Методическая разработка. Статья на тему: "Здоровье сберегающие технологии в начальной школе".
Методическая разработка. Статья на тему: "Здоровье сберегающие технологии в начальной школе".
Работая учителем не один год, постоянно думаю: что я как учитель могу предпринять, чтобы мои учащиеся как можно меньше болели. Изучая различную литературу по укреплению и сохранению здоровья детей на протяжении нескольких лет, активно применяю здоровьесберегающие технологии, как на уроках, так и во внеурочное время. Моя задача помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, так как всё это способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка. Большое внимание уделяю формированию у ребят представления о здоровье, обучаю умению и навыкам ведения здорового образа жизни, воспитываю осознанное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, а также потребность в физических упражнениях, подвижных играх, закаливающих процедурах, в соблюдении правил личной гигиены и режима дня. Учебный и воспитательный процесс планирую с учётом принципов здоровьесберегающих технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Статья на тему: "Здоровье сберегающие технологии в начальной школе".»
Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах».
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья школьников.
Работая учителем не один год, постоянно думаю: что я как учитель могу предпринять, чтобы мои учащиеся как можно меньше болели. Изучая различную литературу по укреплению и сохранению здоровья детей на протяжении нескольких лет, активно применяю здоровьесберегающие технологии, как на уроках, так и во внеурочное время. Моя задача помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, так как всё это способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка. Большое внимание уделяю формированию у ребят представления о здоровье, обучаю умению и навыкам ведения здорового образа жизни, воспитываю осознанное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, а также потребность в физических упражнениях, подвижных играх, закаливающих процедурах, в соблюдении правил личной гигиены и режима дня. Учебный и воспитательный процесс планирую с учётом принципов здоровьесберегающих технологий.
В свое работе использую уроки здоровья. Эти уроки направлены на укрепление здоровья младших школьников, они помогают учащимся заботиться о своём здоровье, соблюдать правила личной гигиены, правильно организовывать свой труд и отдых. Уроки содержат как теоретические сведения по анатомии человека, медицине, экологии, так и практические рекомендации, советы, комплексы гимнастических упражнений и процедур по уходу за кожей, волосами, ногтями, зубами. Отдельные темы посвящены влиянию вредных привычек на здоровье младшего школьника, так как школьный возраст-период приобщения многих детей к табаку, алкоголю, наркотикам. Особое внимание на уроках уделяется здоровому питанию. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями ,необходимыми для развития навыков ребёнка. Содержание занятий наполнено сказочными, игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в урок позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Используются другие специфические для младшего школьника виды деятельности: изобразительная, музыкальная, театрализованная и др. Игры, задания, упражнения способствуют развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Дети учатся понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни и здоровья. Использование на занятиях игр, ИКТ делает учебно-воспитательный процесс увлекательным. При работе на уроке я учитываю возрастные, психологические особенности младших школьников, что позволяет мне использовать различные виды учебной деятельности на уроке, чтобы не наступило быстрое утомление. Я считаю, что перегрузка учащихся на уроке зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. Задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для работы, которые обеспечили бы высокую работоспособность учащихся во время учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления. В оздоровительных целях я создаю условия для удовлетворения естественной потребности школьников в движении. Эта потребность реализуется посредством ежедневной двигательной активности, проведение гимнастики до занятий, физкультминутках на уроках, подвижные игры на переменах, внеклассные формы спортивных занятий. Считаю, что стиль общения учителя с учащимися также влияет на состояние здоровья школьников. Мне свойственен демократический стиль общения, который создаёт условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Также я использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе.
Часто на уроках организовываю групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Проходит она по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требуют от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока. Классные часы, уроки здоровья, спортивные мероприятия, походы, экскурсии в природу помогают формированию у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
В своей работе по сохранению здоровья младших школьников и подготовке их к здоровому образу жизни я нашла союзников не только среди детей, но родителей. Родители активно обсуждают темы здорового образа жизни, делятся опытом работы по сохранению и укреплению здоровья в семье, предлагают пути искоренения вредных привычек.
Путь к здоровью долог. Но приятно осознавать, что анализ работы по сохранению здоровья учащихся моего класса показал, что значительно сократилось количество простудных заболеваний, не прогрессируют хронические заболевания, дети осознали, что правильный образ жизни важен для формирования здоровья, они стали более осознанно относиться к своему здоровью.
Литература:
1.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. М.: «ВАКО», 2004.
2.Турик Л.А. Здоровье в образовании: опыт образовательных учреждений. ГОУВПО-«Таганрогский государственный педагогический институт», 2011.