Здоровьесберегающие технологии в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни
Здоровьесберегающие технологии в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Запрудное Питерского района Саратовской области»
Здоровьесберегающие технологии в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни.
Терехова Марина Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ с. Запрудное
Питерского района
Саратовской области»
2015
.
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.
С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога стало « Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Правила техники безопасности, которые систематически закрепляются на уроках и внеурочной деятельности должны стать для ребенка совершенно естественными в повседневной жизни.
На школу возложены конкретные обязательства как учебные, воспитательные, так и по охране здоровья детей. Именно школа с 1-го класса способствует воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. Работая по программе «Здоровье» перед педагогическим коллективом МОУ «СОШ с.Запрудное» стоят определённые цели и задачи.
Основной целью этой программы является укрепление, здоровья учащихся;
- формирование у учащихся качеств, потребностей, способствующих развитию здоровья. С этой целью в течение учебного года для обучающихся и родителей проводятся беседы по темам:
1. Соблюдение личной гигиены.
2. Профилактика простудных заболеваний.
3. Режим школьника.
4. Витамины - наши друзья.
5. Правильное питание младшего школьника.
6. Уроки доктора Айболита. В режим дня начальной школы включен комплекс оздоровительных мероприятий: - классные часы: «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров…», «Доктор Айболит», «Лесная аптека»; «Школа здоровья».
- физкультминутки на уроках, гимнастика для глаз;
-спортивные часы во второй половине дня: «Самый быстрый», «Сильные, смелые, ловкие», «Весёлая эстафета».
-общешкольные спортивные соревнования;
-Дни здоровья;
-выпуски газет;
-беседы врача.
У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому особенно важной во время урока является смена учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток, расслабления во время прослушивания песен. На уроках учителей, работающих в начальных классах в полной мере используются все необходимые средства, способствующие здоровьесбережению.
Используя потенциал учебного предмета «Физической культуры» для обучающихся 1-4 классов ежегодно проводятся спортивные мероприятия: «Кросс», «Весёлые старты», «Шашечный турнир», спортивные праздники, совместно с родителями.
Учитывая, что среди школьников до 50% и более детей и подростков имеют сниженную остроту зрения, в основном за счет близорукости, моя деятельность направлена на профилактику этих нарушений. В комплекс профилактических мероприятий, которые я провожу, входят: гимнастика для мышц глаз, создание оптимальной освещенности рабочих мест, организации урока так, чтобы зрительная работа чередовалась с отдыхом для глаз.
Снятию зрительного напряжения помогут следующие упражнения для глаз.
Гимнастика по Е. Е. Сомову
1. И. п.– сидя, спина прямая, глаза открыты, взор устремлен прямо.
а) Частые мигательные движения век (1-2 минуты)
б) Смотреть прямо перед собой (2-3 с) Перевести взор на кончик пальца правой вытянутой руки, расположенной по средней линии лица (4-5 с.) Затем руку опустить, повторить все действия (10-12 раз)
в) Выполняется стоя. Вытянуть руку и смотреть на кончик указательного пальца, расположенного по средней линии лица, затем начать медленно приближать его к глазам до появления двоения (6-8 раз)
Это китайская методика расслабления зрительного анализатора.
а) Фиксация взгляда на кончике носа (при этом двигать глазами)
б) Фиксация взгляда на пламени свечи, рассматривание пламени (выполняется вечером)
в) Фиксация взгляда на кончике пальца вытянутой руки. Водить пальцем по горизонту, затем палец приближать к кончику носа.
Упражнения выполняют 2 раза в день, по 5 минут каждый раз. Выполняются с настроением, легко. Через силу выполнять не следует.
Не следует забывать и о важности гигиенически правильной организации учебно-воспитательного процесса (освещенность помещений, их воздушно-тепловой режим, проветривание, маркировка мебели и правила посадки учащихся), обеспечение отдыха и необходимого объема двигательной активности.
Для обучающихся своего класса я провела мероприятие «Здоровым будешь – всё добудешь». Во время праздника ребята собрали пословицы о здоровье, ответили на вопросы анкеты, вспомнили про витамины и полезные продукты, правила гигиены. Не обошлось на празднике и без весёлых конкурсов. Приветствие жителей планеты вызвало у участников улыбку, а зарядка под зажигательную музыку, которую провели сами дети, понравилась и детям, и взрослым. Также была проведена минутка отдыха для глаз, беседа о вреде курения, алкоголизма и наркомании.
Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности. Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды
Занятия в кружках повышает интеллектуальный уровень, развивает индивидуальные способности, укрепляет физическое состояние учащихся. Спортивно-оздоровительные технологии реализуются через школьные кружки: «Чемпион» (руководитель Леванова И.А.), «Здоровей-ка» (руководитель Беляева Г.А.).
В нашей школе также применяются экологические здоровьесберегающие технологии. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности.
Экологические здоровьесберегающие технологии применяются на уроках учебного предмета «Окружающий мир», во внеурочной деятельности на кружке «Мир вокруг нас» (руководитель Терехова М.Н.) и через участие:
- в экологических операциях «Кормушка» и «Чистый двор»,
- реализацию проекта по благоустройству пришкольной территории «Школьный двор»,
- проведение акции «Зеленая планета».
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности применяются с целью формирования у обучающихся навыков безопасного поведения в окружающей обстановке и различных экстремальных ситуациях Работниками школы организуется проведение конкурсов, викторин по правилам дорожного движения, противопожарной и антитеррористической безопасности.
Подводя итог, хочется сказать, что здоровьесберегающая инфраструктура школы обеспечивает необходимые условия для формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(237) "Статья на тему «Организация и содержание здоровьесберегающих технологий в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида» "
["seo_title"] => string(150) "stat-ia-na-tiemu-orghanizatsiia-i-sodierzhaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-usloviiakh-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "232581"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1442860786"
}
}