Изучения темы «Гидросфера – водная оболочка Земли» курса географии 6 класса.
Важнейшими знаниями, изучаемыми в курсе географии 6 класса, являются знания о земной поверхности и оболочках Земли. В число важных образовательных задач входит усвоение учащимися специальных знаний и предметных умений по теме «Гидросфера», способов деятельности, мыслительных операций, ценностных ориентаций и смыслов, вырабатываемых относительно данного предметного содержания.
Целью изучения курса географии является: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В основе лежит:
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людейи географической оболочки в пространстве и во времени.
- формирование современных представлений об окружающем материальном мире и осознание своего места в нём, умения наблюдать и анализировать природные явления, выдвигать гипотезы для их объяснения, анализировать результаты и практически применять их в повседневной жизни.
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Основные образовательные идеи темы « Гидросфера – водная оболочка Земли»: Вода – уникальнейшее и ещё до конца не изученное вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и даже «сухопутные» организмы не могут без неё прожить. Необходимость рационального использования этого ценнейшего вещества, особенно воды пресной. Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты и способствует перераспределению по Земле не только воды, но и энергии.
Цели и задачи темы: «Гидросфера – водная оболочка земли»
ЦЕЛЬ: представление о гидросфере, как уникальной оболочке Земли, без которой жизнь на Земле невозможна.
Задачи:
Познавательные:
Определение основных понятий и представлений о гидросфере: Мировой океан, море, река, озеро, бассейн реки, водораздел, речная система, подземные воды, многолетняя мерзлота, круговорот воды в природе.
Умение извлекать информацию из разных источников и составлять описание океана, моря, реки, озера по карте и плану.
Умение находить объекты на карте и устанавливать взаимосвязи между частями гидросферы посредством мирового круговорота воды в природе.
Сформировать представление о Мировом Океане как особо значимой части гидросферы и многогранном влиянии его на природу Земли и жизнь человека.
Развивающие:
Развитие логического мышления на основе умения определять понятия через выделение существенных и несущественных признаков, умение использовать их при классификации гидросферных объектов.
Развитие и совершенствование умений и навыков учебной практической и умственной деятельности.
Развитие памяти через знание номенклатуры, воображения через представление существенных признаков.
Умение применять логические операции при отображении информации в разных формах ( тексте, схеме, диаграмме).
Развитие умения выражать свои мысли через устную монологическую и диалогическую речь; воли, эмоций, интересов и дарований личности учащихся.
Воспитательные:
Оценивание роли воды в системе: природа – человек – хозяйство.
Формирование бережного отношения к воде как к уникальному веществу на Земле; правил безопасного поведения человека на воде.
Понимание заботливого и экономного отношения к водным ресурсам, необходимости их охраны и осознание универсальной ценности воды на планете Земля.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика изучения темы Гидросфера»
Изучения темы «Гидросфера – водная оболочка Земли» курса географии 6 класса.
Важнейшими знаниями, изучаемыми в курсе географии 6 класса, являются знания о земной поверхности и оболочках Земли. В число важных образовательных задач входит усвоение учащимися специальных знаний и предметных умений по теме «Гидросфера», способов деятельности, мыслительных операций, ценностных ориентаций и смыслов, вырабатываемых относительно данного предметного содержания.
Целью изучения курса географии является: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В основе лежит:
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людейи географической оболочки в пространстве и во времени.
- формирование современных представлений об окружающем материальном мире и осознание своего места в нём, умения наблюдать и анализировать природные явления, выдвигать гипотезы для их объяснения, анализировать результаты и практически применять их в повседневной жизни.
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Основные образовательные идеи темы « Гидросфера – водная оболочка Земли»: Вода – уникальнейшее и ещё до конца не изученное вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и даже «сухопутные» организмы не могут без неё прожить. Необходимость рационального использования этого ценнейшего вещества, особенно воды пресной. Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты и способствует перераспределению по Земле не только воды, но и энергии.
Цели и задачи темы: «Гидросфера – водная оболочка земли»
ЦЕЛЬ: представление о гидросфере, как уникальной оболочке Земли, без которой жизнь на Земле невозможна.
Задачи:
Познавательные:
Определение основных понятий и представлений о гидросфере: Мировой океан, море, река, озеро, бассейн реки, водораздел, речная система, подземные воды, многолетняя мерзлота, круговорот воды в природе.
Умение извлекать информацию из разных источников и составлять описание океана, моря, реки, озера по карте и плану.
Умение находить объекты на карте и устанавливать взаимосвязи между частями гидросферы посредством мирового круговорота воды в природе.
Сформировать представление о Мировом Океане как особо значимой части гидросферы и многогранном влиянии его на природу Земли и жизнь человека.
Развивающие:
Развитие логического мышления на основе умения определять понятия через выделение существенных и несущественных признаков, умение использовать их при классификации гидросферных объектов.
Развитие и совершенствование умений и навыков учебной практической и умственной деятельности.
Развитие памяти через знание номенклатуры, воображения через представление существенных признаков.
Умение применять логические операции при отображении информации в разных формах ( тексте, схеме, диаграмме).
Развитие умения выражать свои мысли через устную монологическую и диалогическую речь; воли, эмоций, интересов и дарований личности учащихся.
Воспитательные:
Оценивание роли воды в системе: природа – человек – хозяйство.
Формирование бережного отношения к воде как к уникальному веществу на Земле; правил безопасного поведения человека на воде.
Понимание заботливого и экономного отношения к водным ресурсам, необходимости их охраны и осознание универсальной ценности воды на планете Земля.
3. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
В результате освоения темы «Гидросфера – водная оболочка Земли»,учащиеся имеют важные знания о гидросфере – основной части географической оболочки Земли, без которой невозможна жизнь, о месте человека в ней и роли её в его жизни.
Учащиеся узнают понятия и представления по теме, знают закономерности процессов и явлений, происходящих в гидросфере; умеют различать и находить объекты гидросферы на разных картах;имеют представления о Мировом Океане, как главной составной части гидросферы.
Основные предметные результаты при изучении темы «Гидросфера» можно сформулировать следующим образом: у учащихся должны быть сформированы основные географические понятия - гидросфера, Мировой океан, море, река, озеро и представленияречная система, исток, устье, подземные воды, многолетняя мерзлота;
а также представления:
о круговороте воды во всех оболочках Земли;
о ритмичности процессов в гидросфере;
о частях Мирового океана;
о свойствах вод Мирового океана (температура и солёность);
о движении вод в Мировом океане;
о питании и режиме различных рек;
о характере реки и его зависимости от рельефа местности;
о видах озёр и ледников;
о видах подземных вод (особенности залегания, степень минерализации, температурные отличия);
о происхождении и распространении многолетней мерзлоты;
раскрытие значение воды в природе и жизни человека;
знакомство с основными видами воздействия человека на части гидросферы и возрастающим дефицитом пресной воды.
Учащиеся знают: состав и строение гидросферы, основные явления, происходящие в ней, изменения гидросферы, вызванные влиянием человеческой деятельности;
острова:Гренландия, Мадагаскар, Новая Земля, Новая Гвинея, Великобритания, Новая Зеландия, Гавайские, Курильские, Канарские, Тасмания, Большой Барьерный риф;
Учащиеся имеют учебные умения: находить взаимозависимости между частями гидросферы, умеют читать схему Мирового круговорота воды в природе, находить объекты и различать их, описывать и составлять характеристику океанов, морей, рек, озёр; находить и анализировать географическую информацию из разных источников.
Учащиеся работают в группах, слушают товарищей, высказывают своё мнение, работают с текстом и внетекстовыми компонентами, со схемами, диаграммами и графиками.
Оценивают гидросферу с позиции человека-потребителя, человека-промышленника, человека-эколога; дают оценки: а) пространственно-временные, б)эстетические с позиции прекрасного, в) нравственно-ценностные.
Учащиеся способны к контролю и самоконтролю: выполняют задания, проводят самостоятельную проверку, разрешают учебные ситуации; проводят рефлексию; способны к творческому решению учебных и практических задач: умеют создавать и выдвигать гипотезы, прогнозировать; способны к самообразованию; придумывают вопросы, составляют синквейны, кроссворды, загадки и т. д. по теме гидросфера.
Учащиеся работают с атласом, графиками, диаграммами, определяют координаты, глубину.
Личностные результаты: - осознают ценности географического знания о гидросфере как важнейшего компонента научной картины мира;
- формируют устойчивые установки социально-ответственного поведения в географической среде-среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты: - формируют и развивают посредством географического знания: познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;
- способны к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умеют организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- оценивают достигнутые результаты;
- умеют вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразовывать и презентовать с помощью технических средств и информационных технологий;
- умеют взаимодействовать с людьми, работать в группе, вести дискуссию.
Планируемый результат - овладение школьниками системой географических, картографических, экологических, краеведческих знаний, умений и отношений; осознание их ценностного практического значения; самостоятельное освоение путей их применения в разнообразных жизненных ситуациях; присвоение им личностного смысла; формирование на этой основе у учащихся социальных и коммуникативных предметных компетенций.
Требования к освоению предметного содержания: объяснять своими словами суть основных географических понятий, изложенных выше;объяснять значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения;приводить примеры ритмичности процессов в гидросфере;называть и показывать на карте океаны, крупнейшие и/или известнейшие моря, заливы, проливы, острова, полуострова, морские течения, реки, озера, области оледенения;называть основные свойства вод Мирового океана;определять по карте глубину морей и океанов;называть (показывать) на карте элементы речной системы, её бассейн, водораздел;объяснять причины, влияющие на режим рекиопределять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа;описывать океан море, реку, озеро по плану; приводить примеры различных видов ледников (покровные/горные), озёр (сточные/бессточные, солёные/пресные, по происхождению котловины);называть свойства подземных вод (минерализация, температура ); составлять простейшую схему, отражающую залегание подземных вод;объяснять причины возникновения многолетней мерзлоты и показывать на карте основную зону её распространения;приводить примеры использования человеком вод Земли, пути сохранения чистой воды на планете.
Развитие метапредметных учебных действий: выделение существенных признаков понятий, например, при изучении частей Мирового океана;выявление закономерностей географической оболочки на примере гидросферы (ритмичности её процессов, зональности, целостности);создание моделей, например, круговорота воды, частей речной системы, залегания подземных вод;обсуждение различных экологических проблем.
Практические работы:Работа на контурных картах по нанесению крупнейших рек и озёр земного шара, обозначение океанов, морей, заливов и проливов, определение географических координат водопадов Земли.Описание реки (океана, моря) по типовому плану.Составление схемы основных элементов речной системы и её бассейна (либо определение основных элементов речной системы одной из крупнейших рек мира).Наблюдение за объектами гидросферы (в течение года).
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
Раздел «Природа Земли и человек». Гидросфера. Мировой океан и его части. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота.