kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: " Л. Н. Толстой " Какая бывает роса на траве?" " Куда девается вода из моря?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: " Л.Н. Толстой " Какая бывает роса на траве?", " Куда девается вода из моря?". Конспект составлен по жанорову уроку ( сравнение жанров литературного творчества Л.Н.Ттолстого), по УМК Школа России

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: " Л. Н. Толстой " Какая бывает роса на траве?" " Куда девается вода из моря?"»

Урок для 3 класса (жанровый)

Программа «Школа России»

Л.Н.Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные результаты: знать характерные особенности текста-описания и текста-рассуждения; знать, чем отличается текст-описание от текста-рассуждения (на примере изученных рассказов Л.Н.Толстого); читать произведения выразительно в соответствии с задачей чтения (текст-описание и текст-рассуждение читаются по-разному); пользоваться приёмами просмотрового чтения.

Метапредметные результаты:

-результативные УУД: формулировать учебную задачу урока в малых группах; планировать процесс сравнения текстов в малой группе; оценивать свою работу на уроке и работу своих товарищей в группе;

-познавательные УУД: сопоставлять и сравнивать тексты разных типов и стилей; на основе сопоставления составлять таблицу и делать обобщения по ней; составлять модели текстов и сравнивать их между собой; выделять в тексте-описании и тексте-рассуждении необходимую информацию с целью осмысления их специфических особенностей;

-коммуникативные УУД: уметь распределять роли в группе, договариваться между собой в ходе выполнения заданий; выдвигать гипотезы для их коллективного обсуждения; вступать в дискуссии, соблюдая правила их ведения; выслушивать мнение товарищей по группе.

Личностные результаты: рассказывать о своих чувствах, связанных с чтением произведений, делиться своим эмоциональным состоянием, объяснять свои чувства и эмоции.

Ресурсы и оборудование:

1.     Учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова , часть 1, с.122-123.

2.     Компьютер.

3.     Мультимедиапроектор.

4.     Презентация к уроку.

5.     Карточки с заданиями для малых групп.

6.     Карточки со значками-оценками.

Ход урока

Проверка домашнего задания. Опрос детей, как они выполнили домашнее задание, помочь им сделать некоторое обобщение о прочитанных рассказах Л.Н.Толстого «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» - найти то, что их объединяет (прежде всего глубокий нравственный смысл данных произведений). Разговор с детьми о композиции повествовательного рассказа как жанра, что обычно является главным в рассказе.

Актуализация знаний учащихся о художественном и научно-познавательном текстах.

Беседа по плану:

1.Вспомните, какие тексты мы обычно противопоставляем художественным текстам? (Научно-познавательные)

2.Назовите их отличительные особенности

3.Какова цель художественного высказывания? А какова цель научного высказывания?

4. Почему так происходит, что высказывания оформляются в разных стилях – художественном или научном? (Перед авторами стоят разные задачи.)

5.Разбейтесь на группы. Откройте учебник на страницах 122-123 и просмотрите два текста Л.Н.Толстого. Обратите внимание на заголовки. Подумайте, как можно сформулировать учебную задачу сегодняшнего урока.

Целеполагание, формулирование учебной задачи урока.

Попросить школьников найти общее и различное в заголовках к текстам и подписях к ним. Вывод детей:

-у текстов один автор, и оба заголовка сформулированы в виде вопроса (что общее);

-подписи под заголовками нам сообщают о том, что один текст-описание, а другой-рассуждение, следовательно, это тексты различные по типу.

Отсюда вытекает учебная задача урока: сравнить тексты разных типов, найти их специфические особенности.

Работа над новым материалом Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве».

Первичное восприятие произведения. Учитель читает рассказ.

Беседа о прочитанном по вопросам:

1.    Понравилось ли вам то, как описывает Толстой росу на траве?

2.    Чем особенно понравилось описание?

3.    В какое время суток описывается роса? Как вы догадались?

4.    На что именно обращает наше внимание писатель?

Чтение текста «Какая бывает роса на траве» учащимися в группах с заданием.

Каждая мини-группа получает свое задание, которое выполняется по ходу чтения и сразу после чтения текста. Задания ориентируют учащихся на поисковую деятельность.

1 группа: «Прочитать по цепочке текст так, чтобы каждый учащийся поучаствовал в процессе чтения; подумать, почему автор назвал свой текст описанием».

2 группа: «Прочитать по цепочке текст так, чтобы каждый учащийся поучаствовал в процессе чтения. Из первого абзаца выписать слова и выражения, описывающие росу».

3 группа. «Прочитать по цепочке текст так, чтобы каждый учащийся поучаствовал в процессе чтения. Из второго и третьего абзацев выписать слова и выражения, описывающие лист, на котором автор увидел росу».

4 группа. «Прочитать по цепочке текст так, чтобы каждый учащийся поучаствовал в процессе чтения. Из четвертого абзаца выписать слова и выражения, описывающие то, как росинка скатывается по листочку».

5 группа. «Прочитать по цепочке текст так, чтобы каждый учащийся поучаствовал в процессе чтения. Найти и выписать из всего текста сравнительные обороты. Подумать, какие картины встают перед глазами при прочтении данных сравнений».

6 группа. «Прочитать по цепочке текст так, чтобы каждый учащийся поучаствовал в процессе чтения. Найти в последнем абзаце и выписать слова и выражения, характеризующие чувства автора. Подумать над тем, какую главную мысль хотел донести до читателя Л.Н.Толстой, к чему он призывает нас.

Взаимооценка. Учитель выслушивает каждую группу и оценивает работу.

Знаковая система оценивания:

₊ Задание выполнено очень качественно

Ο Задание выполнено с 1-2 недостатками

󠄬 Необходимо подумать, почему не всё получилось

—Требуется не только подумать над причинами неудач, но и очень хорошо потрудиться, чтобы исправить свои недочеты.

После прослушивания выступлений каждой группы школьники других групп оценивают ее работу-поднимают карточку со знаком-оценкой и комментируют свое коллективное решение.

Группы выслушиваем в той последовательности, в которой они пронумерованы.

Выслушав все группы, следует задать вопрос учащимся, догадались ли они, у какой группы в задании был самый главный вопрос к данному произведению, как следует ответить на этот вопрос – так же, как ребята из этой группы, или по-другому.

Выводы и обобщения. После изучения текста-описания, учащиеся подводят итоги по ряду критериев (таблица «Анализ текста» в приложении), которые можно сформулировать в виде вопросов:

1.Похожа ли композиция текста-повествования на построение текста-описания?

2. Что отражает заголовок к тексту?

3. Какова цель высказывания автора?

4. Какими языковыми средствами пользуется автор?

5. Каков стиль текста?

6. Какой это тип текста?

Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?»

Первичное восприятие текста.

Дети читают текст по цепочке в мини-группах. Беседа по содержанию:

-О чем этот текст?

-Понравился ли он вам? Чем особенно понравился?

-Почему автор назвал текст рассуждением?

Перечитывание текста учащимися и выявление его особенностей. Задания:

1.Перечитайте первый абзац и скажите, откуда попадает вода в моря.

2.Перечитайте второй абзац и скажите, «куда девается вода из моря» и почему она «не течет через край».

3. Как вы представляете этот процесс? В совместной работе в группах нарисуйте схему этого процесса. (Дети работают в мини-группах; рисуют схемы, а затем демонстрируют их классу и дают необходимые пояснения; каждая группа оценивается учащимися других групп.)

4. А теперь давайте подискутируем: на какой главный вопрос пытается дать ответ автор произведения? Какую главную мысль он стремится выразить в своем тексте?

Подводим учащихся к выводу, что автор стремится ответить на вопрос «почему это происходит?», хочет донести до читателя мысль о том, что всё в мире взаимосвязано, одни явления порождают другие.

Выводы и обобщения. Учащиеся анализируют текст-рассуждение по тем же критериям, что и текст-описание (таблица «Анализ текстов» в приложении).

Сравнение текстов Л.Н.Толстого «Какая бывает роса на траве» и "Куда девается вода из моря?».

Учащиеся завершают работу с таблицей.

После того, как школьники придут к выводу о том, что тексты по всем критериям различны, необходимо спросить их о том, из какого текста информацию вычитывать труднее, а из какого легче и почему.

Подведение итогов. Выводы и обобщения учащихся по уроку. Рефлексия.

Беседа по вопросам:

-Какие характерные особенности текста-описания вы можете назвать?

-Какие характерные особенности текста-рассуждения вы можете назвать?

-Чему вы учились на сегодняшнем уроке?

-Что нового вы узнали о произведениях Л.Н.Толстого? Можно ли после этого назвать его мастером слова?

-Какое чувство осталось у вас после прочтения рассказов Л.Н.Толстого? Постарайтесь найти слово, объясняющее ваше чувство.

Самооценка. Определение уровня своих достижений на уроке.

Процесс самооценивания школьников.

Домашнее задание. Задание №2 на с.123 учебника (придумай свой рассказ с описанием или с рассуждением), в качестве помощника можно использовать рабочую тетрадь по литературному чтению стр.41-42).

 

                                                                                                Приложение

                                Анализ текстов

 

Вопросы-критерии

Комментарий к анализу текстов

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве» (текст-описание)

Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?» (текст-рассуждение)

Общий вывод

Похожа ли композиция текста-повествования на построение текста-описания?

Композиция текста-описания схожа с композицией текста-повествования и содержит:

Вступление;

Основную часть (описание)

заключение

Композиция текста-рассуждения отличается от текста повествования и содержит:

Тезис-утверждение, что все реки текут в моря, которое заканчивается главным вопросом: «Куда девается вода из моря?»;

Основную часть (аргументы, факты и доказательства), дающую ответ на главный вопрос;

Вывод (в данном случае отсутствует)

 

 

 

 

 

Тексты имеют различную композицию

Что отражает заголовок к тексту?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросительное слово какая наводит на мысль, что будут описываться какие-то признаки предмета, т.е. текст будет содержать описание.

Вопрос Куда девается вода из моря? заставляет задуматься, начать размышлять

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели высказывания различны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какова цель высказывания автора?

Автор стремится показать, что в самом обыкновенном предмете можно увидеть красоту, желает поделиться чувством от увиденной красоты

Автор стремится сообщить информацию о том, куда девается вода из моря и что с ней происходит на разных этапах процесса круговорота воды в природе. Чувства и эмоции не передаются, приводятся только факты.

Заголовки по-разному отражают содержание текстов.

Какими языковыми средствами пользуется автор?

В тексте преобладают образные слова и выражения

В тексте слова в переносном значении не употребляются. Используется нейтральная лексика: родники, ручьи, болота, моря, туман, ветер, земля и пр.

 

 

Языковые средства различны

 

 

 

Каков стиль текста?

Художественный

Научный

 

 

Различаются

 

 

Какой это тип текста?

Описание

Рассуждение

 

 

Различаются




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Наталья Евгеньевна Угарова

Дата: 24.12.2023

Номер свидетельства: 643141

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме "Л.Н.Толстой.  Сравнение текстов "Какая бывает роса на траве?" и "Куда девается вода из моря?" " "
    ["seo_title"] => string(161) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-v-3-klassie-po-tiemie-l-n-tolstoi-sravnieniie-tiekstov-kakaia-byvaiet-rosa-na-travie-i-kuda-dievaietsia-voda-iz-moria"
    ["file_id"] => string(6) "120797"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413808753"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства