Просмотр содержимого документа
«Проектная система организации обучения»
Приёмы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процессов и результатов обучения.
Существует множество способов привлечения детей к различным видам целеполагания в учебном процессе: перспективному, тематическому, поурочному, текущему. Особенно ценно, когда ребёнок участвует в определении задач, проблем, которые будут решаться не только всем классом ( в групповом целеполагинии), но и в постановке своих индивидуальных целей на ближайший период и перспективу. Именно осознание достижимости намеченной ребёнком индивидуальных целей на ближайший период и перспективу. Именно осознание достижимости намеченной ребенком индивидуальной цели создает ситуацию успеха. Поэтому на этапе целеполагания важно предоставить возможность высказать каждому своё суждение о предстоящей работе, ее целях и возможных результатах в устной или письменной форме.
В начале учебного года учитель и учащиеся в процессе коллективного обсуждения вырабатывают правила взаимодействия, совместной деятельности учащихся в микрогруппах, требования друг к другу : каким должны быть ученики, чтобы получить удовлетворение от совместной деятельности, какие правила взаимодействия школьников следует выполнять. По ходу учебного процесса дети вновь обращаются к этим правилам, добавляют и корректируют их.
Когда школьники приступают к изучению нового предмета в начале учебного года, целесообразно пригласить учащихся старших классов, выпускников, которые расскажут о том, что полезного, интересного узнали они на занятиях, при этом продемонстрируют наглядно свои достижения. Важно показать применение знаний по предмету в жизни человека, в профессиональной деятельности. В этой связи целесообразно пригласить специалистов, деятельность которых связана с наличием знаний в данной области. После общего знакомства с предметом, разделами и темами, обозначенными в оглавлении учебника, учащиеся могут высказать свои пожелания, предложения, наметить перечень интересующих их вопросов, на которые они попытаются найти ответы в дальнейшем. Учащимся может быть предложена тематика рефератов по привлекательным для них проблемам, жизненно важных проектов, вопросы для подготовки кратких сообщений или выступлений на занятиях. Школьникам предоставляется возможность выбрать содержание и форму самостоятельной работы, отчета своих личных достижениях.
Совместное определение целей и задач возможно в начале изучения разделов, тем по предмету. Дети познакомятся с обзором изучаемых вопросов, а затем высказывают свои заявки, предложения.
Например, может быть предложен набор следующих вопросов для учащихся при изучении темы или раздела учебной дисциплины:
- Где и что вы слышали об этом?
- Что вам известно по этой теме?
- Какие вопросы вас особенно интересуют?
Если тема изучается впервые, далека от жизненного опыта учащихся , целесообразно предложить набор привлекательных для детей вопросов, проблем, которые можно обсуждать на занятии.
На занятии учащихся старшего класса могут поделится тем, что они изучали по теме, где им это пригодилось в жизни или при изучении других тем и предметов.
Завершается целеполагание тем, что учащиеся определяют на основе поставленных ими задач содержание и формы совместной работы, способы взаимодействия учащихся ( где это целесообразно), распределяют работу между группами, учениками, обсуждают правила, этапы работы и формы подведения итогов совместной и индивидуальной деятельности .
Такой способ целеполагания при изучении темы, рассчитанной на несколько занятий, является основой для поурочного целеполагания.
Во многих случаях способы тематического и поурочного целеполагания совпадают, тем более, что почти каждое занятия имеет свою тему и решает конкретные задачи.