kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Диагностики для изучения семейного воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностики помогут изучить семейное воспитание, дать рекомендации

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Диагностики для изучения семейного воспитания»

«ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ ИЗЧУЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

  1. БЕСЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «МОЙ РЕБЕНОК»

(МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ О.И.. БОЧКАРЕВОЙ)

Цель – выявить представления родителей о своем ребенке, некоторые особенности семейного воспитания.

Методика проведения. В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на вопросы об особенностях ребенка,

Вопросы:

  1. Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)

  2. Считаете ли вы ребёнок ребёнка самостоятельным? Почему?

  3. Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?

  4. Насколько общителен с окружающими?

  5. Что в Вашем ребёнке вас раздражает; как вы с этим справляетесь?

  6. Что вам особенно нравится в Вашем ребенке?

  7. Как вы обычно общаетесь с ребёнком? Отвечаете ли на все его вопросы?

  8. Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?

  9. Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?

  10. Считаете ли вы важным помогать ребенку в случаях затруднений?

  11. Решаете ли вы с ним его проблемы?

РЕЗУЛЬТАТЫ БЕСЕДЫ ПОЗВОЛЯЮТ учителю увидеть, каким представляется ребенок его близким, какие методы наиболее типичны для воспитания ребенка в данной семье.

Для изучения педагогических потребностей родителей, источников повышения их педагогической культуры воспитатель может использовать анкетирование родителей.

  1. МЕТОДИКА «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

А) Эта методика используется для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся (3-4-х классов). Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и про­блемам в воспитании ребенка.

Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно исполь­зовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклас­сных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.

Предложения для учащихся:

- Школа для меня - это...

- Класс, в котором я учусь, - это...

- Учителя для меня - это люди, которые...

- Мои одноклассники - это...

- Уроки для меня - это...

- Предметы, которые мне нравятся, - это...

- Предметы, которые мне не нравятся, - это...


Предложения для родителей:

- Школа, в которой учится мой ребенок, - это...

- Класс, в котором учится мой ребенок, - это...

- Одноклассники моего ребенка - это...

- Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это...

- Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это...

- Предметы, которые не нравятся моему ребенку, - это...


Б) Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравствен­ных ценностей семьи можно использовать такие незаконченные пред­ложения.

Для учащихся

- Я радуюсь, когда...

- Я огорчаюсь, когда...

- Я плачу, когда...

- Я злюсь, когда...

- Мне нравится, когда...

- Мне не нравится, когда...

- Я верю, когда...

- Если у меня хорошие новости, то я...

- Если у меня, плохие новости, то я....

- Если у меня что-то не получается, то я...

Для родителей

- Я радуюсь, когда мой ребенок...

- Я огорчаюсь, когда мой ребенок...

- Я плачу, когда мой ребенок...

- Я злюсь, когда ребенок...

- Мне нравится, когда мой ребенок...

- Мне не нравится, когда мой ребенок...

- Я не верю, когда мой ребенок...

- Я верю, когда говорят, что мой ребенок...

- Если у моего ребенка хорошие новости, то...

- Если у моего ребенка плохие новости, то...

- Если у моего ребенка что-то не получается, то...


  1. ТЕСТ «МЕРА ЗАБОТЫ О РЕБЕНКЕ»

Для определения степени проявления заботы родителей по отноше­нию к собственному ребенку можно предложить родителям выполнить следующий тест.

ИНСТРУКЦИЯ

Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл.

Школа оценок

1 - категорически не согласен;

2 - мне трудно с этим согласиться;

3 - может быть, это и верно;

4 - совершенно верно. Я с этим согласен.


УТВЕРЖДЕНИЯ ТЕСТА

1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.

2. Для того чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей.

3. Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы пре­дупредить его падения и ушибы.

4. Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.

5. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые мо­гут привести к физическим увечьям.

6. Воспитание ребенка - труд тяжелый и зачастую неблагодарный.

7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.

8. Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит отец плохо со­держит семью материально.

9. Любовью родителей ребенка не испортить.

10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон ре­альной жизни.

11. Главное, чем должен заниматься ребенок - это учеба. Все ос­тальное в доме в состоянии сделать родители.

12. Мать - главное лицо в доме.

13. Семья должна жить под девизом: «Все лучшее - детям!»

14. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограниче­ния его контактов с окружающими.

15. Родители должны помочь ребенку в определении круга его дру­зей и приятелей.


ИТОГИ

40 баллов и выше - все ваши усилия направлены на то, чтобы ин­тересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.

25-40 баллов - вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы стар­ших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.

Меньше 25 баллов - вы мало уделяете внимания вопросам воспи­тания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.

  1. МЕТОДИКА «НАКАЗАНИЯ В СЕМЬЕ»

Одна из больших проблем в воспитании - это наказание ребенка, оставляющее глубокие шрамы в формировании личности, приводящее к проявлению двуличности и лжи. Наказание детей в детстве могут спро­воцировать проявление у них вседозволенности во взрослой жизни.

Классному руководителю необходимо проводить исследования в классном коллективе по изучению отношения и учащихся, и их роди­телей к применяемым наказаниям в семье. Однако нужно помнить, что эта тема весьма деликатная. Родители и дети будут откровенны с классным руководителем только в том случае, если они ему доверяют.

РОДИТЕЛЯМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЗАПОЛНИТЬ СЛЕДУЮЩУЮ ТАБЛИЦУ:

Вид наказания


Наказы­вали вас в детстве (отметьте знаками «+» или «-»)


Отметьте те виды наказа­ния, которые вы использу­ете в воспи­тании

Отметьте самые дейст­венные из них

1 . Ставили в угол




2. Прекращали общаться на дли­тельный период времени




3. Применяли телесные наказания




4. Ограничивали свободу




5. Лишали любимого занятия




6. Читали бесконечные нотации




7. Стыдили при друзьях и знакомых




8. Оскорбляли и ругались




9. Лишали любимых лакомств




10. Ограничивали в покупках




11. Выгоняли из дому




УЧАЩИМСЯ КЛАССА МОЖНО ЗАДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

- Какие способы наказания используют родители в твоем воспи­тании?

- Какие из них ты считаешь самыми действенными?

- Какие из них ты считаешь самыми болезненными и страшными?

- Какие способы наказания в своей будущей семье ты не будешь применять никогда?

  1. Беседа для родителей «Наша семья и ребенок»

Цель - выявить традиции семей школьников, увлечения ребенка и его близких, особенности семейного микроклимата и отношения близких к ребенку.

Методикапроведения. В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Как вы отмечаете семейные праздники?

2. Существуют ли особые традиции при проведении этих торжеств?

3. Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок?

4. Любит ли Ваш ребенок делать что-нибудь вместе со взрослыми?

5. Какие дела Вы можете ему доверить?

6. В какие игры он любит играть дома? Во что Вы чаще всего играете с ребенком?

7. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли разыгрываются?

8. Если в семье есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играю дети, организуют ли старшие дети игры?

9. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к Вам и другим членам семьи?

10. Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? Приведите примеры.

11. Самостоятельно ли ребенок проявляет свое заботливое отношение к близким или по Вашему совету, просьбе, требованию?

12. В каких конкретных поступках проявлялась инициатива ребенка в оказании помощи, заботы?

13. В каком настроении обычно находится Ваш ребенок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх).

14. Какие черты характера ребенка Вам не нравятся? Что бы вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?

15. Какие книги вы читаете ребенку? Обсуждаете ли вы прочитанное? Любит ли ребенок слушать сказки, рассказы? Сопереживает ли он героям?

В РЕЗУЛЬТАТЕ имеющихся данных учитель получает информацию об особенностях взаимоотношений родителей с детьми детей, что интересует и волнует их в воспитании ребенка, какие проблемы испытывают родители в процессе семейного воспитания.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Диагностики для изучения семейного воспитания

Автор: Сухарева Екатерина Алексеевна

Дата: 27.12.2020

Номер свидетельства: 568651

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Консультация для родителей Семейные причины детской агрессивности и пути коррекции"
    ["seo_title"] => string(96) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_siemieinyie_prichiny_dietskoi_aghriessivnosti_i_puti_korriektsii"
    ["file_id"] => string(6) "347384"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1475579846"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Формирование коммуникативной компетентности школьников через духовно-нравственное воспитание"
    ["seo_title"] => string(103) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-shkol-nikov-chieriez-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "252591"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447414449"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Выступление на ШМО учителей начальных классов "Работа с родителями" "
    ["seo_title"] => string(75) "vystuplieniie-na-shmo-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-rabota-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "145855"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419003860"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "статья "Особенности организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_osobiennosti_orghanizatsii_vzaimodieistviia_piedaghoghichieskogho_kollie"
    ["file_id"] => string(6) "364170"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480490747"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "консультация с родителями"
    ["seo_title"] => string(29) "konsul-tatsiia-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "256807"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448209962"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства