Просмотр содержимого документа
«Залог успешности младшего школьника - в его здоровье»
Мастер-класс Трошиной С.В.
«Поговорим о здоровье»
Цель: содействовать сохранению и укреплению здоровья школьников, формированию ценности здоровья и здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.
Задачи:
обсудить способы здоровьесбережения
поделиться опытом работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса
Методы работы с аудиторией:беседа, практическое выполнение упражнений.
Ход мастер - класса:
Одной из приоритетных задач ФГОС является «сохранение и укрепление физического и психического здоровья»учащихся, формирование у них ценности здоровья; выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.
С древности люди уделяли большое внимание этой теме. В современном мире темп жизни нельзя назвать размеренным, компьютерные технологии занимают колоссальное место в ежедневной деятельности человека. И часто мы забываем о своём здоровье. Всем известна пословица: «В здоровом теле – здоровый дух». Попробуйте придумать к ней продолжение. А ведь продолжением её являются следующие сова: «…редко встречается». Как же сделать так, чтобы здоровье духа и тела было неразделимым понятием?
Девизом своей работы, своим педагогическим кредо считаю такие слова: «Здоровые и счастливые дети – будущее моей страны». И для того, чтобы ребенок получал удовольствие от учебы, необходимо сочетать все три составляющие его здоровья. Сегодня я расскажу, как я воплощаю это в своей деятельности.
Понятие «здоровье» включает, по мнению специалистов, три составляющих: здоровье физическое, психическое и духовное.
Коснёмся каждого из них отдельно. (может, стоит представить составляющие как дом: фундамент, стены, крыша???)
Первая составляющая – физическое здоровье. Мы, учителя, в этой области уже ассы: класс проветриваем, приводим парты и стулья в соответствие с ростом наших учеников, заканчиваем урок со звонком. Не говоря уже о хитростях урока. Давайте вспомним их (смена видов деятельности, игровые формы обучения, использование физминуток, различные виды гимнастики и прочее). Все эти оздоровительные минутки довольно кратки по времени и эффективны по своим результатам. Они мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение, усталость в процессе умственных занятий. У каждого учителя в копилке есть свои «оживлялки». Я поделюсь своими.
Мне очень нравится использовать так называемую «балансировку мозга» (особенно перед контрольными работами или после трудной работы). Она бывает нескольких видов: движения, которые способствуют взаимодействию между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию информации; упражнения, растягивающие мышцы тела, снимающие напряжение; упражнения, повышающие энергию тела, обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками головного мозга; упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения, стабилизируют нервные процессы организма.
Давайте выполним парочку таких упражнений:
- Перекрестный шаг (работает левая нога и правая рука и наоборот)При этом головной мозг включает, соединяет и синхронизирует работу левого и правого полушария. В результате увеличивается поглощение энергии головным мозгом, что особенно полезно для всех, кто снижает вес; повышается активность человека.
- Когда нужно собраться с мыслями, используем колпак для думанья: берем себя за уши – за верхнюю часть уха: большой палец сзади, указательный впереди. И мягко массируем уши, как будто немного растягивая назад и выворачивая. В голове появляется ясность, ребята быстро собираются с мыслями, улучшается работа большинства органов и систем. Перед контрольной работы детям нравится упражнение в форме стишка (Несильно ладошкой хлопаем по лбу, произнося: «Она сможет подсказать, как же нужно поступать»). Упражнение помогает сосредоточиться, активизировать мыслительную деятельность.
- Когда устали, нужно восстановить силы, проводим ленивую гимнастику (Ноги на ширине плеч. Стопы параллельны, колени по направлению большого пальца ноги. Колени слегка согнуты. Тело расслаблено.Сгибаем одну руку в локте и выставляем вперед, большой палец вверх, на котором фиксируем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела. Мысленно перед собой представляем круг, в котором рисуем знак бесконечности – ленивую восьмерку, главное чтобы она была круглая. Левая рука свободно свисает вдоль тела. Правой рукой спокойно и вольно рисуем: вверх по серединной линии тела, влево – вниз-вправо до серединной линии дела и по ней вверх до середины и в другую сторону: вверх-вправо-вниз-влево-сер.линия вверх. Затем меняем руки и рисуем левой рукой. В конце рисуем двумя руками.
2. Теперь поговорим о психическом здоровье. Самое главное в этом отношении – снять напряжение у ребят. Оно бывает вызвано многими факторами: боязнь отвечать у доски, боязнь ошибиться при ответе, а самый большой стресс вызывает ожидание отметки или негативная оценка. На своём опыте я убедилась, что именно в хорошем настроении ребёнок добивается большего успеха, качество его работы улучшается, а материал усваивается в полном объёме.
С приходом в класс мы изучаем наше эмоциональное состояние с помощью радуги, на которой каждый отмечает цвет своего настроения. Сразу определяю ребяток, выбравших негативные оттенки, которым нужна поддержка и особое внимание. Похвала и участие делают своё дело. Разрешаю неподготовленное на сегодня задание принести завтра, даю возможность исправить плохую отметку, за творческие задания ставлю только положительные оценки. Стараюсь ставить моих учеников в нестандартные ситуации: и они с радостью объясняют мне, как применить правило, как решить задачу, как понять значение определенного слова, потому что я превратилась в инопланетянку! А когда они превращаются в учителей, так никакого страха и тревоги нет и в помине!
Отлично работает создание ситуации успеха во время урока: выполнить в полной мере задания контрольной работы помогают волшебные слова: «Я такая умница, умница-разумница! Я всё могу, и у меня всё получится!». Это раскрепощает школьников, снижает порог тревожности и скованности. Они чувствуют веру учителя в их силы, каждый следующий их шаг становится более твёрдым и уверенным.
Ребята пополняют индивидуальные портфолио своими удачными работами, грамотами (я стараюсь найти у каждого ребёнка то, за что его можно похвалить, что ему удаётся лучше других). И вот они радуются, что папки толстеют день за днём, и стараются ещё больше.
3. Духовное здоровье формируется у ребят в процессе рефлексии, саморефлексии. Мне очень нравится использовать на уроках литературного чтения визуализацию произведения или конкретного образа. Пережить чувства героя или автора, представить картинку и услышать звуки произведения – этот метод позволяет ребёнку оперировать близкими ему категориями, ведь дети мыслят образами, и при этом формировать заданные чувства.
Давайте попробуем поработать со стихотворением методом саморефлексии. Чтение три раза: вижу, слышу, чувствую.
Нина Константинова «Лесная царевна»
Однажды под вечер лесною тропой Со службы солдат возвращался домой. Тропинка исчезла, он сбился с пути, Не знает, бедняга, куда же идти? И вспомнил он матушки старый зарок: «В лесу ночевать опасайся, сынок, Там, в чаще глухой не один уже год, А, может, лет сто или двести живет
Лесная царевна – прекрасна, как ночь, Русалки болотной и лешего дочь. Ей в чёрные очи опасно смотреть: Заманит в болото на верную смерть.
Но вот перед ним расступились кусты: Девица стоит неземной красоты! Он бросил котомку и кинулся прочь, Девица зовёт, предлагает помочь: «Деревня в другой от тебя стороне, Там топь впереди, возвращайся ко мне!» Не видя дороги – в глазах пелена, Он в топи бежит, шепчет – «Это она…»
Лесная царевна – прекрасна как ночь, Русалки болотной и лешего дочь. Ей в чёрные очи опасно смотреть: Заманит в болото на верную смерть.
Солдат повзрослевшей сестры не узнал, Ведь дома он очень давно не бывал И сгинул в лесах под зловонной водой. Девица с котомкой вернулась домой, А мать отыскала в котомке кисет, Подаренный сыну в четырнадцать лет. «Проклятая ведьма, сама сатана, Я знаю, сгубила сыночка она!»
Лесная царевна – прекрасна как ночь! Русалки болотной и лешего дочь. Ей в черные очи опасно смотреть: Заманит в болото на верную смерть.
Таким образом, всё, что ребёнок, видел, слышал и чувствовал, переходит в его чувственный образ. Очень удачен данный приём для формирования определённых нравственных категорий (сопереживание, радость, грусть, сочувствие и др.).
Каждый ученик – это ценность в моей деятельности. Как помочь им не растерять своё счастливое детство и сохранить все три составляющие их здоровья в процессе учёбы? Этот вопрос ежедневно побуждает меня к раздумьям, поиску, творчеству, заставляет искать такие приёмы и формы работы с ребятами, чтобы, перефразируя пословицу, у моих учеников «в здоровом теле – здоровый дух часто встречался».