Ученик 1 класса должен различать звуки речи на слух, выделять из них слова, сравнивать между собой. Это важно не только для формирования правильного произношения, но и успешного обучения чтению и письму.
Развивать звуки речи (развивать фонематический слух) помогают развивать игровые упражнения. Работа по данному вопросу предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений (“Угадай, что звучало?”, “У кого звучит игрушка?” и т. д.).
В процессе этой работы у детей формируются также навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ученик 1 класса должен различать звуки речи на слух, выделять из них слова, сравнивать между собой. Это важно не только для формирования правильного произношения, но и успешного обучения чтению и письму.
Развивать звуки речи (развивать фонематический слух) помогают развивать игровые упражнения. Работа по данному вопросу предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений (“Угадай, что звучало?”, “У кого звучит игрушка?” и т. д.).
В процессе этой работы у детей формируются также навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.
“Поэт”.
Учитель читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
Шепчет ночью мне на ушко сказки разные... (перина, подушка, рубашка). Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу). От грязнули даже стол поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал). Две сестрички, две лисички отыскали где-то... (спички, щетку, ложку). Тебе кукла, а мне – мячик. Ты девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик). Говорила мышка мышке: до чего люблю я... (сыр, мясо, книжки). Серый волк в густом лесу встретил рыжую... (лису, белку). Опустела мостовая, И уехали... (автобусы, трамваи, такси). Катя Лену просит дать Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу) и т. д.
“Расставь по местам”.
Учитель читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.
Я тебе задачу дам – все расставить по местам: Что скатали мы зимой...? Что построили с тобой...? На крючок в реке попал...? Может все, хоть ростом мал...? Слова для выбора: дом, ком, гном, сом. Я опять задачу дам – все расставить по местам: Что стащил игривый кот...? Детям мамочка плетет...? С гор спускается, течет? Что за скользкий, ровный лед...? Слова для выбора: каток, поток, венок, моток и т.д.
«Хлопки в ладоши»
Хлопни тогда, когда услышишь слово, которое отличается от других.
Помогут научиться правильно произносить гласные чистоговорки, стихи с ударением на гласный звук.
[А]
Антошка с Армошкой в амбар забрели.
В амбаре в мешках арахис нашли.
Антошка арахис в карман положил,
Армошка арахис совсем не любил.
Прочитав стихотворение, предложите ребёнку ответить на вопросы:
- Какой звук встречается чаще?
- Какой это звук – гласный или согласный? Почему?
Использование потешек.
Мы в лесу играли в эхо.
Эмма, Эдик – крикуны.
Мы кричали и искали,
Эхо так и не нашли.
«Поплаваем на лодочке»
м~~~~~~~~а
м~~~~а
м~~а
ма
Так ребёнок поймёт, как буквы сливаются в слоги.
Речевой материал для закрепления поставленных звуков.
Лесной хор.
Маленький комарик по полю летел,
Песенку простую тихо он запел
(зь –зь-зь-зь)
Тут большой комарик песню услыхал
И сердито громко песню подпевал.
(з-з-з)
Жук, на ветке сидя, бросив все дела,
Песню подпевал он, как его друзья.
(ж-ж-ж)
И кузнечик в травке пенье услыхал
И тихонько песню в травке стрекотал.
(ч-ч-ч)
На лесной полянке сочную траву
Не жуёт Бурёнка, а поёт: «Му –у-му-у»
Наш гусак сердито ноты повторял,
Песенку лесную браво напевал.
(га-га-га)
Тут змея тихонько на пенёк вползла
И шипит чуть слышно песенки слова.
(ш-ш-ш)
Пёс в траве высокой бросил кость свою,
Зарычал сердито ту же песенку.
(р-р-р)
В воздухе раздался самолёта гул,
Он гудит так звонко песенки мотив.
(л-л-л)
На лесной полянке хор звучит.
Песенка так льётся, за собой манит.
(зь-з-ж-ч-му-га-ш-р-л)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005г
Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Серия «учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 1999г
Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних детей с общим недоразвитием речи. / Логопед № 2, 2004г
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991г
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001г
Лалаева Р.И. нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. Учебное пособие. – СПб.,1998г
Орфинская К.В. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте. – Л., 1946г
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994г
Словарь «Термины и понятия логопедии» // «Логопедия» (Под ред. Л.С. Волковой)