Просмотр содержимого документа
«Занятие по функциональной грамотности»
Занятие по функциональной грамотности
Цель: познакомить с рассказом К.Д Ушинского «Четыре желания»
Задачи:
- совершенствовать навыки чтения;
- обогащать читательский опыт детей;
- учить оценивать поступки героев;
- учить выделять опорные слова в произведении;
- воспитывать интерес к самостоятельному чтению.
«Четыре желания» Автор рассказа: Константин Дмитриевич Ушинский
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу: — Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была. — Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец. Митя записал. Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: — Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была. Отец опять вынул книжку и приказал Мите написать своё желание. Настало лето. Митя с отцом отправился на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: — Вот уж сегодня я повеселился вволю. Я бы желал, чтобы лету конца не было. И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: — Осень лучше всех времён года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Задание 1.
Прочитанное произведение – это…
Стихотворение
Сказка
Рассказ
-Почему вы так решили?
- О чём говорится в этом рассказе?
О временах года
О желаниях мальчика
О природе
-Объясните свой ответ.
-Кто является главным героем прочитанного произведения?
Автор
Митя
Отец
Времена года
Задание 2. Объясните, как вы понимаете, смыл выражения «карманная записная книжка»?
небольшая тетрадь или блокнот, в который можно записать то, что ты считаешь нужным, чтобы не забыть
книжка, которую носят в кармане
-Объясните свой выбор.
- Что обозначают слова:
Вволю – сколь душе угодно.
Румяный – покрасневший от мороза.
-Найдите и прочитайте предложения, в которых эти слова встречаются.
Задание 3. Найдите в тексте все 4 желания, которые главный герой записал.
- Какое время года Мите понравилось больше всего?
Почему мальчик изменил своё мнение?
Задание 4. Придумайте вопросы по содержанию прочитанного текста, которые должны начинаться со слов:
Что…
Где…
Когда…
- Задайте свои вопросы ребятам.
Задание 5. Найдите и прочитайте, какие чувства, эмоции испытывал Митя, когда встречал каждое время года?
Какой человечек испытывает те же эмоции (чувства), что и главный герой рассказа.
(картинки взяты на сайте https://akademiarechi.ru/razvitie-detey/emocii-obuchayuschie-kartochki/)
- Какой хороший совет дал отец мальчику?
- Записать желание.
- Зачем?
- Отец знал, что каждое время года хорошо по-своему
- Какая была главная мысль текста?
Что каждое время года прекрасно по-своему.
- Что вы можете сказать о Мите? Какой он?
- Веселый, беззаботный, любит играть.
-А что делал в это время его отец? (Работал)
Задание 6. Рассмотрите картинки и определите, какое время года изображено на каждой из них.
(картинки взяты на сайте https://uprostim.com/100-kartinok-s-vremenami-goda-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta/)
Задание 7. Соотнесите загадки с картинками.
Запорошила дорожки,
разукрасила окошки,
радость детям подарила
и на санках прокатила (Зима)
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет, -
В лесу подснежник расцветет (Весна)
Солнце светит ярко:
И светло и жарко,
А кругом трава, цветы,
Целый день броди, броди (Лето)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья (Осень)
Задание 8. Какие пословицы соответствуют этому рассказу? Выбери из предложенных.
У природы нет плохой погоды.
Весна красна цветами, а осень – хлебами.
Зима не лето, в шубу одета.
У каждого месяца свои порядки.
Что летом родится, зимой пригодится.
Летом не соберёшь — зимой не найдёшь.
Задание 9. Чем К. Ушинский хотел поделиться с читателем? Определи главную мысль произведения.
( Главная мысль произведения К.Д. Ушинского «Четыре желания» заключается в том, что у каждого времени года есть свои положительные стороны и надо уметь их замечать и ценить. Рассказ учит позитивно относиться к жизни, ценить все хорошее, что есть в каждом времени года).
«Четыре желания»
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу: — Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была. — Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец. Митя записал. Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: — Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была. Отец опять вынул книжку и приказал Мите написать своё желание. Настало лето. Митя с отцом отправился на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: — Вот уж сегодня я повеселился вволю. Я бы желал, чтобы лету конца не было. И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: — Осень лучше всех времён года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Автор рассказа: Константин Дмитриевич Ушинский
«Четыре желания»
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу: — Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была. — Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец. Митя записал. Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: — Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была. Отец опять вынул книжку и приказал Мите написать своё желание. Настало лето. Митя с отцом отправился на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: — Вот уж сегодня я повеселился вволю. Я бы желал, чтобы лету конца не было. И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: — Осень лучше всех времён года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Автор рассказа: Константин Дмитриевич Ушинский
Придумайте вопросы по содержанию прочитанного текста, которые должны начинаться со слов: