Методика «Сюжетные картинки»
Шкалы: эмоциональное отношение к нравственным нормам
Ключевые слова: детям, мораль, школьникам, эмоции
Тестируем: Свойства личности •
Возраст: младший школьный 1 класс
Назначение теста
Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.
Описание теста
Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика изучения нравственных норм 1 класс»
МБОУ СОШ Селихинского сельского поселения
Комсомольского района Хабаровского края
Методика изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.
Возраст: младший школьный: 1 класс
Составитель: учитель начальных классов
Коколевская Марина Александровна
учитель начальных классов
Методика «Сюжетные картинки»
Шкалы: эмоциональное отношение к нравственным нормам Ключевые слова: детям, мораль, школьникам, эмоции Тестируем: Свойства личности ·
Возраст: младший школьный 1 класс
Назначение теста
Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.
Описание теста
Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный.
Инструкция к тесту
Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Обработка результатов теста
Обработка предложена Р.Р.Калининой.
0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д
Тестовый материал
Например, возможный количественный анализ:
Количество тестируемых 17 – 100%
Количество тестируемых, которые правильно раскладывают картинки и обосновывают свой выбор, эмоциональные реакции адекватны – 10 уч. – 58%
Количество тестируемых, которые правильно раскладывают картинки и обосновывают свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо – 4 – 24%
Количество тестируемых, которые правильно раскладывают картинки, но не могут обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны – 3 – 18%
Количество тестируемых, которые неправильно раскладывают картинки – 0
Качественный анализ:
Исследование показало, что у учащихся нравственные качества сформированы, эмоциональные реакции адекватны, что составило 82 %.
18 % учащимся обратить внимание на формирование адекватной эмоциональной реакции.
Учителям рекомендуется формировать нравственные качества через классные часы, внеклассные мероприятия, через работу с родителями.
Примечание : данная методика содержит 2 диагностических задания, направленные на
изучение эмоционального отношения к нравственным нормам