Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему: "Формирование нравственных качеств у младших школьников"»
Здравствуйте, дорогие гости. Меня зовут Елена Юрьевна. Я являюсь студенткой 4 – ого курса ЕПК (Ейского Полипрофильного Колледжа и учусь на специальности учитель начальных классов.
Спасибо, что присутствуйте на данном выступлении.
Скажите, кто видел, как издеваются над животными? Как воруют и рушат чужое имущество? Наверно есть такие. Скажите, приведенные действия, это проявления каких качеств? Вы совершенно правы.
Сегодня предлагаю вам расширить знания о данном качестве, и его важности в процессе становления личности.
Как вы понимаете слово «нравственность»? Что оно для вас обозначает? Спасибо.
О нравственность говорили уже давно, говоря о ней следующие строки:
«Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий».
В. Г. Белинский.
Наверно нельзя не согласиться с Белинским? Вы так не думаете?
Но нравственные вопросы были актуальны во все времена, но как не в школе их развивать. Именно поэтому целью педагога является оградить ребенка от жестокости и грубости современного мира, познакомив их с принципами морали и этики, формирования нравственных представлений и понятий.
Какие же могут быть методы и приемы по формированию нравственных качеств у младших школьников? Как вы считаете?
И вы совершено правы. Один из пример формирования нравственности у младших школьников является показ видеоролика. Также это могут быть различные методики, тесты, ролевые сюжетные и ролевые игры, инсценировки притч и произведений, ознакомление с пословицами и поговорками на данную тему и другое. Как разгуляется фантазия у педагога.
Дорогие гости, предлагаю вам опробовать на себе одну из методик по формированию нравственных качеств. Методика называется «Что такое хорошо и что такое плохо».
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: ответьте на вопросы:
1.Тебе нравится, когда тебя уважают твои одноклассники?
А) Нравится
Б) Не очень нравится
В) Не нравится
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?
А) Сделаю замечание и помогу убрать
Б) Сделаю замечание и подожду, пока он все уберет
В) Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А) Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую
Б) Не знаю
В) Тихонько отдам, чтобы не заметили
4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
А) Извинюсь и уберу за собой
Б) Не знаю
В) Ничего делать не буду, есть же уборщица
5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
А) Нет
Б) Иногда
В) Да
6. Как ты поступишь, если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?
А) Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке
Б) Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам
В) Сделаю вид, что не заметил
7. Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
А) Часто
Б) Иногда
В) Почти никогда
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?
А) Часто
Б) Иногда
В) Почти никогда
Обработка данных:
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов.
Интерпретация:
Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.
Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной комфортности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.
Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.
Благодарю вас за участие в моей методики.
В заключении хочется сказать о важности и ценности формирования нравственных качеств младших школьников. Необходимо воспитывать данные качества с раннего возраста, чтобы не получить жадное и жестокое общество.
На этой ноте, я заканчиваю свое выступление, и благодарю вас за ваше внимание к данной теме.
2) Бестужев – Лада И. В. Нравственные качества [Текст]/ Бестужев – Лада И. В. // Развитие и воспитание. М.: Пед. о-во России. – 2016. – с. 192.
3) Лагодина Е. Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России [Текст]. М.: Просвещение. – 2016 . – с. 80.
4) Трофимова Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника [Текст]/ Трофимова Н. М.// Педагогика. – 2017. - №6. - с. 130.
5) Электронные ресурсы: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/02/05/metodika-chto-takoe-horosho-i-chto-takoe-ploho-adaptirovannaya-n - Социальная сеть работников «Наша сеть»