Навыки по здоровому образу жизни. Пропаганда и формирование у учащихся необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни и сознательной заботы о своём здоровье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровый образ жизни проект»
Проект «Мы за здоровый образ жизни».
Пояснительная записка.
Младший школьный возраст - это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому именно с начальной школы надо пропагандировать здоровый образ жизни и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. Наша школа отводит особое место вопросам формирования у учащихся ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей. Ведь именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика даже больше, чем врач. Педагог может дать знания, которые будут способствовать формированию у учащихся здорового образа жизни и сознательной заботы о своём здоровье. Проблема сохранения здоровья сегодня является очень актуальной. Дмитрий Медведев сказал: «Нам сегодня нужно подумать о том, как на современном уровне, без занудства и пошлости, пропагандировать здоровый образ жизни».
Одним из направлений своей работы я выбрала отработку и внедрение в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих форм, методов, приёмов и технологий, которые направлены на обеспечение возможности сохранения здоровья школьника за период обучения в начальной школе, формирование у него необходимых ЗУН по здоровому образу жизни, учат использовать полученные знания в повседневной жизни. Эта работа даёт возможность охватить всех учащихся начальной школы, создать такую обучающую, воспитывающую, развивающую среду, которая способствует максимальной реализации выбранных мною задач. Осознание учащимися того, что в данном направлении движется весь коллектив школы, позволяет наиболее полно раскрыть творческие способности ребят, формировать самостоятельность, активность, свободно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, учит со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, формирует культуру здоровья.
Возраст учащихся: 7-11лет ( 1 – 4 класс).
Цели проекта:
Пропаганда и формирование у учащихся необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни и сознательной заботы о своём здоровье.
Задачи проекта:
формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
формирование чувства ответственности за свое здоровье;
снижение уровня заболеваемости учащихся;
повышение качества образования и воспитания школьников;
сохранение работоспособности на уроках;
личностный рост учащихся;
развитие творческих способностей и познавательного и интереса учащихся;
создание сплоченного коллектива класса.
Принципы проекта:
непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке;
принцип активного обучения — учащиеся являются непосредственными участниками здоровьесберегающих мероприятий;
последовательность и систематичность — проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков;
доступность — определяется прежде всего ролью учителя как консультанта, а не «легкостью» материала, учитель — организатор процесса;
прочность — знания подкрепляются практикой, в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;
учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Направления, по которым ведётся работа:
Организация уроков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий.
Физическое развитие.
Динамические перемены.
Внеклассная работа.
Ожидаемые результаты:
Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, и, как следствие, принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.
Снижение заболеваемости среди детей.
Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Личностный рост учащихся.
Повышение качества знаний.
Обучение приемам исследовательской работы с книгами, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в библиотеке.
Приобретение коммуникативных навыков.
Создание сплоченного коллектива класса.
Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, мини – сочинений, отзывов, рисунков, фотографий, презентаций и др.
Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
Повышение профессиональной компетентности учителя.
Этапы реализации проекта
Подготовительный (август – сентябрь )
Сплочение учащихся и родителей для работы над проектом.
Выявление и анализ отношения к проекту всех участников.
Разработка плана по подготовке и реализации проекта.
Изучение учебно-методической документации и литературы, освещающей вопросы формирования здорового образа жизни учащихся.
Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
Проведение групповой и индивидуальной работы с родителями с целью ознакомления с индивидуальными особенностями учащихся.
Изучение медицинских карт школьников.
Разработка содержания проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами.
Практический (4 учеб . года)
Реализация целей и задач проекта через отработку и внедрение в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих форм, методов, приёмов и технологий.
Внесение необходимых корректив в содержание проекта.
Обобщение и осмысление опыта по пропаганде и формированию здорового образа жизни учащихся
Осуществление анализ эффективности проекта.
Определение теоретической и практической значимости проекта.
Отчёт о результатах проекта. Выступление на МО учителей начальных классов. Выступление на педагогическом совете школы с целью обмена опытом.
Реализация проекта
Соблюдение гигиенических норм:
световой режим;
ростовая мебель;
проветривание кабинета;
озеленение кабинета;
организация горячего питания в школе.
Организация уроков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий:
рациональная организация урока: разнообразные виды деятельности, частота их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 80%;
использование активных методов и активных форм обучения: работа в группах, парах, ролевая игра, дискуссия, выступление с сообщениями, создание учащимися презентаций, решение проблемных ситуаций, составление проектов;
использование различных видов уроков: уроки-игры, уроки-праздники, уроки-практикумы, уроки на свежем воздухе и т.д.;
активное использование инновационных методов обучения – мультимедиа, портфолио, проектная деятельность.
Система психолого-педагогического сопровождения:
диагностика психо-физиологического развития учащихся ;
работа по программе Н.Гусевой «Волшебная страна чувств», которая включает социально-психологические игры и занятия, направленные на гармонизацию межличностных отношений в классе, формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия;
ведение портфолио учащихся.
Физическое развитие:
утренняя зарядка;
физкультминутки на уроках и динамическая пауза;
физические упражнения на переменах: малоподвижные игры, игры-считалки, скакалка, «резиночка», хула-хуп, кегли;
«Весёлые старты»: ежегодное участие в школьных и районных спортивных соревнованиях;
«Мама, папа, я – спортивная семья» - школьная ежегодная спортивная игра с участием семейных команд;
поощрение посещения школьных и внешкольных спортивных секций, через оформление портфолио учащихся, через обсуждение спортивных достижений и побед учащихся на классных часах.
Организация внеклассной работы:
1). Классные часы:
«Как вести себя с незнакомцем»;
«Как вести за столом»;
«Режим дня школьника»;
«Правила рационального питания»;
«Волшебные телефоны: 01, 02, 03»;
«Огонь - друг или враг»;
«Пожар – стихийное бедствие»;
«Я хочу быть здоровым»;
«Профилактика вредных привычек»;
«Дорожная азбука»;
«Безопасный подход к школе»;
«Осторожно дорога! Правила поведения на дороге в зимний период»;
«Умей сказать нет»;
«Нарушения осанки и их профилактика»;
«Закаливание и профилактика простудных заболеваний»;
«Укрепление здоровья школьников в каникулы»;
«Гигиена зрения»;
«Личная гигиена и уход за зубами»;
«Осторожно грипп!»;
«Профилактика простудных заболеваний»;
«Витамины на твоём столе»;
«Почему мы болеем?»;
«Чистота - залог здоровья»;
«Моё здоровье в моих руках»;
«Что такое здоровый образ жизни?»;
«Хочешь быть здоровым, умным, красивым? Закаляйся!»;
«Легковоспламеняющиеся предметы»;
«Снегопад, сугробы»;
«Осторожно - гололёд!»;
2). Спортивный кружок «Богатырь».
3). Всемирный день здоровья: беседы:
Беседы по ПДД и ОБЖ по учебному плану в течение года на уроках окружающего мира и физкультуры (ежегодно);
Беседы фельдшера Андреевой В.Н. «Профилактика заболеваний» (1 раз в месяц);
Выступление старшеклассников (ежегодно;)
4). Ежегодный профилактический осмотр и беседа стоматолога из районной поликлиники.
5). Предметные недели:
экологическая игра «Природа и мы»;
викторина «Не шути с огнём»;
школьная акция « Я выбираю спорт»;
школьная акция « За безопасность дорожного движения»;
творческое дело «Снежная сказка». Создание скульптур, крепостей, сказочных предметов из снега;
игра « Зарничка»;
6). Конкурсы:
конкурс рисунков на асфальте по ПДД (ежегодно);
конкур рисунков, беседа по профилактике противопожарной безопасности (ежегодно);
конкур рисунков «Спорт в моей семье»;
районный конкурс рисунков по ПДД «Дорога и мы»;
участие в районном конкурсе по ПДД «Внимание, дети!»
7). Творческие дела и проекты:
творческая мастерская «Безопасный перекрёсток»;
творческая мастерская «Мой режим дня»;
творческая мастерская «Правила поведения за столом»;
проект «Охрана здоровья»;
проект «Физкульминутки»;
конкурс детских презентаций «Дорога и мы»;
конкурс детских презентаций «Ядовитые и лекарственные растения»;
конкурс детских презентаций «Не шути с огнём», «Один дома»;
конкурс детских презентаций «Домашний питомец»;
конкурс рисунков «Здоровый образ жизни»;
конкурс плакатов «Правильное питание и витамины»;
сочинение «Я и здоровый образ жизни», «Моё здоровье в моих руках».
8). Формирование сплоченного коллектива класса:
- участие в школьных и районных праздниках, смотрах, конкурсах, фестивалях;
организация учителем и учащимися бесед, конкурсов, праздников в классе;
- организация детского летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием детей.
9). Работа с родителями:
- анкетирование и опрос родителей с целью ознакомления с индивидуальными особенностями учащихся;
- родительские собрания на темы «Режим дня школьника», «Учебные нагрузки и здоровье ребёнка», «Питание школьника в семье и школе»; « Как уберечь ребёнка от насилия»; «Профилактика вредных привычек;