kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возникновение и развитие компьютерной зависимости

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причины возникновения компьютерной зависимости. Расмотрены стадии развития зависимости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Возникновение и развитие компьютерной зависимости»

Возникновение и развитие компьютерной зависимости


Вместе с компьютеризацией появились также негативные последствия этого процесса, который влияет на социально-психологическое здоровье детей и подростков. Самым распространенным из них является явление компьютерной зависимости.

Термин «компьютерная зависимость» появился в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Главное содержание компьютерной зависимости в том, что компьютер начинает управлять человеком. Со временем для зависимого подростка становится важным не результат игры, а процесс, в котором теряется контроль над временем.

Зависимый ребенок ограничивает свой круг общения компьютером в результате этого у детей наблюдаются отсутствие жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов, трудности в социальной адаптации, бедность эмоциональной сферы, соматические нарушения (снижение остроты зрения, повышенная утомляемость, нарушение осанки и т. п), сужение круга интересов, стремление создать личный мир, бегство от реальности.

Вместо преодоления трудностей ребенок погружается в компьютерную игру. Там в игре, ему хорошо: он сильный смелый, вооруженный, успешный... Но время, проведенное за игрой, не делает его сильнее и успешнее в реальной жизни, поэтому, возвращаясь из виртуального мира в реальный, она испытывает дискомфорт, слабость и беззащитность. И поэтому ей непременно хочется вернуться туда, где она — победитель. «Ошибки», которые ребенок не может исправить в жизни с такой же легкостью, как в игре, вызывают у него различные легкие психические отклонения в эмоциональном плане — от агрессии к депрессии, от полного противопоставления себя миру до замкнутости в себе.

Главной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей психологи считают недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. Более склонны к компьютерной зависимости дети, чьи родители работают за границей, часто уезжают в командировки, а также дети успешных бизнесменов. То есть эту склонность имеют дети, родители которых из-за чрезмерной трудовой занятости не могут уделить им достаточного внимания, а часто пытаются как-то материально компенсировать свое отсутствие. Но, как известно, общение с родителями для ребенка не могут заменить ни дорогие игрушки, ни вещи, которые покупают им родители в знак возмещения дефицита внимания.

Итак, компьютер сначала компенсирует общение с родителями, а потом они становятся «незначимыми» в жизни ребенка.

По результатам наблюдений выявлено, что в большинстве случаев зависимыми становятся дети с неадекватной самооценкой (заниженной или повышенной). Часто таким детям трудно общаться со сверстниками, круг которых не всегда воспринимает ребенка таким, какой он есть. Ребенку надоедает доказывать сверстникам, какой он есть на самом деле, и она погружается в виртуальный компьютерный мир, где получает возможность реализоваться со всеми своими недостатками, комплексами и амбициями.

Также известны случаи, когда увлечение компьютерными играми приводили к нарушению закона: краж денег, вооруженных нападений на людей. Таким образом, подростки стараются быть похожими на любимых компьютерных героев.







Развитие компьютерной зависимости


Исследования психологов дают основание предположить, что динамика развития компьютерной зависимости имеет примерно такой вид:

Сначала восторг проходит этап адаптации, человек «входит» в азарт, затем наступает период резкого роста, быстрого формирования зависимости. Зависимость достигает максимума, это зависит от индивидуальных особенностей личности и среды. Далее сила зависимости на какое-то время остается устойчивой, а затем идет на спад, снова фиксируется на определенном уровне и остается устойчивой длительное время.

Интересно, что даже после осознания бесполезности игровой деятельности человек не может полностью отказаться от нее. Это доказывает наличие высокой устойчивости психологической зависимости от компьютерных игр, хотя ее «глубина» и сила воздействия на человека после прохождения «кризиса» уже не так сильны.

Итак, можно определить четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждое из которых имеет свою специфику:

1. Стадия легкого увлечения. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, ему начинают нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Кто – то всю жизнь мечтал пострелять из ручного пулемета, кто-то посидеть за рулем Ferrari или за штурвалом боевого истребителя. Компьютер позволяет человеку приблизиться к реализации этих мечтаний. Начинает реализовываться неосознаваемая потребность в принятии роли. Человек получает наслаждение, играя в компьютерную игру, его сопровождают положительные эмоции. Человек стремится повторить действия, удовлетворяющие потребности. Вследствие этого человек начинает играть, уже не случайно оказавшись за компьютером, стремление игровой деятельности становится целенаправленным. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры имеет скорее, ситуационный, чем систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление новой потребности – компьютерные игры.

Игра в компьютерные игры на этом этапе приобретает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, возможны достаточно активные действия по устранению обстоятельств, которые препятствуют удовлетворению потребности.

3. Стадия зависимости. Примерно 10-14% игроков являются «ожесточенными», то есть находятся в стадии психологической зависимости от компьютерных игр.

Зависимость может проявляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной.

Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержкой социальных контактов с другими людьми (хотя и в целом они являются игровыми фанатами). Такие люди любят играть вместе, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация имеет преимущественно соревновательный характер. Эта форма зависимости менее вредна в своем воздействии на психику человека, чем индивидуализированная форма. Отличие в том, что люди не входят «в себя»; их окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку совершенно избавиться от реальности, «окунуться» в виртуальный мир и довести себя до психических и других нарушений здоровья.

Индивидуализированная форма зависимости - крайняя форма зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики - она начинает отражать не влияние объективного мира, а виртуальную реальность. Эти люди длительное время играют в одиночку, потребность в игре находится в них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра – это как наркотик. Если в течение какого-то времени они не «принимают дозу», то начинают испытывать недовольство, получают негативные эмоции, впадают в депрессию.

4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Взаимодействие человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с крепко пришитой пуговицей. То есть человек «выдерживает дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая продолжительная из всех стадий – она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Возникновение и развитие компьютерной зависимости

Автор: Каралькова Елена Сергеевна

Дата: 05.11.2021

Номер свидетельства: 590554

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Компьютерная зависимость"
    ["seo_title"] => string(26) "komp-iutiernaia-zavisimost"
    ["file_id"] => string(6) "302120"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457068776"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-ikt-v-gpd-s-tsiel-iu-razvitiia-psikhichieskikh-funktsii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "231267"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442430384"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Выступление на родительском собрании на тему: « Телевидение, компьютер в современном мире» "
    ["seo_title"] => string(98) "vystuplieniie-na-roditiel-skom-sobranii-na-tiemu-tielievidieniie-komp-iutier-v-sovriemiennom-mirie"
    ["file_id"] => string(6) "159250"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421861383"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Профилактика аддиктивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(95) "profilaktika-addiktivnogho-poviedieniia-u-mladshikh-shkol-nikov-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "297318"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456163636"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Использование компьютерного и цифрового лабораторного оборудования в организации учебного процесса на уроках физики "
    ["seo_title"] => string(131) "ispol-zovaniie-komp-iutiernogho-i-tsifrovogho-laboratornogho-oborudovaniia-v-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "121027"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413865759"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства