Этап/ задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы исследования | Дидактические средства и оборудование | Продукт | Планируемые результаты |
Подготовительный Задача: мотивировать и побуждать обучающихся на планирование проектной деятельности | 17.04.2021 На первом внеурочном занятии учитель проводить беседу с учащимися по теме «Что такое растения?» актуализирует полученные ранние знания обучающихся в ходе которой, мотивирует и побуждает учащихся на выполнение исследовательской деятельности-создания проекта. В ходе этого же занятия, учитель организует групповую работу и предлагает учащимся подумать над выбором темы, объекта и предмета исследования. Предлагает решить проблемную ситуацию, которая состоит в том, что в современное время происходит большое количество вырубки растений что приводит к плохой экологии и миграции животных, чтобы определить проблему исследования и её обоснование. После чего учащиеся предлагают свои идеи и уже после все вместе, фронтально приходят к общему решению. Совместно с детьми формулируют цель, задачи и выдвигают гипотезу исследования. | Ученики принимают участие в обсуждении темы: «Что такое растения?». Ученики в подгруппах обсуждают тему проекта, проблему, объект, а также предмет исследования. В подгруппах анализируют проблемную ситуацию, высказывают свои предположения. Каждая группа высказывает своё мнение по проблематике и коллективно приходят к общему решению. Совместно с учителем формулируют цель, задачи и выдвигают гипотезу исследования. | Теоретические: анализ, синтез | Презентация, интерактивная панель. | Заполнен паспорт проекта | Обучающиеся мотивированны на совместную проектную деятельность |
На внеурочном занятии учитель мотивирует детей на создание проекта, связанного с растениями, которые встречаются в школьном саду. Коллективно обсуждают формы презентации конечного результата, продукта исследования. Учитель предлагает сначала самим ученикам в подгруппах определить план работы по исследовательскому проекту. Далее все совместно обсуждают и выделяют определенные пункты плана. Учитель демонстрирует несколько вариантов продуктов исследования и форм презентации результатов. В подгруппах учитель предлагает обсудить все варианты, найти подходящий, обсудить совместно со всеми. В конечном итоге выбирают одни вариант для реализации проекта. Предоставляет список методов, объясняет (напоминает) особенности их использования, помогает выбрать необходимые для проекта. Задает вопрос о том, какие инструменты и оборудование могут понадобиться ученикам, чтобы сделать проект. Объясняет задание Формирует творческие группы на момент реализации проекта. Предлагает распределить обязанности-роли в каждой группе. | Активно учувствуют в обсуждении. В подгруппах определяют план, по которому будут создавать исследовательский проект. Изучают варианты продуктов исследования. Совместно приходят к одному варианту для реализации проекта. Формируются на творческие группы и распределяют роли, свои обязанности. | Теоретические: анализ, синтез | Презентация | Заполнен паспорт проекта |
Теоретический Задача: поиск, сбор, анализ полученной информации о растениях, которые встречаются в школьном саду. | Учитель организует экскурсию в школьный сад. Садовод рассказывает, как ухаживает за растениями школьного сада, чем подкармливает. Рассказывает, как появились растения в школьном саду Предварительно учитель выдает карточку ученикам с вопросами, на которые они должны ответить в ходе экскурсии: -Какие растения вы увидели? Приведите примеры. -Где растут? (в тени, на солнышке, возле деревьев и т.п.) Учитель совместно с учениками посещает экскурсию. | Активно изучают растения, которые встречаются в школьном саду. Заполняют карточку с вопросами. | Теоретические: анализ, синтез, обобщение, моделирование, Наблюдение, фотографирование, экскурсия | | Имеют теоретическое представление об истории возникновения растениях, которые находятся в школьном саду. | Демонстрируют знания полученные в ходе обсуждения |
В ходе внеурочного занятия учитель организует просмотр мультфильмов сборник серий «О растениях». Каждой подгруппе нужно ответить на вопросы: -Какие растения могут быть лекарственными? -Как нужно оберегать растения от вредителей? -Почему нужно сохранять растения? После просмотра мультфильмов идет коллективное обсуждение вопросов. Учитель дает установку на создание памятки «Береги растения!» | Ученики внимательно смотрят мультфильм. В подгруппах отвечают на вопросы, которые им выдал учитель. В подгруппах создают памятку «Береги растения!» | Эмпирические: наблюдение Теоретические: анализ, систематизация, обобщение | презентация, сборник серий мультфильма «О растениях». Карточки, цветные карандаши, бумага, клей, ручки. | Памятка «Береги растения!» |
Учитель организует поездку в ботанический сад. Где ученики рассматривают растения, которые могут встречаться в школьном саду. Фиксируют информацию посредством фото, видео. Подведение итогов экскурсии. | Фиксируют информацию посредством фото, видео. | Наблюдение, фотографирование, экскурсия | - | Фото, видео растений их ботанического сада. |
На следующем внеурочном занятии учитель актуализирует полученные знания учащихся, которые они получили в ботаническом саду, дает установку на создание стенгазеты «Растение школьного сада и их многообразие» в подгруппах. | Актуализирует знания, полученные в ботаническом саду. Составляют стенгазету «Растение школьного сада и их многообразие» | Моделирование, обобщение | Картинки, цветные карандаши, бумага, клей, ручки, ножницы. | Стенгазаета «Растение школьного сада и их многообразие» |
На внеурочном занятии учитель создает игру – викторину «Растения сада» Далее каждой подгруппе нужно придумать несколько вопросов другим подгруппам. Организует анализ, систематизацию и обобщение полученной информации. | Ученики учувствуют в игре – викторине. Задают вопросы друг другу по цепочке. Делают вывод о полученной информации. | Теоретические: анализ, систематизация, обобщение | Презентация | Полученные знания учениками |
Практический Задача: провести эксперимент, в ходе которого обучающиеся пронаблюдают за строением листьев | Планирует исследовательскую деятельность. Учитель разрабатывает дневник исследователя для учеников, где нужно рассмотреть листья клематиса, физалиса, бархатцы. Организация наблюдения за строением листочка подорожника. В ходе опыта учащиеся могут сделать вывод о том, что строение листьев разнообразно Каждый цветок уникален по-своему и их нужно беречь, так как они приносят пользу людям, а также украшают окружающий мир своей красотой. | Учащиеся выполняют опыт с представленными листьями цветов. Анализируют в подгруппах проделанный опыт. Делают общий вывод по опыту. | Эксперимент, наблюдение, обобщение | Микроскоп, предметные стекла с образцами клеток клематиса, физалиса, бархатцы. дневник исследователя | Заполнен дневник исследователя | По полученным знаниям проводят эксперимент в ходе которого обучающиеся пронаблюдают за строением листьев |
Аналитический Задача: создать продукт деятельности | Учитель совместно с учениками организует и проводит первичную обработку анализов и результатов. Учитель дает установку на создание серии картотек «Разнообразие растений нашей местности» Учитель предлагает ученикам выбрать необходимые материалы для создания продукта проекта. Дает установку для создания продукта проекта. Актуализирует знания учащихся о технике безопасности. В ходе всего внеурочного занятия проводит контроль. | В подгруппах осуществляют первичную обработку анализов и результатов. Делают обобщающий вывод совместно с учителем. Делают выводы по проделанным опытам, что удалось достичь, а что осталось не выполненным. Ученики подбирают материалы для создания продукта в подгруппах. Настраиваются на создание проекта. Актуализируют знания о ТБ. | Моделирование, обобщение | Ручки, карандаши, линейки, краски, фломастеры, ножницы, клей. | Продукт проекта - серия картотек «Разнообразие растений нашей местности» | Обучающимися создают продукт деятельности |
Презентационный Задача: представить результаты проектной деятельности | Учитель создаёт приглашения для родителей и учащихся 2 класса на классный час по теме «Какие бывают растения?» Консультирует учащихся по возникшим вопросам, в ходе подготовки к презентации результатов проектной деятельности. Репетирует с детьми сценарий мероприятия. Организует совместно с детьми презентацию результатов проектной деятельности в форме серии картотек «Разнообразие растений нашей местности». | Ученики задают вопросы учителю по презентации своего проекта. Репетируют презентацию проекта. Представляют в подгруппах проект «Разнообразие растений школьного сада» | серии картотек «Разнообразие растений нашей местности». | серии картотек «Разнообразие растений нашей местности». | Проведено открытое мероприятие по проекторной деятельности, где представлен продукт серии картотек «Разнообразие растений нашей местности». | Предоставлены результаты проектной деятельности |
Рефлексивный Задача: подвести итоги проектной деятельности; соотнести результаты поставленные с целью, задачами и гипотезой; проведение саморефлексии. | Учитель побуждает учащихся к подведению итогов проектной деятельности и саморефлексии. Организует круглый стол, где все вместе проводят SWOT-анализ и обсуждают возникающие проблемы, в ходе исследования, способы их решения; что получилось, а что нет. Вместе с детьми соотносит полученные результаты с поставленной целью, задачами и гипотезой. Далее учитель предлагает учащимся индивидуально пройти анкету о своей роли в реализации данного проекта, где они также смогут выделить свои неудачи и успехи, предложить рекомендации. После чего, учитель говорит напутственные слова и своё мнение по результатам проектной деятельности. Обобщает результаты, подводит итоги, помогает ученикам определить дальнейшие перспективы использования результатов проекта. | Учащиеся активно принимают участие в анализе полученных результатов проектной деятельности, проводят SWOT-анализ, выявляют возникшие проблемы и способы их решения в ходе исследования. Вместе с учителем соотносит полученные результаты с поставленной целью, задачами и гипотезой. Индивидуально проходят анкетирование, выявляют свою роль в реализации проекта, свою успехи и неудачи, предлагают рекомендации по организации исследовательской деятельности. | Анкетирование, анализ, обобщение полученных результатов | Планшеты, плакат «SWOT-анализ» | Заполнен плакат «SWOT-анализ» по итогам реализуемого проекта | Подводят итоги проектной деятельности, соотносят результаты с поставленной целью проекта |