kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкально-ритмические упражнения в структуре урока музыки как средство здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

                    Музыкально-ритмические упражнения в структуре

                    урока музыки как средство здоровьесбережения

                    детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

  Одной из главнейших проблем современного общества является создание системы образования, которая не только воспитывала культурного человека, но и сохраняла и укрепляла его здоровье. Всё больше и больше детей приходят в школу, имея те или иные заболевания, часто хронические. По данным Министерства образования и науки, среди детей, поступивших в первый класс, практически здоровых - 12%, а к концу обучения – 6%. Безусловно, это не проходит бесследно и приводит к комплексу школьных проблем, потому что состояние здоровья детей и успешность обучения тесно связаны. Наблюдения показывают, что состояние оптимальной работоспособности школьника неразрывно связано с хорошим самочувствием. Здоровый ребёнок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности, он оптимистичен, открыт общению со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкально-ритмические упражнения в структуре урока музыки как средство здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста. »

7



Музыкально-ритмические упражнения в структуре

урока музыки как средство здоровьесбережения

детей дошкольного и младшего школьного возраста.




Одной из главнейших проблем современного общества является создание системы образования, которая не только воспитывала культурного человека, но и сохраняла и укрепляла его здоровье. Всё больше и больше детей приходят в школу, имея те или иные заболевания, часто хронические. По данным Министерства образования и науки, среди детей, поступивших в первый класс, практически здоровых - 12%, а к концу обучения – 6%. Безусловно, это не проходит бесследно и приводит к комплексу школьных проблем, потому что состояние здоровья детей и успешность обучения тесно связаны. Наблюдения показывают, что состояние оптимальной работоспособности школьника неразрывно связано с хорошим самочувствием. Здоровый ребёнок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности, он оптимистичен, открыт общению со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности.

Сохранение и укрепление здоровья детей является одним из приоритетных заданий современного образования. И, конечно, обучать без вреда для здоровья – обязательное условие работы каждого учителя.

Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся?

По существу, каждый учитель музыки, осознаёт он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи искусства настроение и мироощущение своих учеников.

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твёрдо установленными следующие факты:

  • музыка оказывает заметное воздействие на минутный объём крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;

  • повышает и понижает мышечный тонус;

  • стимулирует появление эмоций;

  • улучшает вербальные и арифметические способности;

  • стимулирует процессы восприятия и памяти;

  • активизирует творческое мышление.

Эту особенность оздоравливающего воздействия музыкальных произведений на организм человека можно использовать не только на уроках музыки, а и на всех других уроках во время физминуток или в заключительной части урока.

Музыка сама способствует хорошему настроению, что положительно влияет на здоровье. При рациональной организации уроки музыки способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально-энергетического тонуса учащихся. Поэтому учителю нужно творчески подходить к планированию урока и его проведению. На уроке необходимо чередовать различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание пособий, просмотр видеосюжетов, слайдов. Такой подход к ведению урока будет способствовать концентрации внимания, развитию познавательного интереса у учащихся к предмету.

Содержание программы по музыке учитывает психологические особенности детей младшего школьного возраста (неустойчивость внимания, необходимость в частой смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, эмоциональная отзывчивость, стремление к сопереживанию в процессе восприятия музыки, недостаточная вокально-слуховая координация и др.), которые требуют разнообразия форм и видов музыкальной деятельности, частого переключения внимания детей, быстрой смены заданий, а также включения заданий, связанных с движением.

«Сиди и не вертись!» - кому не знакома эта фраза? Между тем сорок лет наблюдений американского физиолога Лоуренса Морхауса подвигли его сделать вывод, что во время сидения не только можно, но и нужно ёрзать и вертеться, а, встав, переминаться с ноги на ногу. Этот пример подтверждает исключительную значимость физминуток – традиционных упражнений, которые обеспечивают продолжительную концентрацию внимания, работоспособность, не допускают утомления и усталости, развивают фантазию, воображение, память, пластику движений.

На мой взгляд, физминутка, ( на моих уроках я называю её музыкально-ритмическая пауза) – это ещё и важное средство самовыражения.

В соответствии с рекомендациями гигиенистов, музыкально-ритмические паузы провожу в начале урока и на 20-30 минутах; в 1 классе – в начале урока, на 15 минуте и в конце урока. В некоторых случаях – при первых признаках двигательного беспокойства. Делаю это с удовольствием, энергично, для меня они также полезны. Считаю, личный показ учителя повышает значимость этих упражнений. Танцевальные движения под ритмичную музыку позволяют детям «насытить» потребность в движении. Ритмизованный текст или стихотворная форма благоприятно влияет на выработку ритмической речи параллельно с ритмичностью движений, на развитие интереса к музыке.

Существует множество методик, которыми пользуются педагоги-музыканты, для проведения такого рода оздоровительных ритмических пауз. Я хочу привести свой вариант. Скажу сразу, он не является простым, более того, он требует специальной подготовки или прохождения специальных курсов. Но эффективность его очевидна, и я объясню, почему.

В основе его лежит метод Л.Н.Алексеевой из курса «Художественное движение». Я убеждена, что часть упражнений из этого курса можно и нужно адаптировать в качестве музыкально-ритмических пауз на уроках музыки, как для детей школьного, так и дошкольного возраста.

Хочу напомнить, что задача музыкального воспитания школьников сегодня была и остаётся следующая: «…ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру, как часть всей их духовной культуры» (Кабалевский Д.Б. 23, с 2)

Каждый педагог-музыкант знает, что развитие художественного вкуса ребёнка, его музыкальной культуры начинается со знакомства с классической музыкой. Все упражнения в методике Л.Н.Алексеевой построены исключительно на классической музыке, что даёт возможность учителю музыки быть уверенным в высоко художественном подборе музыкального материала. Как хотелось бы уже на первых этапах музыкального воспитания детей не потерять эту тонкую «нить Ариадны», которая связывает всё самое ценное в музыкальном искусстве исключительно с классической музыкой.

Учёные доказали, что интонационный строй, гармония классической музыки такова, что она сама гармонизует внутренний мир человека, неся в своём величии божественное начало, вибрации высшего порядка.

Хочу подчеркнуть, что этюды Алексеевой как раз являют собой пример «органической связи музыки и движения», адекватного «перевода» языка звуков на язык движения.

Л.Н.Алексеева подчёркивала: «Такое органическое слияние движений и музыки, которое мы назвали бы «ритмической гармонией», совершенно необходимо для того, чтобы упражнения превращались в маленькие произведения искусства, могущие сами по себе давать художественное удовлетворение занимающимся». «Музыка воздействует не только на слух и чувства человека, но через движения активно охватывает всё его психофизическое существо».

Следующая методическая позиция связана с нахождением приёмов, способствующих на занятиях атмосфере увлечённости, интереса. Для этого в методику проведения упражнения вводится разговорно-игровой метод, позволяющий естественному проникновению ребёнка в художественный замысел, настраивающий его на эмоциональное освоение движения и помогающий ему скоординировать движения своего тела с музыкой и речевым текстом. Выразительная разговорная речь, будучи очень тесно связанной с движением (жестом) и с музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который накрепко связывает движение и музыку.

По моему глубокому убеждению, даже самые лёгкие упражнения и этюды должны представлять собой и восприниматься ребёнком как законченный «художественно-смысловой образ». При разговорно-игровом методе возникает «триединство», где речь, движение (жест) и музыкальная интонация взаимно дополняют друг друга, собираясь в восприятии ребёнка в целостный многосторонний образ.


  1. «Катина голова», муз. Л.Шитте, ор.160,№17 (И.Е.Кулагина Художественное движение Метод Л.Н.Алексеевой Часть1 Москва 2004) – стр.90

И.п. – ноги на ширине плеч, ступни параллельны, носки чуть внутрь, руки внизу, пальцы растопырены, ладони вперёд, «как будто куклы стоят в витрине магазина».

1. Голова вперёд

2. Голова назад

3. Голова вперёд, назад и Движение головой, плечи не поднимать

прямо.


4. Голова назад,

5. Голова вперёд,

6. Голова назад, вперёд и

прямо.


7.Ухом вправо, Ухом потянуться к плечу, не поднимая

плеч.

8. Ухом влево

9.Ухом вправо, влево, Голову прямо.

прямо.


10. Носом вправо, Повернуть голову вправо.

11. Носом влево, Повернуть голову влево.

12. Носом вправо, влево, Быстрый поворот головы.

прямо. Голову прямо.

13. И вперёд. Выдвинуть подбородок вперёд.


  1. «Массаж», муз. Ф.Шуберта, Экосез №1 (******************) –стр.109


И.п. – левая рука вперёд ладонью вниз.

1. Шлёпа, шлёпа, шлёпа,шлёпа, Правой рукой шлёпать по левой от

шлёп. запястья до плеча, как бы делая массаж

2.И другую шлёпа, шлёпа, Поменять руки и шлёпать левой рукой.

шлёп.

  1. Наизнанку шлёпа, шлёпа, Левую руку вперёд ладонью вверх,

шлёп. шлёпать правой.

  1. И другую шлёпа, шлёпа, Поменять руки и шлёпать левой.

шлёп.

  1. Плечи сильно, плечи Ударять ладонью по противоположному

сильно, плечи сильно. плечу попеременно правой и левой

рукой.

6. Еле-еле нос. Указательными пальцами тихо

попеременно касаться носа.


3. «Тюльпан», муз. К.Черни, ор.821, №61 (******************) – стр.108.


И.п. – руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединить.

1. Тюльпан утром раскрывается Соединяя ладони, поднять руки к лицу,

раскрыть ладони, локти соединить.

2. На ночь закрывается. Соединяя ладони, опустить руки вниз.

3. Тюльпанное дерево Внизу соединить тыльные стороны

ладоней и поднимать руки вверх над

головой.

4. Раскидывает свои ветви Руки сверху раскинуть в стороны.

5. И осенью листья опадают Повернуть ладони вниз и мягко опустить

руки, чуть перебирая пальцами.


4. «Цапли», муз. Л.Шитте, ор.160, №22 (********************) – стр. 139.


И.п. – руки в стороны, поднять правую ногу, согнутую остро в колене, и стоять, как цапля. Следить, чтобы носок был натянут, а колено опорной ноги не сгибалось.

1. Левая вверх, Шаг на правую, левую согнутую в

колене поднять.

2. Правая вверх, Шаг на левую, правую поднять.

3. Шагать, шагать, стоять Шагать «цаплей» 3 раза, остановиться –

левая нога вверх.

4. Правая вверх, левая вверх, Выполнить п.п. 1, 2, 3.

шагать, шагать, стоять.

П.п. 1, 2, 3, 4 повторить ещё раз.


5. «Фабрика машин», муз. Ф.Шуберта, Марш №1, Трио (**********) – стр.142


И.п. – руки в кулаках в стороны.

1. И левой, и правой Левую руку согнуть в локте кулаком к

плечу, затем правую к плечу, левую

выпрямить одновременно в сторону.

2. Раз, два, три. Быстро менять руки.

3. И правой, левой, раз и два, Повторять п.п. 1 и 2, но с правой руки.

и три.

4. И раз, два, три, четыре, и Попеременно сгибать и разгибать руки,

раз, два, три, четыре, и раз, кулаки к плечам, в конце руки в

два, три, четыре, и раз, два, стороны.

три, руки в стороны.

5.И вниз – вверх, вниз – вверх, Кулаки вниз – вверх, а руки постепенно

вниз и вниз, и вниз, и вниз – переводить вперёд.

вверх, вниз – вверх, вниз, и вниз,

и вниз, и вниз.

6. Кулак об кулак ударять вот так, Руки спереди чуть внизу, ставить кулак

кулак об кулак ударять вот так. на кулак , попеременно чуть ударяя.

7.И ниточки, и ниточки, и Быстрое перекрёстное движение

ниточки мы ткём, и ниточки, руками в запястьях, руки в кулаках.

и ниточки, и ниточки плетём.

8, И вниз, вверх, и вниз, вверх и Постепенно переводить руки в

вниз, вверх… стороны, кулаки вниз и вверх – 8 раз.

9. И левой, правой, левой, правой, Попеременно руки к плечам,

левой, правой, ле… заканчивает левая рука к плечу.

10. И правой, левой, правой, То же самое, только заканчивает

левой, правой, левой, пра… правая рука к плечу.

11. И раз, два, три, четыре, Медленно левую руку к плечу, правая

в сторону.

12. И раз, два, три, четыре Медленно правую руку к плечу, левая

в сторону.

13. Машинам тоже Медленно левую руку к плечу, правая

в сторону.

14. Надо Только левую руку в сторону

15. Спать Опустить вниз кулаки и голову.


  1. «Рисовать круг», муз. К.Черни, ор. 821 №100 (*************) – стр.91.


1. Рас-кры-ва-ем ру-ки ши-ре, Небольшими рывками раскрывать

руки в стороны, «как бы рисуя круг».

2. Со-еди-ня-ем ло-пат-ки Движение руками рывками назад,

вмес-те, соединяя лопатки, руки не опускать.

3. Кру-жим ма-лы-ми кру-га-ми. Руки в стороны, круговые движения в

плечах в направлении – назад, вниз,

вперёд, вверх (или просто назад).

4. Большой, большой, Круговые махи руками назад.

5. Громадный, Мах руками назад, скрестить спереди.

6. И хлопок. И хлопнуть в ладоши.


  1. «Щарманщик поёт», муз П.И.Чайковского (**************) – стр. 89

И. п. – о.с.

1. Руки вверх, потянуться… Плавно поднять руки через стороны

вверх, посмотреть на руки.

2. И опускаем вниз. Медленно, и как бы раскрывая руки

широко, опустить их вниз.

Повторить п.п. 1 и 2.

3. И вправо, влево, и вправо, Руки спереди внизу, ладонь смотрит

влево, и поднимаем руки вверх. на ладонь. Движения руками чуть

вправо, кисти отстают вправо. И

постепенно, смягчая руки в локтях,

поднимать их спереди вверх.

Руки наверху чуть раскрыть.

4. Скрестить, развести, Вверху скрестить руки в запястьях, и

скрестить, развести, чуть развести, пальцы во внутрь.

скрестить, развести,


5. И опускаем руки вниз. Руки через стороны опускаем мягко

вниз.


Во всех приводимых выше упражнениях слова, выделяемые крупным шрифтом, выговариваются, «выпеваются» педагогом. Некоторые упражнения требуют предварительного разучивания отдельных элементов.

Качественное выполнение самих упражнений и выполнение задач, которые они преследуют, зависит, прежде всего, от педагога. Он, по выражению Л.Н.Алексеевой, должен быть «Режиссёром радости», который так хорошо известен актёрам и ораторам. При этом из всех качеств, которыми должен обладать педагог, особо следует выделить увлечённость самого педагога, свободное общение с детьми строиться на принципах сотворчества, содружества и заинтересованного отношения к своему делу. Это способствует тому общему подъёму на уроках, той атмосфере радости и веселья, которые заряжают детей положительными эмоциями и делают столь привлекательными для них уроки, где присутствуют такого рода музыкально-ритмические движения.

Музыкально-ритмические паузы с таким набором упражнений являются не только средством снятия психоэмоционального и статического напряжения, усталости во время урока, они являются также средством, которое развивает ребёнка, пробуждает его фантазию, воображение, память; развивает пластику и, в целом, его музыкально-двигательную культуру.


Список использованной литературы:

  1. Журнал «Образование в современной школе» №9 (70) 2005

  2. Зимняя, И.А. ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А.Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003.

  3. И.Е.Кулагина Художественное движение (Метод Л.Н.Алексеевой) Часть 1 Пособие для преподавателей дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования Москва 2004


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Грачева Вера Сергеевна

Дата: 26.11.2014

Номер свидетельства: 135843


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства