Взаимодействие семьи и школы как средство гармонично развитой личности
Взаимодействие семьи и школы как средство гармонично развитой личности
Педагогика - это наука не только для учителей, это наука и для родителей.
Я постараюсь в своей статье раскрыть смысл этой фразы.
Общение - весьма непростое понятие. Не все идет гладко. Дом-детский сад-школа-учебное заведение-работа. Именно здесь и приобретается опыт общения. Часто мы ощущаем, что общение-весьма непростая вещь. Нередко мы испытываем трудности в общении, дискомфорт. Как же постичь истинную причину непонимания?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие семьи и школы как средство гармонично развитой личности»
Взаимодействие семьи и школы как средство гармонично развитой личности
Педагогика - это наука не только для учителей, это наука и для родителей.
Я постараюсь в своей статье раскрыть смысл этой фразы.
Общение - весьма непростое понятие. Не все идет гладко. Дом-детский сад-школа-учебное заведение-работа. Именно здесь и приобретается опыт общения. Часто мы ощущаем, что общение-весьма непростая вещь. Нередко мы испытываем трудности в общении, дискомфорт. Как же постичь истинную причину непонимания?
Как же маленькому человеку и взрослому сообща сделать анализ причин появления таких «углов», как конфликтность, распущенность, раздражительность, непримиримость и т.д.?
Каждая семья – это уникальная комбинация людей и обстоятельств, требующая дополнений и поправок во всякую самую подробную теорию. И хорошо, если в семье психологический стиль мышления, понимания друг друга, умение разбираться в конкретных ситуациях.
А вот работе понимания, «стиранию» острых семейных углов в разборе житейских ситуаций мешают укоренившиеся предрассудки в семье. Мы часто объясняем свои собственные промахи в общении с близкими их раздражительностью, нетерпимостью, обидчивостью, черствостью, то есть объясняем трудности общения недостатками другого. Точно так же собственные промахи в воспитании, в общении с ребенком мы искусно (как правило, втайне от себя самих) прикрываем тем, что приписываем ребенку такие негативные черты, как лень, рассеянность, отвлекаемость, упрямство, эгоизм и т.п.
Семейное общение часто зависит от таких явлений обыденной жизни, как эгоцентрические эмоции зависти, ревности, обиды, злорадства. Ведь именно в бесконтрольности этих эмоций кроется во многих случаях подлинная причина нашей несамокритичности: испытывая эти эмоции, мы концентрируем все внимание на недостатках других и оказываемся фактически слепы к собственным недостаткам. Именно эти эмоции служат причиной непонимания друг друга, мы сами вносим в семейную жизнь поступки, которые провоцируют других на неадекватное поведение.
Мы забываем, что повседневное длительное общение близких людей – это особое общение. Общение, которое предопределяет формирование у людей определенных черт.
Воспитанию психологической культуры часто препятствуют невидимые преграды: завистливость, ревнивость, обидчивость укореняются на фоне неудовлетворительности особых, неочевидных человеческих потребностей – творческого созидания, самовыражения и признания. Эти потребности нельзя удовлетворить с помощью подарков, вещей, удовольствий потребительского характера. Содействовать их удовлетворений можно только путем развития «культуры понимания», способствующей укреплению и у взрослых, и у детей созидательной нравственности.
Семья во все времена играет важнейшую роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающего поколения. В семье формируются основы характера человека, его отношение к труду, к учебе, к наиважнейшим моральным, идейным и культурным ценностям. На данном этапе развития нашего общества очень важно повысить ответственность родителей за воспитание детей.
Я пытаюсь решать эти задачи на школьных родительских собраниях, при общении с родителями индивидуально. Без помощи родителей, глубокой личной заинтересованности, без наличия у них педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст нужного результата. Следовательно, роль учителя и классного руководителя в просвещении родителей, установлении их контакта со школой сейчас особенно велико.
Для того, чтобы родители с желанием посещали родительские собрания, видели в классном руководителе соратника, помощника, необходимо во-первых, узнать родителей, детей, условия жизни семей, а также воспитательные принципы, используемые в семьях.
Для этого на первом родительском собрании используется анкетирование родителей.
На что обратить внимание учителей при работе с Вашим ребенком ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности воспитания ребенка в семье
Есть ли у ребенка своя комната? ______________________________________________
Если нет, то где и как оборудовано его спальное место, место для занятий и отдыха? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С кем чаще всего ребёнок проводит время?______________________________________ Кто чаще всего гуляет с ребёнком?_____________________________________________ Кто чаще всего играет с ребёнком?_________________________________________________ Кто чаще всего читает ребёнку?_______________________________________________ Какие меры воздействия на ребёнка применяются в Вашей семье?
Какие навыки самообслуживания развиты у ребенка (уборка игрушек, постели и др.) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как ваш ребенок помогает в работе по дому?_________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительное образование ребенка (или куда планируете записать):
Увлечения в семье:_________________________________________________________
Есть ли дома выход в ИНТЕРНЕТ?______________________________________________
Шаг к сотрудничеству
Что бы вы хотели узнать и какие советы получить от администрации и педагогов школы, приглашенных специалистов психологической и медицинской служб, педагогов дополнительного образования?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Будет ли Ваш ребенок посещать группу продленного дня?_____________________________
Кто будет забирать малыша из школы? ( Указать Ф.И.О., степень родства)
Анкетирование такого рода очень помогает при работе с родителями как минимум на начальном этапе учебы детей, да и на протяжении всей работы с классом время от времени приходится заглядывать в анкеты. Хотелось бы обратить внимание и на такой момент: ОБЯЗАТЕЛЬНО запомните имена и отчества родителей. Не общайтесь безлично!
Людям необходимо Ваше внимание, и по меньшей мере странно, когда учитель не знает имен родителей в течение нескольких лет. О каком взаимодействии тогда может идти речь?