Роль здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании младших школьников
Роль здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании младших школьников
С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится программа «Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», которая включает как урочную, так и внеурочную деятельность.
Здоровье - важнейший фактор работоспособности и развития детского организма. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога. Здоровьесберегающие образовательные технологии включают формирование, укрепление здоровья, воспитание у детей культуры здоровья. Данные технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании младших школьников »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №17»
Роль здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании младших школьников
Из опыта работы
Ивлева Э.И.,
учитель начальных классов
Полысаево 2015
Роль здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании
младших школьников
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Ж.-Ж. Руссо
С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится программа «Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», которая включает как урочную, так и внеурочную деятельность.
Здоровье - важнейший фактор работоспособности и развития детского организма. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога. Здоровьесберегающие образовательные технологии включают формирование, укрепление здоровья, воспитание у детей культуры здоровья. Данные технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.
Здоровый урок – это тот урок, в рамках которого удается активно управлять работоспособностью учащихся, урок, который сохраняет желание учащихся работать дальше, который не научает, а развивает. Создать такой урок и учить каждого в соответствии с его природными возможностями – задача каждого педагога. Нужно подобрать материал, соответствующий целям урока, способствующий снятию усталости, создавать комфортные условия для учебной деятельности и следовать принципу природосообразности: не научать, а развивать.
При подготовке к уроку стараюсь чередовать разные виды деятельности. Уроки начинаю с эмоционального настроя, в которые включаю стихи, музыку. Новую информацию преподношу таким образом, чтобы она вызывала у ребят последовательную цепь положительных эмоций: удивление, интерес, радость. Учебный материал увязываю с уже известными данными, с прошлым опытом.
При выборе формы урока продумываю все упражнения для того, чтобы не допустить перенапряжения мышц туловища и глазодвигательных мышц. Учебный материал распределяю в соответствии с динамикой текущей работоспособности учащихся. Первые 3-5 минут – это фаза вхождения в урок. Поэтому нагрузку даю небольшую. Период устойчивой оптимальной работоспособности 15-20 минут, и нагрузка должна быть максимальной. Затем идет снижение нагрузки, так как развивается утомление. В последние минуты урока, когда наблюдается небольшое повышение работоспособности, провожу закрепление нового материала, обращаю внимание на главные моменты пройденной темы.
Различные тестовые задания с выбором ответа, игровые задания на развитие фантазии, распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать однообразия на уроке. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач позволяют снять эмоциональное напряжение учащихся. Хороший эффект дают практические задания, поиск дополнительных материалов по темам, осуществление проектной деятельности, задания на расширение кругозора. Задания должны быть дифференцированные, индивидуально подобранные для учащихся, чтобы все могли создать себе ситуацию успеха на каждом уроке (Приложение 1).
В своей работе использую элементы здоровьесберегающих технологий, направленных на расширение зрительно-пространственной активности, которые были разработаны В.Ф.Базарным и Л.П.Уфимцевой (Приложение 2).
Не нужно забывать и о дыхании. Урок начинаю с успокаивающего дыхания. А во время контрольной или самостоятельной работы использую мобилизующее дыхание. Дыхательные упражнения также включаю и использую на уроках чтения, окружающего мира, когда материал на уроках устного характера. Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать. Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволили мне преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Эти дыхательные упражнения обеспечивают высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.
Веду постоянную работу по профилактике плоскостопия. Ребята моего класса занимаются на специальных ковриках, с нашитыми на них пуговицами.
Обогащаю содержание предметного материала задачами, упражнениями на валеологическую тематику. В процессе решения валеологических задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащимся осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоровья. Стараюсь помочь преобразовать возникающую энергию опасения в энергию действия. На этом этапе дети знакомятся и обсуждают конкретные привычки здорового образа жизни (Приложение 3).
Очень эффективным является использование кинезиологических упражнений. Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу мы начинаем с кинезиологического комплекса, например «Зеркальное рисование»: Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
Интересно отметить, что для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. Вот почему следует помнить, нам учителям, что неподвижный ребенок не обучается.
Постоянно применяю динамические игры и паузы. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. На этапе физминуток чаще используют устные комментарии, т.к. наглядно выполнить технически сложно и требуется много времени. Решить эту проблему можно введением анимированных физминуток. Анимационная физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни. А также она интересна. (Приложение 4).
Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, «уроки здоровья».
Критерии здоровьесберегающего урока:
Двигательная активность.
Сенсорно-разнообразная среда.
Развитие мелкой моторики руки.
Работоспособность.
Дифференциация.
Эмоциональный фон.
А главный критерий – это доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому ответу, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельности. Каждый успех делаю достоянием всего класса. Считанные секунды нужны мне для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово. А сколько прибавляют они и уроку, и ребёнку! Искренней любовью я завоевываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить.
Оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
Во внеурочной деятельностипо спортивно-оздоровительному направлению разработала рабочую программу «Здоровячок». Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Программа носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих задач:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки: умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. С родителями были проведены беседы по темам: “Игра - как фактор укрепления здоровья детей”, “Здоровый образ жизни” (Приложение 5). Интересно проходят совместные экскурсии, спортивные мероприятия (Приложение 6). Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка. Мои ученики и родители, активные болельщиками городского конкурса «Самая спортивная семья», в котором участвует моя семья. В городском конкурсе «Мама, папа, учитель и я – спортивная семья» мы стали призёрами.
Проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость, позволяют учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более требовательными и заботливыми друг к другу. В классе наблюдается положительная динамика по заболеваниям учащихся (Приложение 7).
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет больше здорово и развито, не только духовно, но и физически.
«Я обязан… дать ребенку всё солнце, весь воздух, всю доброжелательность, какая ему положена независимо от заслуг или вин, достоинств или пороков». Януш Корчак
2. Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг. - 2011.-№3.-С.15-19
3. Будаева, Н.А. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе /Н.А. Будаева //Начальная школа плюс до и после. - 2011.-№3.-С.32-36
4. Науменко, Ю.В. Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников /Ю.В. Науменко //Управление начальной школой. -2011.-№3.-С.48-61
5. Погребняк, Е.В. Здоровьесберегающие возможности деятельностного подхода в образовании в аспекте изменения позиций учителя /Е.В. Погребняк //Начальная школа плюс до и после. - 2010.-№3.-С.26-29
6. Семёнова, И. Мониторинг эффективности и сохранения и укрепления здоровья: критерии и инструменты работы /И. Семёнова //Школьное планирование. - 2010.- №1.-С.38-46