Просмотр содержимого документа
«Сборник упражнений по русскому языку»
СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ
по использованию приёма конструирования при изучении различных разделов русского языка
Пояснительная записка
Данное пособие посвящено развитию мышления при обучении русскому языку обучающихся 1-4 классов, оно содержит упражнения, в основе которых лежит прием конструирования.
В сборнике содержатся задания, направленные на развитие навыков звукового анализа слов, на пополнение словарного запаса обучающихся, на развитие умения работать с деформированным текстом, на развитие морфемного анализа, на умение согласовывать слова в роде, числе и падеже.
Часть заданий в этом сборнике выполняется устно с целью дать возможность детям, у которых речевое развитие затруднено, сформировать коммуникативные компетенции: развитие устной монологической и диалогической речи.
Материал излагается в форме тренировочных упражнений для закрепления изученного материала по русскому языку.
Данное пособие предназначено для учителей начальных классов с целью оказания помощи обучающимся, у которых проявились несформированность фонематических процессов и недостаточность лексико – грамматического строя речи.
1 класс
Ниже приведены звуковые схемы слов. Нужно подобрать слова, которые соответствуют этим схемам.
[– о –] [= о – о] [– о – о] [– о = о]
Где – знак, передающий твердый согласный звук. = знак, передающий мягкий согласный звук. о знак, передающий гласный звук.
Составьте слова из набора букв
Шкока-
Ровока-
Ниавд-
Сеотт-
Слот-
Ракыш-
Гиар-
Коон-
Лапне-
Ганик –
Рцеуго –
Ватра –
Чкару-
Составь как можно больше слов из слова лекарство.
Составь из слогов слова, запиши, под всеми буквами поставь цветные точки.
Волк бежит в лес. Мама идёт на работу. Папа делает машину.
Поставьте предложения в таком порядке, что бы получился текст.
Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло. Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть. Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.
Разделите текст на предложения.
У мамы была дочка Маша она помогала маме по хозяйству мама варила суп а Маша ей помогала чистила картошку морковку ай да помощница.
Составьте такое предложение, в котором будет говориться о том:
Кто? Что делает? Что?
Кто? Что делает? Что? Чем?
Кто? Что делает? Что? Кому?
«Составьте предложение»:
- придумайте предложения, используя следующие словосочетания: забавный щенок, спелая ягода, лесное озеро.
- слова в предложении перепутались, надо расставить их на свои места: дымок, идёт, трубы, из; стоят, вазе, цветы, в.
9.Продолжите предложения.
Тишина царит в дремучем _____ . Чёрные _____ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдёт _____ .
10.Закончите предложения, употребляя слова в скобках в нужном падеже.
Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного ... (яблока). Мы съели все ... (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной ... (груши). Мы съели все ... (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной ... (сливы). Мы съели все ... (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной ... (вишни). Мы съели все ... (вишни).
Составьте предложение из слов.
яблоки, лежать, яблоня, под.
груша, расти, сад, в.
Закончи предложение.
Мама собрала в саду яблоки, чтобы ...
Мама помыла груши, чтобы ...
Мама купила в магазине сливы, чтобы ...
Составьте предложение по образцу.
Слива синяя, а яблоко - зеленное.
Лимон кислый, а груша - ... и т.д.
Продолжите предложения.
Пришла зима. Пушистый снег укрыл поля, луга … . На реках и озёрах лёд прозрачный, как … . Снежинки сверкают, как … . Ели и сосны стоят в снегу, будто надели … и … . Деревья разукрасили инеем, точно … .
Был … день. Смотрю на … небо. По небу плывут … облака. Высоко под облаками кружат … ласточки. Со звонким свистом проносятся … стрижи.
Составьте предложения из словосочетаний.
Утренние заморозки, осенний наряд, разноцветные листья, праздник у березы, чудесное настроение.
Лето, деревня, огород, сад, укроп, салат, морковь, петрушка, яблони,
груши, ягоды, огород.
Раздели текст на предложения, поставь точки, первое слово в предложении пиши с большой буквы.
На дворе зима стоят сильные морозы гулять нельзя дети сидят дома они стали играть в школу старший брат учит сестру писать мама готовит чай папа пишет другу письмо.
Раздели текст на предложения, поставь точки, первое слово в предложении пиши с большой буквы.
Настала зима пушистый снег укрыл землю на окнах красивые узоры холодно и голодно птицам зимой в саду висит кормушка Катя сыпала корм птицы клюют зёрна.
Раздели текст на предложения.
Мы любим свой двор там есть качели и турник летом мальчики гоняют мячик девочки играют в куклы зимой старшие ребята делают горку хорошо едут санки с горки!
Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами.
Дятел
Я тихо шёл по лесу. Вдруг я заметил дятла. Дятел уселся на стволе старого дерева. Дятел звонко стал долбить сухую кору. Далеко был слышен звук дятла. Возле дятла вертятся шустрые синицы. Они подбирают жучков и червячков. Всем помогает дятел.
Лиса
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
Запишите предложения, подбирая более точное слово.
У ручья (вымахала, выросла) красавица роза. На ветку перед ней (сел, взгромоздился) соловей. Он (уставился, смотрел) на розу и (расхваливал, воспевал) её красоту. Соловьиные (трели, песни) звучали над ручьём. Ручей вторил им тихим (звоном, журчанием, бульканьем).
Встреча на дороге.
С таким чудом я (встретился, столкнулся) первый раз в жизни. Мы с приятелем ехали на машине. Вдруг на дорогу из лесу (выбежал, выскочил) лисёнок. Шофёр остановил машину. Лисёнок с любопытством стал (осматривать, разглядывать) её. Он (хотел, стремился, пытался) угадать, что это за зверь такой.
Мы (позвали, поманили) лисёнка. Он ближе (подбежал, подскочил, подошёл) к машине. Зверёк был рыжий, на грудке светлый галстук, а лапки – в чёрных чулочках. Он сел перед машиной. Мы стали с ним (беседовать, разговаривать). Лисёнок внимательно слушал. Вот любопытный малыш! На опушке леса (загудела, зашумела) колонна машин. Зверёк (бросился, кинулся, метнулся) в лес. Вот так встреча!
18. Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово.
Подберите и запишите по одному слову с ударением на первом слоге, втором, третьем; подчеркните безударную гласную, которую нужно проверить при письме.
Спишите, в однокоренных словах поставь ударение, среди однокоренных слов подчеркните те, в которых произношение гласной вкорне не совпадает с её написанием.
Гость гостил,
Мост мостил.
Без топора,
Без клиньев. (Мороз)
Мороз морозит,
Лёд леденит,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
класс
Спишите, вставляя безударные гласные, в скобках напишите проверочные слова:
Подберите, запишите по одному слову с ударением на первом слоге, втором и третьем. Подберите безударную гласную, которую нужно поверить при письме.
Запах, …, …
Водичка, …, …
Прилетел, …, …
Подберите однокоренные слова, которые обозначают предмет, признак предмета, действие предмета, подчеркните среди них проверочные. Вставьте пропущенные буквы.
Слова для справок: оранжевые звёздочки, красные фонарики, тонкими золотыми рыбками.
Прочитайте, найдите слова с безударной гласной в корне, подберите и запишите к ним проверочные. Приготовьтесьписать текст по памяти.
Что же это за девица –
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)
Вставьте пропущенные буквы. рядом в скобочках запишите проверочное слово. Скв....рцы (......................) прил....тают (...................) ранней в....сной (........................) в к....нце (.....................) марта. Они возвращаются дружной стаей и несколько дней носятся по п...лям (......................), осматривая знакомые м...ста (....................). Потом ут....хают (......................) и начинают рассаживаться парами пр веткам. Наступает пора строить жилища о обзаводиться пт...нцами (....................).
Подберите и запишите 3 -4 слова с безударными гласными.