Выступление на педагогическом совете " Организация проектной деятельности в начальной школе".
Выступление на педагогическом совете " Организация проектной деятельности в начальной школе".
Одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете " Организация проектной деятельности в начальной школе".»
Выступление на педсовете
МОУ Бомнакская СОШ
учитель начальных классов:
Черноскутова Е.Д.
Организация проектной деятельности в начальной школе.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. В современной начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, его должны научить учиться. Для этого надо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные – универсальные способы деятельности и способы регуляции своей деятельности, и личностные – развитие мотивации и системы ценностных ориентаций школьников.
Поэтому актуальным становится внедрение проектно-исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность является востребованной в педагогической практике, так как является одним из методов обучения, побуждающим ученика занять активную, субъектную позицию, самостоятельно добыват и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и её результаты, формировать адекватную самооценку.
Одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции.
Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? Где это? Зачем это? Какое это? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Эти вопросы очень актуальны для современной школы.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.
Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог;
координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
3. Формирование социально адекватных способов поведения.
Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность, состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.
Какие именно универсальные учебные действия формируются в проектной деятельности?
Коммуникативные умения:
Регулятивные умения:
Поисковые (исследовательские) умения:
Презентационные умения и навыки:
Рефлексивные умения:
В учебном процессе можно использовать различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, игровые, информационные, социально-значимые.
Исследовательские проекты совпадают со структурой научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, вывод.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.
Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ее анализ, обобщение и представление для широкой аудитории. Выход такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете.
Особое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат четко обозначенные результаты учащихся, ориентированные на социальные запросы участников.
Классификация по числу участников:
индивидуальные (личностные);
парные;
групповые;
общеклассные.
По продолжительности проекты могут быть:
краткосрочные (1 урок, максимум 3-6);
среднесрочные (1-2 месяца);
долговременные (до года).
При работе над проектом используются следующие этапы:
Погружение в проект.
На данном этапе выбирается и формируется проблема, которая будет решена в ходе проектной деятельности учащимися. Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. Педагог должен показать практическое применение знаний, полученных в ходе проекта. Первоначально темы предлагаются учителем. В дальнейшем тематика проектов может выбираться детьми.
Организационный этап.
На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы. Главная цель - дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговаривается поиск информации (в каких источниках), распределяются роли: главный редактор, авторы статей, художники.
Информационно-операционный этап.
Это реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Примером деятельности учащихся на данном этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Этот этап самый трудоемкий. Ученики теряются в море информации. Но они активно работают, анализируют и обобщают полученный материал. Желательно, чтобы этот этап проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. Во время консультаций учитель помогает систематизировать собранную информацию.
Рефлексивно-оценочный этап.
На данном этапе учащиеся презентуют свой проект в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы докладчику, обсуждают возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Данный этап проекта очень важен, поскольку он решает следующие задачи: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.
Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт.
Подготовительный продукт должен быть представлен заказчику или представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики. Дневные планы и отчеты и т.д
Успешное осуществление проектной деятельности в начальных классах, по - моему мнению, возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя и родителей. Каждая из участвующих сторон играет определенную роль в совместной работе.
Я применяю проектную деятельность как один из методов обучения. Управляя активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формирую у него необходимые предметные знания и умения, общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности: деятельностную, мыслительную, информационную, коммуникативную . Под компетентностью рассматриваю знания, соединённые с опытом их практического применения.
Опыт моей работы с обучающимися над проектами позволяет отметить, что уровень базовых умений, необходимых для ведения проектно-исследовательской деятельности не высок. Причины этого различны. Прежде всего, они заключаются в психологических особенностях младшего школьника и во фрагментарности у учащихся предметных знаний, умении и навыков, направленных на познание окружающего ребёнка мира.
Результаты моих наблюдений являются подтверждением того, что ученики 1 классов мало задумываются о важности умения пользоваться разными учебными средствами в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации, но учащиеся уже 4 классов проявляют большую заинтересованность в данном вопросе. Причина повышения интереса школьников к данной проблеме заключается в более глубоком осознании возможностей реализации жизненных целей и благополучия, которые невозможны без наличия сформированных общеучебных умений.
Система взаимодействия «учитель-ученик»: взаимоотношения между учениками и мною строятся не на принципе фронтального обучения, и не на принципе «учитель – ученик», при котором другие ученики лишь мешают этому взаимодействию, а на принципе групповой формы работы . Состав групп постоянно меняется. Групповая форма организации занятий не является ни «бригадным» методом, ни коллективно – распределительным способом деятельности, а строится по законам взаимоподдержки. А это значит, что для решения учебной задачи, реализации проекта и проведения исследования не каждый ученик в отдельности, а группа соединяют свои силы воедино для достижения положительного результата.
По-иному выглядит и структура моих уроков на которых осуществляется проектная деятельость, которая состоит из таких компонентов, как потребность в новых знаниях, впечатлениях; принятие учебной задачи; выдвижение рабочей гипотезы и путей её решения, предположительный план решения, само решение, анализ полученного результата, доказательство его верности. Здесь важно создать такие условия на уроке, чтобы каждый участник учебной деятельности мог активно участвовать в решении учебной задачи, то есть быть субъектом учения. Я только помогаю организовать дискуссию по обсуждению выдвинутых гипотез, и руковожу групповым поиском ответа на поставленную проблемную задачу. Логическим завершением каждого этапа урока становится положительный результат – успех ребёнка.
Важным является то, что проектная деятельность на моих уроках не ограничивается исследованием в одной области знаний, а устанавливает взаимосвязь между учебными предметами, тем самым формирует метапредметные знания и умения и в течение работы над проектом можно одновременно изучать темы нескольких предметов. Конечно не всегда удается закончить проектную деятельность за урок ( ребята увлекаются работой, не могут распределять правильно время…), приходиться , учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, организовывать внеклассную работу как одну из форм развития исследовательских навыков, творческого потенциала и познавательной активности младших школьников. Современными формами внеклассной работы учащихся могут выступать внеурочная деятельность, кружки. Поэтому на следующий учебный год я планирую разработать программу дополнительного образования для учащихся 4 классов «Учусь создавать проект», содержание которой будет способствовать формированию целостного представления школьников о проектной деятельности, этапах работы над проектом, критериях оценивания.
Во всех официальных документах Правительства РФ заявлены ориентиры на компетентностный подход в образовании. Поэтому актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Это востребовано сегодня в целях формирования проектной компетентности, определенной ФГОС нового поколения, что требует разработки системы организации проектной деятельности учащихся в начальной школе.
Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.
Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.