Просмотр содержимого документа
«110 урок "Куда девается вода?"Л. Толстой »
Класс:2
Предмет: литературное чтение.
111 урок
Дата: ___апреля.
Тема: «Куда девается вода из моря»
Цель урока: знакомство с новыми рассказами Л. Н. Толстого, развитие умения различать типы текстов.
Задачи:
Расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научном и художественном стиле текста.
Развивать умение видеть изобразительные средства языка (сравнения, метафоры), учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности.
Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать вдумчиво.
Развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать красоту слова), воображение, произвольное внимание, учить детей видеть красоту природы.
Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, наслаждение от произведений искусства.
Оборудование: учебники, словари, слайды с изображением видов природы, таблицы с вопросами к текстам различных типов, капельки росы, солнышки, тексты с описанием росы из энциклопедии, карточки с заданием для работы по группам..
Ход урока
Организационный момент (1-3 мин.).
Вхождение в урок, дети стоят, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.
Учитель:
- Из глубокого колодца (руки «О»)
- Солнце медленно встает (руки поднимают над головой)
- Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вниз)
- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)
- Новый день оно начнет (руки вниз широко)
- С наступлением нового дня!
- Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.
- Сели девочки, сели мальчики.
2. Проверка домашнего задания (5 мин.).
1. В каком городе происходят события книги?
В Лондоне, В Бельгии, В Стокгольме, в Люксембурге
2.Как звали сестру ?
3.Как звали «домомучительницу»?
Толковый словарь В.Даля и словарь Ожегова.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Оказывается, не только в отношениях людей встречается доброта, но и в отношениях животных, в чем мы убедились при чтении рассказа Л.Н.Толстого.
3. Речевая разминка.
Прочитайте пословицу:
Никакое искусство не достигнет природы.
- по слогам
- с ускорением
- с вопросительной интонацией
- с утвердительной интонацией
Объясните смысл, как вы её понимаете.
4. Введение в тему. Новая тема (15-20 мин.).
(Слайд 1-4)
Физкультминутка.
(10 мин.) Самостоятельное чтение рассказа Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря?»
- А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, прочитав ещё один рассказ Л. Н. Толстого.
- Росинка отправляет нас на с. 163. Как называется рассказ?
- Прочитайте рассказ самостоятельно.
5.Работа над содержанием текста.
- В середине текста Л.Н.Толстой задаёт вопросы. Зачитайте их.
(Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?)
- О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.)
6.Повторное чтение со «стопами»
- Как вода попадает в моря?
- Когда образовались моря?
- Почему туча у всех морей в долгу? ( с поверхности морей вода поднимается в виде тумана, а из тумана делаются тучи)
- Чем расплатилась туча с морем?
(из туч вода падает на землю, с земли стекает в болота и ручьи, из ручьев течет в реки, из рек в моря)
- Автор рассказывает нам, как выглядит вода, а любуется ли он ею?
- Какая цель у автора? (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)
- К какому типу. текста относится это произведение? (Это текст-рассуждение)
- Вспомните признаки текста-рассуждения.
На доску вывешивается таблица:
«Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?». Это может быть высказывание, обсуждение, умозаключение.
- К какому стилю вы отнесли бы этот текст? (Дети приводят доказательства, что это научный стиль)
- Какой ещё тип текста вы знаете? (Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.)
На доску вывешивается таблица:
«Текст-повествование - сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как?»
Обобщение (3-5 мин.). ИД
Составление синквейна
1.Существительное – роса
2.прилагательных , описывающие основную мысль– утренняя, алмазная
3. 3глагола, описывающие действия в рамках темы – блестит, сверкает, перекатывается, переливается
4.Предложение из 4 слов. фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме– Роса блестит крупными алмазами
5. Слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Работа в тетради.№1
Что нового о воде ты узнал?
2.Какие выводы ты сделал из этого рассказа?
Работа в тетради №2(общая)
Записать что такое «текст-рассуждение»
Рефлексия. Приклейте свою капельку росы под тем солнышком, которое соответствовало вашему настроению на уроке.
Домашнее задание (1-2 мин.).
Стр. 156 «5» - наизусть ½ текста.«4» - пересказ близко к тексту.«3»- беглое чтение рассказа.