Цель: Систематизация знаний о звуках речи русского языка.
Задачи:
1. Познакомить с писательницей А.Линдгрен и её произведением «Малыш и Карлсон»
2. Закрепить знания об отличии звуков и букв, умение давать характеристику звукам. Формировать умение читать целыми словами.
3. Развивать устную речь, умение различать звуки.
4. Воспитывать интерес к языку.
Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы, листы с заданиями для работы в группе.
Ход урока.
1) Орг.момент
- Послушайте, необычный разговор по телефону, который сегодня я услышала:
- Будьте добры, позовите врача!
- Куда вы звоните? Какого грача?
- Врача позовите. Будьте добры!
- Чего вы хотите? Какие бобры?
- Будьте бобры, позовите грача!
- Если бодры, так зачем же врача? В. Баширов
- В чём юмор этих строк?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Что такое звук?
2) Актуализация знаний
1. Логическая минутка
- Какая буква лишняя? Почему?
Работа с буквами на экране.
2. Работа в тетради для печатанья.
- Посмотрите на экран. Прочитайте слова по транскрипции:
[пйэвйец], [ель]
- Напечатаем слова в тетради и исправим транскрипцию.
- Молодцы. Почему важно знать какие звуки, какая буква обозначает? (грамотно писать, другие слова)
3. Минутка чистописания
её
- Мы с вами уже сказали, что очень внимательно надо относиться к звукам в словах.
Как называется приём, когда меняем одну букву и получаем новое слово?
Разгадаем метаграммы, запишем слова:
С буквой «В» - у птиц найдёшь,
С «Ч» - замок им отопрёшь. Клюв – ключ
С буквой «Г» - к вам на праздник придёт,
А вот с «К» - лишь собачка грызёт. Гость - кость
4. Работа с учебником
с.18 №3 устно
(свои продолжения: лак, кочка, точка, дочка)
- Можно сказать, что ложка и мошка отличаются одним звуком?
3) Физминутка
Мы читали и читали
И немножечко устали.
Ничего, мы отдохнём,
Ляжем, крепко все уснём.
Дети крепко, крепко спали,
Вдруг проснулись, прямо встали.
Подтянулись, оглянулись
И друг, другу улыбнулись.
4) Изучение нового материала.
Беседа о писателе.
- Сядьте поудобнее, я вам расскажу об удивительной писательнице из Швеции – Астрид Линдгрен.
Свою первую книгу писательница написала в подарок на день рождения дочки.
Было это в 1944 году. Имя девочки Пеппи – длинный чулок пришло на ум именно ее дочери, когда той было всего 7 лет. С тех пор Астрид начала писать невероятные приключения этой девочки.
Потом пришел и «Карлсон». Историю про него также придумала Карин, дочь писательницы. И повесть о летающем, в меру упитанном господине с пропеллером разлетелась по миру с огромным успехом.
После выхода книги на Астрид Линдгрен обрушились всевозможные награды, премии.
Почти все свои книги Линдгрен посвятила детям (лишь несколько – юношеству).
«Я не писала книг для взрослых и думаю, что никогда не стану этого делать», - решительно заявляла Астрид. Она, вместе с героями книг, учила детей, что «если жить не по привычке, целой жизнью будет день!»
Работа по учебнику. Чтение сказки с. 21-22
1) Работа над произведением:
- чтение сказки «цепочкой»
2)Анализ произведения:
- Какое настроение было у малыша? Как вы узнали?(по тексту)
- Как изменилось его настроение с появлением Карлсона?(Докажите по тексту)
- Почему настроение изменилось?(текст)
-Каким вы представляете Карлсона?
-Как характеризует героев их речь?
- чтение по ролям (передать характер)
- Какое слово, используемое в тексте, может обозначать предмет и нарицательный и собственный?
- Кто был знаком до урока с Малышом и Карлсоном?
- А кто был знаком не по мультфильму, а именно по книге?
- Кто сегодня придет домой и постарается как можно быстрей узнать продолжение истории?
Физминутка
Это что там на поляне?
Раздаётся шум и смех.
Это заячья зарядка-
Кто подпрыгнет выше всех.
3) Творческая работа в парах.
- Умеешь ли ты дружить? Расскажи о своём друге?
5) Закрепление
Работа в группах.
- По характеристике звуков в словах написать по 4-5 слов
1гр. – звуков больше, чем букв
2 гр. – звуков меньше, чем букв
3 гр. – все согласные твёрдые
4 гр. – все согласные мягкие
Работа в рабочей тетради
- Какая тема нашего урока?
- Какие орфограммы мы знаем?
- Даны слова. Нужно их правильно записать, обозначив орфограмму.
Ёжык, снек, тепло, висна, грип, нара, леса, щючьки, чюдо, заиц.
Комментированное письмо у доски.
- Назовите слова, где все согласные звуки мягкие/ твердые.
- Назовите слова, где звуков больше, чем букв.
- Слова, где звуков меньше, чем букв.
- Почему в остальных словах количество звуков и букв равно?
- Приведите примеры слов, где звуков и букв равно, но при этом не каждая буква обозначает звук.
6) Самостоятельная работа
Дифференцированная: вставить буквы, исправить ошибки
7) Итог урока. Рефлексия. Оценки
- С каким произведением мы познакомились?
- Назовите главного героя произведения. (название)
- Дайте оценку сегодняшнему уроку
Домашнее задание: с.21-22 чит. по ролям, упр. 5 с. 19