Возможности учебного диалога в формировании субъектности учащихся начальной школе
Возможности учебного диалога в формировании субъектности учащихся начальной школе
Анализ педагогической деятельности учителей начальных классов показал, что в учебном процессе используются все основные личностно ориентированные технологии обучения. Однако преподавание в начальных классах требует гибкого и творческого подхода к применению новейших технологий. Поэтому практическое использование каждой из них имеет свою специфику.
В ходе урока учитель обеспечивает активную познавательную деятельность, используя различные формы её организации: фронтальную, коллективную, индивидуальную.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Возможности учебного диалога в формировании субъектности учащихся начальной школе »
Возможности учебного диалога в формировании субъектности учащихся начальной школе
Микулёнок Жанна Юрьевна,
заместитель директора по учебной работе
Анализ педагогической деятельности учителей начальных классов показал, что в учебном процессе используются все основные личностно ориентированные технологии обучения. Однако преподавание в начальных классах требует гибкого и творческого подхода к применению новейших технологий. Поэтому практическое использование каждой из них имеет свою специфику.
В ходе урока учитель обеспечивает активную познавательную деятельность, используя различные формы её организации: фронтальную, коллективную, индивидуальную.
Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся на уроке у обеспечивает привлечение к работе всех учащихся класса и их общий прогресс в учении. Чаще всего для сообщения новой информации широко используется фронтальная беседа. Индивидуальная форма работы характеризуется высоким уровнем самостоятельности на уроках. Среди предметно-ориентированных технологий особо следует выделить технологию интерактивного обучения, также активно используемую всеми учителями. Под данной технологией понимают систему организации занятий в форме учебных игр (ролевая, деловая и т.д.), в результате которой создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха. Игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков. Программно-методическим обеспечением применения всех вышеупомянутых технологий являются прежде всего УМК по каждой учебной параллели, включающие не только учебные пособия, но также аудио- и видеоматериалы, наглядные пособия, дидактический материал. Все новые технологии предусматривают также использование дополнительной литературы и мультимедийных средств, что безусловно способствует всестороннему развитию учащихся.
В настоящее время в практике образования, несмотря на идеи гуманизации в обществе, порой доминирует учебно-дисциплинарная модель взаимодействия. Наиболее желанной для полноценного общения детей и педагога является личностно-ориентированная модель взаимодействия. Ребёнок чувствует себя эмоционально-защищённым так как педагог относится к ребёнку как к равному. Для личностно-ориентированной модели взаимодействия характерны субъект – субъектные связи.
Используя диалог как метод обучения, учитель определяет его тему, готовит диалог, прогнозирует результат, намечает продолжение диалога, в котором происходит общение участников учебного процесса. У школьников появляется желание в течение урока реализовать свою коммуникативную потребность. Это можно сделать в диалоге, который напрямую зависит от коммуникативной деятельности учителя. Лишь педагог, превосходно знающий особенности школьного диалога, может создать на уроке диалогичную обстановку.
Учебный диалог всегда возникает на основе учебной речевой ситуации, он решает те или иные учебные задачи. Во время учебного диалога всегда происходит обмен информацией, и регулируются межличностные отношения. В основе учебного диалога всегда должен находиться предмет обсуждения.
Учебный диалог чаще всего направлен на решение учебной задачи (в отличие от трудовой, игровой). Его содержание характеризуется четкой предметной отнесенностью и сохранением единства темы вплоть до намеченного уровня ее исчерпания. При этом в традиционном учебном диалоге его тема часто бывает предопределена заранее учителем и, следовательно, является внешней по отношению к сиюминутному состоянию ученика (его интересам, желаниям, проблемам). Эта заданность темы зачастую блокирует познавательную активность учащихся. Поэтому необходимы специальные методические приемы, чтобы превратить заданную тему в естественно вытекающую из действительных интересов и переживаний учащихся. В учебном диалоге учитель выдает зачастую больше информации, чем запрашивает учащийся. Это объясняется тем, что он лучше понимает предмет разговора и может предвосхитить последующие вопросы, а также стремится к решению остальных (отдаленных) целей обучения. Любая реплика учителя в учебном диалоге подчинена достижению учебных целей и имеет остродидактическую направленность.
В учебном диалоге позиции партнеров жестко фиксированы: учитель учит, наставляет, воспитывает - учащийся учится, повинуется, принимает обучающее воздействие, реагирует на него определенным образом. Психологически грамотный учитель организует самостоятельную познавательную деятельность учащихся, оставаясь при этом ее руководителем (он ставит цели деятельности, определяет ее средства и контролирует результаты), т.е. лидерство учителя предполагает активность учащихся.
Эффективность процесса образования находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую мы применяем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей