Урок литературного чтения в 3 классе Тема урока: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
Урок литературного чтения в 3 классе Тема урока: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема урока: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с научным и художественным стилями текстов; способствовать развитию умений прогнозировать содержание по названию, сравнивать тексты разных типов (текст- описание и текст - рассуждение), находить их специфические особенности, видеть изобразительные средства языка (сравнение, олицетворение); содействовать творческой активности, воспитанию любви к чтению.
Планируемые результаты
Предметные: научатся называть характерные особенности текста – описания и текста рассуждения, их отличительные признаки; читать выразительно; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)
Метапредметные:
познавательные: сопоставляют и сравнивают тексты разных типов; составляют модели текстов и сравнивают их между собой; выделяют в тексте-описании и тексте –рассуждении необходимую информацию с целью осмысления их специфических особенностей;
регулятивные: оценивают свою работу на уроке и работу своих товарищей; читают в соответствии с целью чтения;
коммуникативные:распределяют роли в группе, договариваются между собой; вступают в дискуссии, соблюдая правила; выслушивают мнения товарищей
Личностные: рассказывают о своих чувствах связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным состоянием, объясняют свои чувства и эмоции
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, таблица «Круговорот воды в природе», карточки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе Тема урока: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»»
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема урока: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с научным и художественным стилями текстов; способствовать развитию умений прогнозировать содержание по названию, сравнивать тексты разных типов (текст- описание и текст - рассуждение), находить их специфические особенности, видеть изобразительные средства языка (сравнение, олицетворение); содействовать творческой активности, воспитанию любви к чтению.
Планируемые результаты
Предметные: научатся называть характерные особенности текста – описания и текста рассуждения, их отличительные признаки; читать выразительно; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)
Метапредметные:
познавательные: сопоставляют и сравнивают тексты разных типов; составляют модели текстов и сравнивают их между собой; выделяют в тексте-описании и тексте –рассуждении необходимую информацию с целью осмысления их специфических особенностей;
регулятивные: оценивают свою работу на уроке и работу своих товарищей; читают в соответствии с целью чтения;
коммуникативные:распределяют роли в группе, договариваются между собой; вступают в дискуссии, соблюдая правила; выслушивают мнения товарищей
Личностные: рассказывают о своих чувствах связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным состоянием, объясняют свои чувства и эмоции
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, таблица «Круговорот воды в природе», карточки.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Гости – учителя нашей школы, они пришли посмотреть, как вы учитесь, что знаете, как отвечаете. Давайте постараемся и хорошо поработаем.
Я предлагаю вам урок, но необычный !
Читать и думать - пусть войдёт у вас в привычку!
Сегодня тексты почитаем, порассуждаем, поиграем!
Скорей садитесь на места,
Ведь начинать уже пора.
II. Проверка домашнего задания(5 мин)
-А начнем мы с домашнего задания. Как вы понимаете строки:
«Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий верный друг»
- Как вы понимаете эти слова?
- А какое отношение они имеют к домашнему заданию?
- А люди способны на такой поступок?
III. Мотивация
1) - Но не только животные способны удивлять нас и радовать, природа тоже может и удивлять, и восхищать. И завораживать своей красотой, необычностью.
- «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце»
- Вот сейчас вы посмотрите и скажите, мне потом, что вы чувствовали
(Видео с музыкой)
2) - Вам понравилось! Наблюдали ли вы это явление природы! Отчего оно возникает?
3) – Как называются эти капельки? (росою)
- А что такое роса?
С.И. Ожегов с «Словаре русского языка» дает такое определение:
Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады.
)
IV. Актуализация знаний
Вы слыхали о воде? Мы привыкли, что вода -
Говорят она везде! Наша спутница всегда!
- И даже на уроке литературного чтения мы будем говорить о состояниях воды. Ведь вода – настоящая волшебница. Давайте нарисуем портрет этой волшебницы загадками и вспомним, в каких состояниях бывает вода.
Прозрачен, как стекло, Кто всю ночь по крыше бьет
А не вставишь в окно. (Лед) Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Седой дедушка у ворот Убаюкивает? (Дождь)
Всем глаза заволок. (Туман)
- Сегодня мы совершим увлекательную прогулку и подробнее поговорим о состояниях воды.
V. Изучение нового материала
1)Первичное чтение учителем
- Сегодня мы ознакомимся с новыми рассказами Льва Николаевича Толстого. Чем они отличаются от прочитанных ранее, вы скажите мне в конце урока.
- Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ на стр.162 прочитайте? (Какая бывает роса на траве)
2) Работа после чтения
А) – Что было непонятно? Какие слова?
Алмазы – прозрачные драгоценные камни.
Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким и густым ворсом.
Б) Повторное чтение учащимися
- Прочитайте текст еще раз «цепочкой». Попробуйте прочитать выразительно, как будто читает один человек.
- Какое настроение создает рассказ?
- Определите тип текста? (текст-описание)
Учитель на доске вывешивает таблицу:
« Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»
- Подумайте, с какой целью Толстой написал его? (Поделился с нами радостью. Восхищением от увиденного, привлечь наше внимание к красоте окружающего мира.
- Как мы должны относится к природе, к цветочкам, деревцам?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Росинка приглашает вас отдохнуть.
Физминутка
Звучит аудиозапись шума воды.
Учитель: - Как прекрасны звуки шума воды.
Представь, что ты идешь к роднику. (наклоняемся, приседаем, моем руки, набираем воду в ладони, моем лицо [все показываем движениями]
Вода прекрасна. Зачерпнули водичку и утолили жажду.
Подошли к речке, прыгнули в речку, поплыли, нырнули, вынырнули, вышли из воды, сели.
Продолжение изучения темы
- Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили Море и Туча.
Говорило Море Туче,
Той, что ливень пролила:
-Эй, ты Туча! Что ж ты лучше
Места выбрать не могла?
Отвечала Морю Туча:
- Я у всех морей в долгу!
И сегодня выпал случай –
Расплатилась, чем могу!
- А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, после чтения ещё одного рассказа Л. Н. Толстого.
Чтение рассказа «Куда девается вода из моря?
2) Словарная работа.
Ключ - бьющий из земли источник
3)Работа над содержанием текста
- В середине текста Толстой задает вопросы. Зачитайте их.
-Назовите тип текста: описание или рассуждение? (Вид текста – рассуждение )
На доску вывешивается таблица:
«Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?».
- Да, это рассуждение. Этот вид текста используется тогда, когда тебя интересуют вопросы «почему?», «зачем», «отчего ?», когда ты хочешь что-то объяснить или доказать.
- Как называется явление, о котором пишет Л.Н.Толстой (Круговорот воды в природе)
3) Повторное чтение и обсуждение (Жужжащее чтение)
- Как вода попадает в моря?
- Куда течет вода из родников?
- Когда образовались моря? (С тех пор, как мир сотворен)
- Почему туча у всех морей в долгу?(Туча в долгу потому – что вода из моря испаряется и образуются тучи)
- Чем расплатилась туча с морем? (Дождем)
-Автор рассказывает нам, как выглядит вода, а любуется ли он ею?
-Какая цель у автора? Что он хотел рассказать нам этим произведением (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)
- Какому типу текста относится это произведение ? (Это текст-рассуждения)
- Какой ещё тип текста вы знаете? (Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.)
На доску вывешивается таблица:
«Текст-повествование - сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как?»
Предложение из 4 слов – Роса блестит крупными алмазами
А сейчас вы поработаем с текстом, мы будем составлять из предложений текст.
VI. Домашнее задание.
- Придумайте свой рассказ описание или рассуждение, запишите его. Стр.162-163, читать.
VII. Итог урока.
Подведём итог урока.
- С какими рассказами вы познакомились на этом уроке?
- О каких явлениях природы вы узнали?
- Какие виды текстов вы вспомнили, узнали?
- Что особенно вам запомнилось на этом уроке?
А сейчас послушайте стихотворение , которое нам прочитает Алена
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед.
Расстает- и снова в поход!
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода
VIII. Рефлексия.
- У каждого в конверте на парте лежат три капельки. Одна из них улыбающаяся, другая расстроенная, а третья не выражает никаких эмоций. Покажите мне ту капельку, которая отражает ваше настроение после этого урока
Тест.
Обведите все правильные ответы.
1. Какими тропами пользуется автор, описывая красоту природы в произведении «Какая бывает роса на траве»?
а) сравнение,
б) олицетворение,
в) эпитет.
2. В каких состояниях бывает вода?
а) жидкое,
б) твердое,
в) газированное (газообразное).
3. О каком главном явлении природы вы узнали из рассказов Л.Н.Толстого.
а) радуга,
б) круговорот воды,
в) ливень.
Я знаю, какие причины дождя бывают! Это круговорот воды в природе, нам в школе рассказывали, вода из рек и морей испаряется, поднимается паром вверх, в небо, а в небе холодно, там пар становится водой и идёт дождь, снова в моря и реки попадает. А потом опять в небо! Всё вроде бы … А! Ещё причины дождя такие – если дождя не будет, то всё живое на земле засохнет и погибнет, вот поэтому дождь и идёт!
ЗНАКОМСТВО УЧАЩИХСЯ С ТЕМОЙ УРОКА.
1) Чтение темы с доски.
(Тема: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на трове, « Куда девается вода из моря?» Сопоставление художественного и научно –познавательного текста.)
2) Знакомство с главным вопросом урока.
- Каковы задачи урока?
(Формирование навыка чтения, Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого. Учиться различать художественный текст от научно-познавательного.
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС УРКА: Умею ли я различать художественный текст от научно –познавательного?
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ.
1) Упражнение на развитие поля зрения.
Смотрим на зелёную точку, которая находится в середине квадрата. Находим все числа по порядку. Кто соберёт числа поднимите руку.
2) Упражнения для глаз.
Поморгайте. Зажмурьте сильно глаза, затем широко их распахните.
3) Упражнения на артикуляцию «Часики», «Вкусное варенье»
4) Упражнение на развитие внимания к слову и его частям. Задача прочитать без ошибок.
РАЗГЛЯДИШЬ СКОЛЬЗКО
ПРОСКОЛЬЗНЁТ СКОЛЬЗИТЬ
ПОДНИМАЕТС УСКОЛЬЗАТЬ
ПРОСКОЛЬЗНЁТ
ПРОСКОЛЬЗНУТЬ
ГЛЯДЯ
ВЗГЛЯД
ГЛЯДЕТЬ
ВГЛЯДЫВАТЬСЯ
5) Развитие чёткого произношения. Работа со скороговоркой.
ТОЛЬКО ТОТ, ТОВАРИЩИ, ТОВАРИЩ…
- В каких значениях употреблено слово товарищ?
- Как называется произведение Л.Н.Толстого в котором рассказывается о привязанности животных друг к другу? («Лев и собачка»)
4. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
1) Составление плана текста «Лев и собачка»
Расставьте пункты плана по порядку.
1. Плата за смотрение.
2. Встреча льва и собачки.
3. Дружба зверей.
4. Просьба хозяина собачки.
5. Смерть собачки.
6. Смерть льва.
2) Перескажите текст, оцените пересказ.
3) Зачитайте отрывок, соответствующий 3 пункту плана. Оцените чтение.
Критерии оценки чтения:
Упоминание об авторе.
Упоминание названия текста
Безошибочность чтения
Беглость чтения (чтение целыми словами с соблюдением авторских пауз)
Выразительность чтения (Изменение окраски голоса и расстановка логического ударения)
Критерии оценки пересказа:
Упоминание об авторе.
Упоминание о названии произведения.
Соблюдение последовательности повествования.
Полнота текста.
Отсутствие речевых ошибок при пересказе.
- К какому виду текста относится произведение «Лев и собачка»
(повествование)
ФИЗМИНУТКА.
РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.
Л. Н. Толстой. «Какой бывает роса на траве».
1) Прогнозирование.
- Прочитайте название текста. О чём будет текст?
- По названию, определите, к какому типу текста относится данное произведение? (Описание)
2) Знакомство с текстом.
- Прочитайте текст самостоятельно.
- Подтвердилось ли ваше предположение?
- Что описывает автор?
3) Проверка внимания при чтении.
Карточка №1
Подчеркните изменения в тексте.
Когда поздним вечером летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве, на листьях видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтыми, и красными, и зелёными. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что капли росы собрались в треугольник листа травы и блестят на солнце.
4) Проверка выполнения задания карточки №1.
Сопоставление текста–оригинала и текста на карточке №1. Взаимопроверка.
5) Выразительное чтение текста учителем.
6) Языковой анализ текста.
-Как автор называет капли росы, с чем их сравнивает?
- Что такое алмазы? Почему автор росу так называет? Передаёт ли автор своё отношение к росе? Какое чувство хочет передать автор (радость, восхищение)
Прочитайте строчку, которая особенно передаёт авторское отношение.
- Почему этот рассказ можно назвать описанием?
- Какая картина создалась в вашем воображении?
- С чем ещё можно сравнить росу? (Искры, каменья, слёзы, жемчуг, хрусталики, разноцветные стекляшки, слезинки)
-Употребляет ли автор слова в переносном значении?
- Есть ли слова эмоционально окрашенные?
- Автор сообщает факты или передаёт свои впечатления?
Л. Н. Толстой. «Куда девается вода из моря?»
1) Чтение текста.
2) Словарная работа.
Ключ - бьющий из земли источник.
3) Анализ текста.
- Куда девается вода из моря?
- Как это явление называется в природе?
- Как вы считаете, это текст рассуждение или описание? Почему?
(Если в тексте ставится вопрос и даётся на него ответ – это текст рассуждение)
-Употребляет ли автор слова в переносном значении?
- Есть ли слова эмоционально окрашенные?
- Автор сообщает факты или передаёт свои впечатления?
- Чем отличается второй текст от первого?
( 1. Автор не проявляет каких-либо чувств и не стремится их вызвать у нас.
Не употребляет слова в переносном значении.
Излагаются достоверные факты.)
4) Сообщение о характерных признаках стилей текстов.
Художественный стиль текста:
Используется в художественных произведениях.
Его задача – изобразить предмет или событие, передать читателю мысли, чувства автора.
Высказывание обычно бывает образным, наглядно представляемым, эмоциональным.
Для художественного стиля характерны сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения т.д.
Научно-познавательный текст – текст, который передаёт научные сведения в доступной для широкого круга читателей форме.
- Какой из текстов Л. Н. Толстого, прочитанных сегодня, можно отнести к научно-познавательному?
8. ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.
-Какой главный вопрос урока?
- К какому типу текста относится текст Л. Н. Толстого: «Отчего деревья трещат от мороза?» Ответ запишите на листочке. Х – художественный, Н – научно-познавательный
(Чтение учителем текста Л. Н. Толстого: «Отчего деревья трещат от мороза?»)
- В каком учебнике мы читаем научно-познавательные тексты? (Окружающий мир)
ИТОГ УРОКА.
10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"
Головина Галина Эдуардовна, учитель начальных классов
Разделы:Преподавание в начальной школе
Цель урока: ознакомить с новыми рассказами Л. Н. Толстого, учить различать типы текстов, дать представление о научном и художественном стиле текста.
Задачи: Расширить знания об отличиях разных типов текстов, развивать умение видеть изобразительные средства языка, развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: учебники, словари, слайды с изображением видов природы, таблицы с вопросами к текстам различных типов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания: чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого " Лев и собачка"
3. Речевая разминка.
Прочитайте пословицу:
Никакое искусство не достигнет природы.
- по слогам
- с ускорением
- с вопросительной интонацией
- с утвердительной интонацией
Объясните смысл, как вы её понимаете.
4. Введение в тему. Новая тема.
Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью.( Демонстрация слайдов с изображением природы)
Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться:
- Посмотрите на последний слайд. Что на нём изображено?( Капля воды или роса)
- Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает? ( Выслушиваются ответы детей)
- Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в " Словаре русского языка". (Дети читают текст)
"Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями."
А теперь послушайте, как о росе написал Л. Н. Толстой ( Рассказ читает учитель)
- К какому типу текстов относятся эти произведения, докажите.( Это тексты- описания, к ним можно поставить вопросы: какой, какая, какое)
Учитель на доске вывешивает таблицу: " Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: какой, какая, какое, какие."
- Какой из этих текстов больше понравился и почему? ( Больше понравился текст Толстого. Когда читаешь рассказ, представляешь яркое солнечное утро.)
Словарная работа.
Прежде чем вы сами прочитаете этот текст, давайте, объясним слова
Алмазы - прозрачные драгоценные камни;
Бархат - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.
Дети повторно читают текст по "цепочке".
- Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста.( Да. Автор любуется росой, он восхищается ей, хочет поделиться своими чувствами с читателями: ":росинка эта вкуснее всякого напитка кажется"
- Прочитайте, как автор называет капли росы? ( Алмазы, как шарик светлый)
- С чем сравнивает листок? ( Листок, как бархат, чашечка.)
- Какие изобразительные средства использует автор? ( Сравнения, метафоры)
Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине.
- Можем ли перечитать текст из энциклопедии так же передавая чувства, попробуйте это сделать.( Дети читают и приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.)
Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.
- Какие названия вы бы могли дать этим текстам- описаниям, к каким стилям они относятся? ( После обсуждения дети приходят к выводу, что текст, написанный Л. Н. Толстым художественный, а статья в энциклопедии это научный текст.)
5. Физкультминутка.
6. Продолжение изучения темы.
Чтение рассказа Л. Н. Толстого " Куда девается вода из моря" (Дети читают самостоятельно)
- О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.)
- Скажите, автор рассказал нам, как выглядит вода, любуется ли он ею?
- Какая цель у автора? (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)
- К какому типу. текста относится это произведение? (Это текст-рассуждение)
- Вспомните признаки текста-рассуждения.
На доску вывешивается таблица: "Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: почему это так".
- К какому стилю вы отнесли бы этот текст? (Дети приводят доказательства, что это научный стиль)
- Какой ещё тип текста вы знаете? (Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.)
На доску вывешивается таблица: "Текст-повествование - сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: кто, что, где, когда, как"
7. Обобщение.
- С текстами, каких типов мы работали на уроке? (Текст-описание и текст-рассуждение)
- Что нового узнали на уроке? (Узнали, что тексты могут быть разных стилей, например, научными, художественными)
8. Самостоятельная работа .
В сегодняшних текстах мы читали о росе, о воде. Я предлагаю вам сейчас превратиться в авторов. Придумайте свой текст-повествование, в котором главным героем будет вода.
Дети устно составляют рассказы, обсуждают их, приводят доказательства, что у них получились тексты- повествования.
9. Домашнее задание.
Подготовить чтение рассказов Л. Н. Толстого.
Литература.
1. Родная речь. 3 класс. Л. Ф. Климанова.
2. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. С. В. Кутявина.
3. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов. Л. С. Саломатина.