного числа »
Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Предмет:Русский язык. Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.
Тема: 2-е лицо глаголов единственного числа.
Класс:4.
Технологии: мультимедийная презентация.
Аннотация:
Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию. Использование на уроках мультимедийных презентаций помогает повысить эффективность проведенного урока, дети увлечены работой, поднятию настроения способствуют динамические физкультминутки.
Конспект урока:
Цели:
Дать представление о том, что во 2 лице единственного числа глаголы имеют окончание – ешь, - ишь.
Способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.
Развивать мыслительные операции; психические процессы (внимание, восприятие, память); орфографическую зоркость; связную устную и письменную речь.
Воспитывать умение работать в коллективе.
Воспитывать любовь к учению, развивать умение работать с ИКТ.
Оборудование: солнышко на парту, солнышко на доску, презентация, карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой на урок
- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза.
- Какое у вас настроение? Вырази своё настроение через цветовую гамму. У вас на столах есть солнышко, прикрепите к нему тот цвет, который больше соответствует вашему настроению. (На парте у каждого ученика – полоски серого, жёлтого, синего цвета. Если серый цвет –настроение грустное, если жёлтый - веселое, если синий – думаю твоё настроение улучшится.)
- У меня на доске тоже есть солнце. Если мы со всеми заданиями справимся, то оно нам будет улыбаться.
- Хорошее настроение позволит нам успешно работать и принесет нам всем радость общения друг с другом.
- Я желаю вам удачи!
2. Актуализация знаний.
а) орфографическая разминка (слайд 4)
- Спинки, тетради и ручки, улыбку. Вы меня поняли, ребята?
- Нет.
- Выпрямили, приготовили, подарите…. А теперь понятно?
- Да.
- Что объединяет слова второй группы?
- Глаголы
- Над какой частью речи мы сейчас работаем?
-Над глаголом
ГЛАГОЛ - это особенная часть речи, Она заставит действовать нас всех: Читать, писать, спрягать - и обеспечит В конце урока непременно нам успех.
Давайте вспомним с вами всё что мы знаем о глаголе (слайд 5)
-Что называется спряжением глагола?
-Изменение окончаний глаголов по лицам и числам.
-Сегодня мы продолжим работу над этой частью речи, а тему вы сформулируете немного позже.
( пишут 2 человека, после написания, по очереди доказывают, какая орфограмма в слове).
Ь после шипящих на ь после шипящих на
конце имён сущест- конце имён сущест-
вительных ж.р. вительных м.р.
(слайд 6)
- Что объединяет все эти слова? (оканчиваются на шипящую)
– Запишите ещё одно слово: готовишь
- В работе ребят возникли 2 точки зрения.
- Кто прав?
- Почему ребята сделали ошибку? (потому что мы не знаем такой орфограммы)
- На какой вопрос нам предстоит ответить? ( КАК писать глаголы с шипящей на конце).
4. Открытие нового знания.
а) побуждающий диалог.
- Давайте посмотрим на это слово.
- Чем это слово отличается от остальных? (это глагол, появляется запись: глагол) (слайд 7)
- Это глагол какого лица? (появляется запись: 2 лицо)
- Числа? (появляется запись: единственное число)
- Оканчивается на какую согласную? ( появляется запись: после шипящей)
- Так надо писать мягкий знак?
ГЛАГОЛ
2 лицо
единственное число
после шипящей
ь - ?
- Послушайте сказку, которую приготовили нам ребята. Может она поможет решить нашу проблему.
б) мотивирующий приём.
Сказка про глагол 2 лицо ед.ч после шипящей.
Действующие лица: ведущая
слово «говоришь»- (написать на короне) говоришь
слово «смотришь»- смотриш
солнце
царь Глагол
Однажды в апрельский, солнечный день встретились в лесу два слова: «говоришь» и «смотришь».
Слово «смотришь» обращается к слову «говоришь»:
Г.:- Ты, куда идешь?
С.:- Я иду в страну Глаголию, чтобы сам царь Глагол решил и постановил, что я самое главное слово на свете.
Г.:- Ты главное, нет, я – главнее, потому что у меня больше букв.
И стали они спорить, а небо хмурится.
Солнышко вышло из – за тучки.
С.:- Ребята, надо жить дружно, я думаю, что ваш спор решит только царь Глагол.
- Тогда «смотришь» и «говоришь» взялись за руки и направились к царю.
- Помоги нам разобраться, кто из нас главнее?
Ц: «Я повелеваю, чтобы с вами вместе был мягкий знак. Вы оба важны и нужны. А для этого нужен указ»
Указ №1
- Глаголы 2 лица единственного числа после шипящей писать с мягким знаком. И даю вам в руки, мягкий знак. (глагол подходит к слову смотришь, и вставляет на конце ь)
- Какой указ издал царь Глагол? (Глаголы 2 лица единственного числа после шипящей писать с мягким знаком.)
в алгоритме появляется табличка ь
- Ребята, в русском языке есть ещё одно грамматическое значение мягкого языка.
- Откройте учебник и прочитайте правило на стр.76.
- Как будет называться наша новая орфограмма?
(правописание глаголов 2 лица, единственного числа, после шипящей.)
- А теперь, исходя из этого правила, сформулируйте тему нашего урока.
-Цели:
-Итак, мы с вами будем учиться писать глаголы 2 лица, единственного числа после шипящей.
- Давайте исправим ошибку, применив новый алгоритм.
- Так как же мы будем писать глаголы 2 лица, единственного числа после шипящей?
ГЛАГОЛ
2 лицо
единственное число
после шипящей
ь
Физминутка для глаз «Крошка енот» (слайд 8)
5. Первичное закрепление.
а) комментированное письмо
- Давайте нашу новую орфограмму отработаем на практике.
- Выполним упражнение 429.(слайд 9)
- Прочитайте задание.
-Какие предложения будем выписывать?
-Первую часть задания выполняете самостоятельно (списывание упражнений), дальше выполняем комментировано по цепочке.
- Что поможет правильно писать глаголы 2 лица, единственного числа после шипящей?
- Правило.
Физминутка (двигательная) (слайд 10-21)
б) Упражнение «Помоги Незнайке» (слайд 22)
Незнайка получил задание записать глаголы во 2-ом лице единственного числа. Незнайка хорошо усвоил, что глаголы 2-го лица единственного числа оканчиваются на мягкий знак. Вот какие слова он записал: ПОСТУЧИШЬ, ПРОМОЛЧИШЬ, ЗАШЬЁШЬ, ТИШЬ, ПОМОЩЬ, РЕЖЕШЬ, ПИЛИШЬ, ТУШЬ, ДРОЖЬ, ДОЧЬ, СНЯТЬ, ГЛОТАТЬ.
-Правильно ли Незнайка выполнил задание? Запишите те слова, которые нужно было записать Незнайке.
-Какие слова не являются глаголами? (тишь, помощь, тушь, дрожь, дочь).
Почему слова снять, глотать не подходят? Это же глаголы? (Это глаголы неопределенной формы).
-Проверка (слайд 23)
- Поднимите руки, кто справился верно.
- Как надо писать глаголы 2 лица, единственного числа после шипящих?
Три месяца ты можешь наблюдать ход весны. Хорошо, если ты шагаешь вместе с ней, смотришь, думаешь, запоминаешь.
Вчера ты шёл в школу под зимним небом, а сегодня в небе – весна. Поле чернеет проталинами, и ты чувствуешь запах оттаявшей земли. И ты скажешь: «Этого ещё вчера не было».
б) Самопроверка.
1 группа – переверните листочки и сверьте с эталоном.
2 группа – проверьте ваше задание со слайдом.(слайд 25)
1группа - У кого возникли затруднения?
2группа – Поднимите руки кто прав?
- Так как же мы будем писать глаголы 2 лица, единственного числа после шипящей?
7. Рефлексия.
А сейчас мы проведём небольшой тест. Выпишите буквы с правильным ответом. (слайд 26)
а) тест
1. Выбери слово которое стоит в 3 лице единственном числе, выпиши букву.
А.) везёшь У) шагает И) учусь
2. Найди глагол 1-го лица, выпиши букву.
Б) звучит П) удивляешься Р) смотрим
3.Выбери слово, которое стоит во 2 лице, единственном числе после шипящих.
А) строишь О) крутит Ю) рисует
- Какое у вас получилось слово? УРА (слайд 27)
- Молодцы!
- Как вы понимаете слово ура?
- Давайте прочитаем по словарю Ожегова его значение.
Слово ура обозначает восклицание, выражающее восторженное одобрение.
- И я за вас рада, что у вас всё получилось.
8. Итог урока.
- Какое настроение вы испытываете после выполненной работы на уроке?
- Возьмите цветную полоску и прикрепите её к солнцу или оставьте прежнюю
- Посмотрите и наше солнышко стало улыбаться.
- Давайте ему скажем, чему мы сегодня научились?.( гл.2л.,ед.ч. пиши с ь)
- Как же пишется глагол 2 лица, единственного числа после шипящей?