kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика изучения темы Гидросфера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучения темы  «Гидросфера – водная оболочка Земли»  курса географии 6 класса.

            Важнейшими знаниями,  изучаемыми в курсе географии 6 класса,  являются знания  о земной поверхности и оболочках Земли. В число важных образовательных задач  входит усвоение учащимися  специальных знаний и предметных  умений  по теме  «Гидросфера», способов деятельности, мыслительных операций, ценностных ориентаций и смыслов, вырабатываемых относительно данного  предметного содержания.

 Целью изучения курса географии является: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В основе лежит:

-  формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли  как планеты людейи географической оболочки  в пространстве и во времени.

- формирование современных представлений об окружающем                                                 материальном мире и осознание своего места в нём, умения  наблюдать и анализировать природные явления, выдвигать гипотезы для их объяснения, анализировать результаты и практически применять их в повседневной жизни.

-  формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в  окружающей среде.

Основные образовательные идеи темы « Гидросфера – водная оболочка Земли»:  Вода – уникальнейшее и ещё до конца не изученное вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и даже «сухопутные» организмы не могут без неё прожить. Необходимость рационального использования этого ценнейшего вещества, особенно воды пресной. Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты и  способствует перераспределению по Земле не только воды, но и энергии.

Цели и задачи темы: «Гидросфера – водная оболочка земли»

ЦЕЛЬ:  представление о гидросфере, как уникальной оболочке Земли, без которой жизнь на Земле невозможна.

Задачи:

Познавательные:

  • Определение  основных понятий и представлений о гидросфере:  Мировой  океан, море, река, озеро,  бассейн реки, водораздел, речная система, подземные воды, многолетняя мерзлота, круговорот воды в природе.
  • Умение извлекать информацию из разных источников и  составлять описание океана, моря, реки, озера по карте и плану.
  • Умение находить объекты на карте и устанавливать взаимосвязи между частями гидросферы посредством мирового круговорота воды в природе.
  • Сформировать представление о Мировом Океане как особо значимой части гидросферы и многогранном влиянии его на природу Земли и жизнь человека.

Развивающие:

  • Развитие логического мышления на основе умения определять понятия через выделение существенных и  несущественных признаков, умение использовать их при классификации гидросферных объектов.
  • Развитие и совершенствование умений и навыков учебной  практической и умственной деятельности.
  • Развитие памяти через знание номенклатуры, воображения через представление существенных признаков.
  • Умение применять логические операции при отображении информации в разных формах ( тексте, схеме, диаграмме).
  • Развитие умения выражать свои мысли через устную монологическую и диалогическую речь; воли, эмоций, интересов и дарований личности учащихся.

Воспитательные:

  • Оценивание роли воды в системе: природа – человек – хозяйство.
  • Формирование  бережного отношения к воде как к уникальному веществу на Земле; правил безопасного поведения человека на воде.
  • Понимание заботливого и экономного отношения к  водным ресурсам, необходимости их охраны и осознание  универсальной ценности воды на планете Земля.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика изучения темы Гидросфера»

Изучения темы «Гидросфера – водная оболочка Земли» курса географии 6 класса.

Важнейшими знаниями, изучаемыми в курсе географии 6 класса, являются знания о земной поверхности и оболочках Земли. В число важных образовательных задач входит усвоение учащимися специальных знаний и предметных умений по теме «Гидросфера», способов деятельности, мыслительных операций, ценностных ориентаций и смыслов, вырабатываемых относительно данного предметного содержания.

Целью изучения курса географии является: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В основе лежит:

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людейи географической оболочки в пространстве и во времени.

- формирование современных представлений об окружающем материальном мире и осознание своего места в нём, умения наблюдать и анализировать природные явления, выдвигать гипотезы для их объяснения, анализировать результаты и практически применять их в повседневной жизни.

- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Основные образовательные идеи темы « Гидросфера – водная оболочка Земли»: Вода – уникальнейшее и ещё до конца не изученное вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и даже «сухопутные» организмы не могут без неё прожить. Необходимость рационального использования этого ценнейшего вещества, особенно воды пресной. Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты и способствует перераспределению по Земле не только воды, но и энергии.

Цели и задачи темы: «Гидросфера – водная оболочка земли»

ЦЕЛЬ: представление о гидросфере, как уникальной оболочке Земли, без которой жизнь на Земле невозможна.

Задачи:

Познавательные:

  • Определение основных понятий и представлений о гидросфере: Мировой океан, море, река, озеро, бассейн реки, водораздел, речная система, подземные воды, многолетняя мерзлота, круговорот воды в природе.

  • Умение извлекать информацию из разных источников и составлять описание океана, моря, реки, озера по карте и плану.

  • Умение находить объекты на карте и устанавливать взаимосвязи между частями гидросферы посредством мирового круговорота воды в природе.

  • Сформировать представление о Мировом Океане как особо значимой части гидросферы и многогранном влиянии его на природу Земли и жизнь человека.

Развивающие:

  • Развитие логического мышления на основе умения определять понятия через выделение существенных и несущественных признаков, умение использовать их при классификации гидросферных объектов.

  • Развитие и совершенствование умений и навыков учебной практической и умственной деятельности.

  • Развитие памяти через знание номенклатуры, воображения через представление существенных признаков.

  • Умение применять логические операции при отображении информации в разных формах ( тексте, схеме, диаграмме).

  • Развитие умения выражать свои мысли через устную монологическую и диалогическую речь; воли, эмоций, интересов и дарований личности учащихся.

Воспитательные:

  • Оценивание роли воды в системе: природа – человек – хозяйство.

  • Формирование бережного отношения к воде как к уникальному веществу на Земле; правил безопасного поведения человека на воде.

  • Понимание заботливого и экономного отношения к водным ресурсам, необходимости их охраны и осознание универсальной ценности воды на планете Земля.


3. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

В результате освоения темы «Гидросфера – водная оболочка Земли»,учащиеся имеют важные знания о гидросфере – основной части географической оболочки Земли, без которой невозможна жизнь, о месте человека в ней и роли её в его жизни.

Учащиеся узнают понятия и представления по теме, знают закономерности процессов и явлений, происходящих в гидросфере; умеют различать и находить объекты гидросферы на разных картах;имеют представления о Мировом Океане, как главной составной части гидросферы.

Основные предметные результаты при изучении темы «Гидросфера» можно сформулировать следующим образом: у учащихся должны быть сформированы основные географические понятия - гидросфера, Мировой океан, море, река, озеро и представленияречная система, исток, устье, подземные воды, многолетняя мерзлота;

а также представления:

  • о круговороте воды во всех оболочках Земли;

  • о ритмичности процессов в гидросфере;

  • о частях Мирового океана;

  • о свойствах вод Мирового океана (температура и солёность);

  • о движении вод в Мировом океане;

  • о питании и режиме различных рек;

  • о характере реки и его зависимости от рельефа местности;

  • о видах озёр и ледников;

  • о видах подземных вод (особенности залегания, степень минерализации, температурные отличия);

  • о происхождении и распространении многолетней мерзлоты;

  • раскрытие значение воды в природе и жизни человека;

  • знакомство с основными видами воздействия человека на части гидросферы и возрастающим дефицитом пресной воды.

Учащиеся знают: состав и строение гидросферы, основные явления, происходящие в ней, изменения гидросферы, вызванные влиянием человеческой деятельности;

географическую номенклатуру:

  • океаны: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый ; - моря: Саргассово, Средиземное, Чёрное, Азовское, Белое, Балтийское, Красное, Охотское, Японское,Жёлтое, Баренцево, Карибское, Карское, Чукотское;

  • острова:Гренландия, Мадагаскар, Новая Земля, Новая Гвинея, Великобритания, Новая Зеландия, Гавайские, Курильские, Канарские, Тасмания, Большой Барьерный риф;

  • полуострова: Аравийский, Скандинавский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Сомали,Таймыр, Камчатка;

  • каналы: Суэцкий;

  • порты: Роттердам, Сингапур;

  • проливы: Ла-Манш; Гибралтарский;

  • океанические течения: Гольфстрим; течение Западных Ветров;

  • реки:Амазонка, Нил, Миссисипи, Конго, Волга, Янцзы, Ангара, Лена, Обь, Енисей, Амур;

  • озёра: Байкал ,Ладожское, Онежское, Сарезское, Ньяса, Танганьика, Великие озёра, Виктория, бессточные озёра – Каспийское, Аральское, Мёртвое, солёные озёра- Эльтон, Баскунчак;

  • водопады: Ниагарский, Виктория , Анхель;

  • ледники: Беринга, Федченко, Безенги.

  • Марианская впадина.

Учащиеся имеют учебные умения: находить взаимозависимости между частями гидросферы, умеют читать схему Мирового круговорота воды в природе, находить объекты и различать их, описывать и составлять характеристику океанов, морей, рек, озёр; находить и анализировать географическую информацию из разных источников.

Учащиеся работают в группах, слушают товарищей, высказывают своё мнение, работают с текстом и внетекстовыми компонентами, со схемами, диаграммами и графиками.

Оценивают гидросферу с позиции человека-потребителя, человека-промышленника, человека-эколога; дают оценки: а) пространственно-временные, б)эстетические с позиции прекрасного, в) нравственно-ценностные.

Учащиеся способны к контролю и самоконтролю: выполняют задания, проводят самостоятельную проверку, разрешают учебные ситуации; проводят рефлексию; способны к творческому решению учебных и практических задач: умеют создавать и выдвигать гипотезы, прогнозировать; способны к самообразованию; придумывают вопросы, составляют синквейны, кроссворды, загадки и т. д. по теме гидросфера.

Учащиеся работают с атласом, графиками, диаграммами, определяют координаты, глубину.

Личностные результаты: - осознают ценности географического знания о гидросфере как важнейшего компонента научной картины мира;

- формируют устойчивые установки социально-ответственного поведения в географической среде-среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты: - формируют и развивают посредством географического знания: познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;

- способны к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умеют организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- оценивают достигнутые результаты;

- умеют вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразовывать и презентовать с помощью технических средств и информационных технологий;

- умеют взаимодействовать с людьми, работать в группе, вести дискуссию.

Планируемый результат - овладение школьниками системой географических, картографических, экологических, краеведческих знаний, умений и отношений; осознание их ценностного практического значения; самостоятельное освоение путей их применения в разнообразных жизненных ситуациях; присвоение им личностного смысла; формирование на этой основе у учащихся социальных и коммуникативных предметных компетенций.

Требования к освоению предметного содержания: объяснять своими словами суть основных географических понятий, изложенных выше;объяснять значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения;приводить примеры ритмичности процессов в гидросфере;называть и показывать на карте океаны, крупнейшие и/или известнейшие моря, заливы, проливы, острова, полуострова, морские течения, реки, озера, области оледенения;называть основные свойства вод Мирового океана;определять по карте глубину морей и океанов;называть (показывать) на карте элементы речной системы, её бассейн, водораздел;объяснять причины, влияющие на режим рекиопределять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа;описывать океан море, реку, озеро по плану; приводить примеры различных видов ледников (покровные/горные), озёр (сточные/бессточные, солёные/пресные, по происхождению котловины);называть свойства подземных вод (минерализация, температура ); составлять простейшую схему, отражающую залегание подземных вод;объяснять причины возникновения многолетней мерзлоты и показывать на карте основную зону её распространения;приводить примеры использования человеком вод Земли, пути сохранения чистой воды на планете.

Развитие метапредметных учебных действий: выделение существенных признаков понятий, например, при изучении частей Мирового океана;выявление закономерностей географической оболочки на примере гидросферы (ритмичности её процессов, зональности, целостности);создание моделей, например, круговорота воды, частей речной системы, залегания подземных вод;обсуждение различных экологических проблем.

Практические работы:Работа на контурных картах по нанесению крупнейших рек и озёр земного шара, обозначение океанов, морей, заливов и проливов, определение географических координат водопадов Земли.Описание реки (океана, моря) по типовому плану.Составление схемы основных элементов речной системы и её бассейна (либо определение основных элементов речной системы одной из крупнейших рек мира).Наблюдение за объектами гидросферы (в течение года).

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

Раздел «Природа Земли и человек». Гидросфера. Мировой океан и его части. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методика изучения темы Гидросфера

Автор: Тиняева Алла Валентиновна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 279511

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Урок с использованием технологий сингапурской методики  по теме "Моря , океаны, воды - великаны " "
    ["seo_title"] => string(99) "urok-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-singhapurskoi-mietodiki-po-tiemie-moria-okieany-vody-vielikany"
    ["file_id"] => string(6) "175179"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424247126"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Краеведческий подход в преподавании географии "
    ["seo_title"] => string(54) "kraieviedchieskii-podkhod-v-priepodavanii-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "165561"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422814761"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока на тему "Озера" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-na-tiemu-oziera-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "106489"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403022462"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Межпредметные связи биологии "
    ["seo_title"] => string(35) "miezhpriedmietnyie-sviazi-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "192118"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427410235"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства