Здоровье сберегающие технологии в условиях начальной школы
Здоровье сберегающие технологии в условиях начальной школы
В работе наглядно показаны здоровье сберегающие технологии, которые с успехом применяются в начальной школе. Данная работа опробирована в течение нескольких лет и дала хорошие результаты. Данная работа позволяет сформировать у детей потребность ведения в дальнейшем здорового образа жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровье сберегающие технологии в условиях начальной школы »
Современные подходы к здоровьесберегающей деятельности в СКОУ.
История о здоровье и нездоровье стара как мир. Человек высшее творение природы. Он приходит в этот мир для счастья и комфорта. Его опыт, ум, талант нужны его детям, обществу в котором он живет.
Для того, чтобы человек наслаждался жизнью, ее сокровищами, он должен быть, по крайней мере здоров.
Что же такое здоровье? Устав «Всемирной организации здравоохранения» трактует понятие «здоровье» как отсутствие физических и психических болезней и дефектов, состояние полного социального и духовного благополучия.
В нашу общеобразовательную специальную коррекционную школу – интернат VII вида каждый год поступают новые ребята. Здесь они получают образование, воспитание, прививаются нравственно – этические нормы ценности. Следует понимать, что ребенок, который попадает в учреждения государственной поддержки, как правило, уже имеет психофизические заболевания или пограничные состояния здоровья. Это дети пережили трагедию потери близких людей, оторванности от дома, от привычной обстановки.
Среди наших воспитанников распространены заболевания бронхо-легочной системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, моче –выделительной системы. Дети, особенно в младших классах страдают энурезом. Большинство ребят имеют II или III группы здоровья, физические группы подготовительная или специальная. Дети состоят на диспансерном учете. Дети не всегда знают элементарные санитарно – гигиенические правила и нормы, иногда и не владеют навыками личной гигиены.
Поэтому обеспечение сохранения и укрепления здоровья воспитанников есть основополагающая задача всего коллектива школы – интерната.
Если учитывать, что многие воспитанники уже имеют вредные привычки. Такие как сквернословие, драчливость, агрессивность, пристрастие к курению, пробовали алкоголь, имеют неправильное, искаженное представление о ценности жизни, то все это заставляет преподавателей и работников школы – интерната самым скрупулезным образом подходить к проблеме сбережение физического и психического здоровья школьников.
Проблема здоровьясбережения решается через различные формы и методы, используются разнообразные структуры и подразделения.
День ребенка начинается с подъема и зарядки. Так как наши дети частоболеющие, ослабленные, то особенно важно сформировать у малыша позитивное отношение к утренним упражнениям. Для этого у младших школьников зарядка проходит в игровой форме. Детям предлагается совершить путешествие в африканскую саванну или на северный полюс. Это могут быть потешные стихи, которые настраивают ребят на нужный лад.
Быстро встали, потянулись,
Поклонились, улыбнулись,
Вместе дружно пошагали,
Побежали, побежали,
И налево повернулись,
И соседям улыбнулись.
И направо повернулись,
И друг другу улыбнулись.
И опять мы все шагаем,
Дружно руки поднимаем,
Кисти разом все встряхнули,
Руки выше поднимаем,
Полетели высоко,
И вздохнули глубоко,
Опустили руки, выдох…
Повторить вы все смогли бы?
Младшие школьники знают стихи наизусть, проговаривают их вслух, что благоприятно сказывается на их настроении. Вырастая постепенно, дети приходят к пониманию, что упражнения хороши утром, после сна, для того, чтобы организм окончательно «проснулся». Это заряд бодрости и энергии.
В школе – интернате проводится конкурс на самую интересную зарядку, что стимулирует творческий подход и неординарность решений у воспитанников, при этом учитываются группы здоровья ребят.
Во время уроков и самоподготовки систематически проводятся физкультминутки. Они позволяют снять физическое и психическое напряжение воспитанников. Особенно значимы физкультминутки для глаз.
Физкультминутка для глаз.
Сделать по 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа налево, затем слева направо.
сделать по 15 колебательных движений глазами по вертикали вверх-вниз, а затее вниз-вверх.
Сделать по 15 круговых вращательных движений глазами.
Упражнение «восьмерка»: сделать по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, а затем в левую сторону, как бы вычерчивая глазами уложенную горизонтально цифру 8.
После второго урока проходят общешкольная динамическая пауза. Во время ее проведения используются звуки естественной природы: шум леса, пение птиц, плеск волн. Это является хорошей профилактикой переутомления, позволяет за короткий срок добиться релаксации у детей во время занятий.
Прогулки, подвижные игру на воздухе, спортивные часы позволяют в полной мере достигнуть закаливающий и оздоровительный эффект, снимают физическое напряжение, укрепляют опорно-двигательный аппарат, сердечно – сосудистую и дыхательную системы.
Значительно обогащает арсенал форм и методов работы с детьми по формированию у них здорового образа жизни разнообразная игровая деятельность. Подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, обеспечивают социальную адаптацию подростка через коллективную деятельность. Интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, систематизируют знания по проблеме здорового образа жизни. Элементы диалога или театрализованное проигрывание ситуации закрепляют ролевые стереотипы, умение сказать «нет» в критической ситуации, формируют навыки общения, критическое осмысление вредных привычек. Проводятся долговременные ролевые игры, в которых строится вся проектная деятельность.
Праздником пропаганды здорового образа жизни являются дни здоровья. Детям предоставляется возможность испытать себя в роли бегуна, футболиста, пловца. Дух состязательности пробуждает в ребенке желание быть первым. Он задумывается о физическом потенциале своего организма, негативному пристрастию к пагубным привычкам. В днях здоровья принимают участие и взрослые. Это показывает воспитанникам значимость таких мероприятий, острую необходимость быть здоровым самому и приобщать к здоровому образу жизни других.
Исходя из специфики нашего учреждения, рассматриваются вопросы здоровья, экологии, истории олимпийского движения, о роли физкультуры и спорта в жизни великих людей России. Поднимаются вопросы нравственного выбора, духовного и душевного состояния, социальной адаптации ребенка.
Широкая сеть кружков и секций позволяет каждому ребенку наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал. Посещение спортивных секций воспитывает волевые качества подростка, закаливает его психически и физически.
Воспитанники нашего учреждения регулярно выезжают в детские оздоровительные лагеря, получают санаторно-курортное лечение с учетом рекомендаций. Это способствует общему оздоровлению детей, повышению иммунитета, укреплению всех органов и систем.
Большое значение уделяется закаливающим процедурам. В школе – интернате тщательно подбираются методы и приемы процедур. Во избежание переохлаждения и появления отрицательных эмоций у детей, учитываются физическое и психологическое состояние каждого ребенка, его эмоциональный настрой, отношение к закаливающим процедурам.
В каждой группе школы – интерната есть «карта здоровья группы». В ней посредствам мониторинга отслеживается динамика тех или иных показателей здоровья каждого ребенка. Учитывается частота простудных заболеваний, посещения санатория, пребывание в больнице, наличие травм, медицинские осмотры и многое другое.
Проводимые анкетирования и тестирования воспитанников позволяют более точно проводить мониторинг, сравнивать мнения ребят о своем здоровье с другими показателями.
Большое значение в школе – интернате уделяется правильному и сбалансированному питанию. Количество и качество пищи соответствует потребностям организма ребенка. Учитывается возраст воспитанников, рекомендации гастроэнтеролога, эндокринолога. А в рационе ребят присутствуют овощи и фрукты в достаточном количестве, различные изделия из злаков дают необходимое количество витаминов, микроэлементов. Большой ассортимент молочных продуктов способствует обменным процессам, пополнение организма солями кальция. Железа, фосфора.
Педагогический и медицинский персонал ведут разъяснительную работу по культуре и сбалансированности питания, режиму приема пищи, культуре поведения за столом.
Сохранение здоровья подрастающего поколения является основополагающей проблемой государства. Культура здоровья является составной частью базовой культуры и призвана развивать осознанное отношение подростков к своему здоровью как к главной жизненной ценности. Любая культура начинается со знаний. Поэтому воспитанники школы – интерната вооружаются системой представлений о физических особенностях организма. Гигиены тела, питания, режима, о сущности здорового образа жизни.
Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и саморазвития подростка.
Применяются различные методы, формы и приему по формированию здорового образа жизни. Это психологические упражнения, диспуты, круглые столы, беседы. Игры, классные лектории , аукционы идей. Устные журналы, творческие проекты, конкурсы и многое другое. Все они направлены на актуализацию имеющегося опыта и знаний ребят, формирование новых знаний. Все мероприятия готовятся и проводятся с использованием средств мощного эмоционального воздействия, которыми являются музыка, доходчивое и интересное слово. Хорошо подобранный фактологический материал, медиасредства и т.д. Мероприятия интересны подросткам и отвечают их запросам. Как следствие повышается устойчивость к вредным привычкам. Антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда, профилактика вредных привычек, грамотно выстроенный воспитательный процесс дают ребенку совершенствовать себя как личность. Воспитание воли. Знаний правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жизненным ценностям – все это помогает развивать потребность в здоровом образе жизни.
С незапамятных времен люди знали, что здоровье – это высшая ценность. С ней несравнимы никакие другие богатства мира.
Заботиться о здоровье – это значит уделять должное внимание гигиене, режиму, движению, питанию, труду и отдыху.
Формирование у детей здорового образа жизни – это разумное отношение к своему здоровью, желаниям и потребностям.