Аннотация
ФГОС начального, основного и среднего (полного) общего образования выдвинули формирование ценностей здоровья, здорового и безопасного образа жизни, духовно-нравственного здоровья, экологической культуры обучающихся в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы.
В концепции новых федеральных государственных образовательных стандартов НОО, ООО и С(П)ОО позиции здоровьесбережения и здоровьеформирования впервые обрели в общем образовании собственную значимость и получили структурированное воплощение. В. А. Сухомлинский утверждал, что «забота о здоровье ребёнка это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, и не свод требований к режиму питания, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
I.ВВЕДЕНИЕ
Обоснование актуальности проекта:
Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.
Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми школьного возраста.
Объект проектирования: Учащиеся 5 – 9 классов.
Просмотр содержимого презентации
«Презентация»
«Здоровьесбережение и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у учащихся среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС в контексте модернизации российского образования»
Разработчик проекта:
ГБОУ СОШ с. Новая Бинарадка
Князькина Л.С., учитель
изобразительного искусства
Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства.
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.
Ожидаемые результаты:
– личностные результаты (самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация): формирование навыков самоорганизации культурного досуга.
– метапредметные результаты (универсальные учебные действия): познавательные, регулятивные, коммуникативные(Своевременное формирование двигательных умений и навыков и развитие основных физических качеств школьников: силы, быстроты, ловкости, выносливости, равновесия и координации движения, что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность).
– предметные грамотности (результаты освоения предметов)расширение знаний учащихся в области «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей»
Перспективы развития и реализации проекта
Исходя из логики новых стандартов, следует ожидать, что с их введением образование должно стать более безопасным, здоровьеформирующим и здоровьесберегающим, гарантирующим защиту учеников от перегрузок, формирование личности безопасного типа, умеющую заботиться о своем здоровье,рационально организовывать учебную и внеурочную деятельность обучающихся.
План по реализации проекта
Использование приемов здоровьесберегающих технологий в учебном процессе ведется в следующих направлениях:
1. Создание здоровьесберегающей среды.
2. Физическое развитие.
3. Организация уроков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий.
4. Внеклассная работа.
Веселые старты
День здоровья
День здоровья
Здоровьесберегающая технология
– это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Физкультминутки – естественный элемент урока, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление
В состав упражнений для физкультминуток включают:
- упражнения по формированию осанки,
- укреплению зрения,
- укрепления мышц рук,
- отдых позвоночника,
- релаксационные упражнения для мимики лица,
- потягивание,
- массаж области лица,
- упражнения, направленные на выработку рационального дыхания
Нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие учащихся в общеобразовательных учреждениях
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
СанПиН 2.2.2.2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (выдержки) Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
- 1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- 2) организацию питания обучающихся;
- 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- 6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся (продолжение)
- 7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
- 8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- 9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- 10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Спасибо за внимание!