Интеграция как средство организации образовательного процесса в ДОУ
Интеграция как средство организации образовательного процесса в ДОУ
Выступление
на районном семинаре
для воспитателей
дошкольных образовательных учреждений
«Интеграция
как средство организации образовательного процесса в ДОУ».
1. Расскажи мне и я запомню
Покажи мне и я забуду
Дай мне действовать самому
И я пойму.
Китайская мудрость
Сл 2. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.
Сл 3. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное установлены федеральные государственные образовательные стандарты, которые должны обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста оптимальный уровень развития, что позволит ему быть успешным при обучении в школе.
Сл 4. Целью дошкольного образования является не усвоение ребенком определенных знаний, умений и навыков, а развитие основных психических функций дошкольника – мышления, памяти, внимания, воображения и речи. В конечном итоге, ребенок должен выйти из детского сада физически развитым, любознательным, активным, общительным.
В соответствии с ФГОС ДО каждая программа ДОУ должна строиться с учетом принципа интеграции (взаимодействия) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, где в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.
Сл 5. Именно интеграция позволяет вносить в содержание образовательного процесса идеи и концепции, которые являются основой формирования ценностного отношения к окружающему миру.
Сл 6. Принцип интеграции обязывает ДОУ коренным образом пересмотреть образовательный процесс на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.
Сл 7. Интеграцию можно рассмотреть как форму взаимосвязи, глубокого проникновения в образовательный процесс дошкольников. При интеграции один вид деятельности выступает доминирующим, другой – сопутствующим, помогающим более широкому и глубокому осмыслению образовательной деятельности. Можно выделить следующие формы интегративного процесса: совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры и т. д.
Сл 8. Наши педагоги изучили и проанализировали новые стандарты, решают образовательные задачи в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей и педагогов, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей на основе интеграции и тематического планирования.
Сл 9. Педагоги в течение дня интегрируют все образовательные области, виды детской деятельности, которым соответствуют определенные формы работы с детьми. Особое внимание уделяют развитию мотивационной сферы (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем?, почему?, желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения и т.п.)
Для реализации образовательных областей мы выделили, какие области реализует непосредственно образовательная деятельность. Например, развитие речи может решать задачи областей: «Социально - коммуникативной», «Художественно - эстетической», « Познавательной» направленности и т.д.
Сл 10. Использование интеграции в образовательном процессе позволяет гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество непосредственно образовательной деятельности в целом и
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеграция как средство организации образовательного процесса в ДОУ »
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида №3
Барабинского района Новосибирской области
Выступление
на районном семинаре
для воспитателей
дошкольных образовательных учреждений
«Интеграция
как средство организации образовательного процесса в ДОУ».
Подготовила:
старший воспитатель ВКК
Ященко Галина Геннадьевна
Барабинск, 2014
Расскажи мне и я запомню
Покажи мне и я забуду
Дай мне действовать самому
И я пойму.
Китайская мудрость
Сл 2. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.
Сл 3. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное установлены федеральные государственные образовательные стандарты, которые должны обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста оптимальный уровень развития, что позволит ему быть успешным при обучении в школе.
Сл 4. Целью дошкольного образования является не усвоение ребенком определенных знаний, умений и навыков, а развитие основных психических функций дошкольника – мышления, памяти, внимания, воображения и речи. В конечном итоге, ребенок должен выйти из детского сада физически развитым, любознательным, активным, общительным.
В соответствии с ФГОС ДО каждая программа ДОУ должна строиться с учетом принципа интеграции (взаимодействия) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, где в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.
Сл 5. Именно интеграция позволяет вносить в содержание образовательного процесса идеи и концепции, которые являются основой формирования ценностного отношения к окружающему миру.
Сл 6. Принцип интеграции обязывает ДОУ коренным образом пересмотреть образовательный процесс на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.
Сл 7. Интеграцию можно рассмотреть как форму взаимосвязи, глубокого проникновения в образовательный процесс дошкольников. При интеграции один вид деятельности выступает доминирующим, другой – сопутствующим, помогающим более широкому и глубокому осмыслению образовательной деятельности. Можно выделить следующие формы интегративного процесса: совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры и т. д.
Сл 8. Наши педагоги изучили и проанализировали новые стандарты, решают образовательные задачи в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей и педагогов, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей на основе интеграции и тематического планирования.
Сл 9. Педагоги в течение дня интегрируют все образовательные области, виды детской деятельности, которым соответствуют определенные формы работы с детьми. Особое внимание уделяют развитию мотивационной сферы (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем?, почему?, желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения и т.п.)
Для реализации образовательных областей мы выделили, какие области реализует непосредственно образовательная деятельность. Например, развитие речи может решать задачи областей: «Социально - коммуникативной», «Художественно - эстетической», « Познавательной» направленности и т.д.
Сл 10. Использование интеграции в образовательном процессе позволяет гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество непосредственно образовательной деятельности в целом и их общую продолжительность. В процессе такой деятельности дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Интегративный подход к педагогическому процессу позволяет дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания.
Ещё один пример, игру, как форму работы с детьми, используем не только для организации игровой деятельности, а в форме игры часто осуществляем и организацию двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, художественно – эстетической деятельности.
Сл 11 (по щелчку) Основные принципы интеграции, которыми пользуются педагоги при взаимодействия с детьми:
1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.
2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет.
3. Меньше замечаний, больше похвалы, открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.
4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).
5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.
Применяя принцип интеграции, педагоги обеспечивают целостность восприятия ребенком информации: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений.
Сл 12. Так взаимопроникновение и взаимосвязь в образовательном процессе обеспечивает формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Учитывая особенности мышления детей, наши педагоги используют большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов, подобрали и приобрели пособия, создали соответствующую предметно - пространственную среду с требованиями ФГОС ДО.
Сл 13. Образовательный процесс реализуют через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы,
Сл 14. выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Сл15. Чтобы ввоспитательно-образовательный процесс в нашем детском саду был более качественным при реализации ФГОС ДО - 80% педагогов проходят профессиональную переподготовку, 88 % педагогов повысили свою профессиональную квалификацию, имеют высшую квалификационную категорию – 23%, первую категорию – 65% .
Немаловажным условием является образовательный статус педагогов:
67 % - педагоги с высшим образованием, 33 % - со средне – специальным образованием. У коллектива высокий творческий потенциал.
Сл 16. Реализацию процесса интеграции не возможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Именно поэтому в дошкольном учреждении, разработано комплексно-тематическое планирование, которое помогает решить задачи интеграции.
Сл 17. В годовой план ДОУ включены консультации, работает постоянно действующий семинар-практикум для педагогов, на котором, решают вопросы воспитательно - образовательного процесса. Проводятся мастер – классы, где педагоги имеют возможность не только познакомиться с интересными приемами и методами работы по интеграции, но и практически их освоить.
Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Сл 18. Положительные моменты интеграции образовательного процесса в ДОУ:
- мир познаётся детьми в многообразии и единстве;
- интеграция развивает потенциал самих воспитанников;
- форма проведения НОД нестандартна, интересна;
- интеграция даёт возможность педагогу для самореализации, самовыражения, творчества.
Сл 19. Нельзя превращать д.с в школу для малышей. Хотелось бы, чтобы ребенок полноценно и счастливо проживал период дошкольного детства. Дети в дошкольном возрасте хотят познавать, общаться, действовать, играть, нуждаются в любви. Поэтому обучение в детском саду должно представлять собой процесс общения, процесс взаимодействия, процесс интеграции со сверстниками и взрослыми, приобретать опыт самостоятельной деятельности.