kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитательная система "В Солнечном городе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная система класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для обучающихся 1 - 4 классов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная система "В Солнечном городе"»

МБОУ – Средняя общеобразовательная школа №7 города Мценска








Воспитательная система

2 «В» класса

«В Солнечном городе»









Кл.руководитель: Богданова В.И.


СОДЕРЖАНИЕ


I. Введение.


1.1. Значение проблемы.

1.2.Психолого- педагогическая характеристика класса.


II. Теоретическая часть.


2.1. Компоненты воспитательной системы.

2.2. Концептуальные основы.

2.3. Цели и задачи воспитательной системы.

2.4. Механизм функционирования.(Игровая модель воспитательной системы «В Солнечном городе»)

2.5.Этапы реализации воспитательной системы.
2.6.Направления воспитательной работы.

2.7. Работа с родителями.


III Практическая часть.

3.1. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы.


3.2. Виды деятельности по практическому осуществлению воспитательной системы.




IV.Приложение(диагностические методики).









I.Введение


«Воспитание великое дело: им решается участь человека»
В.Г.Белинский


1.1.Значение проблемы

Ребёнок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности – процесс длительный, он идёт в течение всей жизни. Начальная школа вносит в этот процесс существенный вклад. Поэтому в этот период особенно важна грамотная целенаправленная образовательная работа по формированию детской личности. Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие детей в олимпиадах, различных интеллектуальных марафонах, дополнительные занятия младших школьников во внеурочное время – всё это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности.
Воспитание является целенаправленным управлением процессом развития личности. А значит, и воспитательная система класса должна иметь целенаправленный характер, иметь сложную структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, адаптируясь к условиям этой внешней среды, сохраняя при этом свои характерные особенности и направления.


1.2.Психолого-педагогическая характеристика класса.


















II.Теоретическая часть.


2.1. Компоненты воспитательной системы.


Воспитательная система класса - это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Основных компонентов системного образования пять.


Компоненты воспитательной

системы


Составные части (элементы компонентов)


I. Индивидно-групповой компонент


1. Классный руководитель.

2. Учащиеся класса.

3. Родители учащихся.

4. Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.


II. Ценностно-ориентационный компонент


1. Цели и задачи воспитания.

2. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.

3. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.


III. Функционально-деятельностный компонент


1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.

2. Основные функции воспитательной системы.

3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.










IV. Пространственно-

временной компонент


1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.

2. Связь и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.

3. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.


V. Диагностико-аналитический компонент


1. Критерии эффективности воспитательной системы.

2. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.

3. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.










2.2.Концептуальные основы

Закон РФ «Об образовании», Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Устав школы лежат в основе разработки настоящей программы. Данная программа реализуется через четкий план воспитательной работы в классе с 1 по 4 год обучения, в которой отражены основные направления работы классного руководителя с активом класса, родительской общественностью, со всеми членами классного коллектива.

Концепция воспитательной системы класса может быть представлена в следующем виде:






































Для эффективной реализации данной программы планируется строить воспитательный процесс на следующих подходах:
Гуманизация воспитания предполагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на развитие и проявление его способностей, индивидуальности. Воспитательная среда при таком подходе характеризуется доминированием диалоговых отношений на фоне отказа педагогов от автократической парадигмы воспитания и тоталитарных методов воздействия на ребенка.

Личностный подход к воспитанию означает признание ребенка активным субъектом воспитательного процесса, а его личности - высшей ценностью воспитания. Законы духовного и физического развития: процессы изменения, происходящие во внутреннем мире личности, служат главным ориентиром в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешного воспитания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств - высшим показателем его эффективности.

Индивидуально-творческий подход исходит из того, что каждая личность уникальна и главной задачей воспитательной работы является формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала каждого ребенка. Индивидуальность является системообразуюшим свойством личности, и ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания, адекватных ее возможностям и особенностям.

Деятельностный подход опирается на то, что воспитание осуществляется в процессе активного взаимодействия субъекта с миром: с окружающими людьми, с предметами объективной действительности. В интенсивной деятельности образуется личностный опыт каждого воспитанника, происходит становление его личностной культуры.


2.3. Цели и задачи воспитательной системы.


Главная цель воспитательной системы -развитие нравственной личности ученика через различные аспекты воспитательной деятельности и приближение его к идеальной модели выпускника.

Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:

• развить субъективность личности каждого учащегося;

• создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;

• педагогически поддержать творческие устремления и действия каждого ребенка.




2.4. Механизм функционирования.(Игровая модель воспитательной системы «В Солнечном городе»)


Цель: С помощью персонажей Н.Н.Носова помочь детям в освоении нравственных ценностей.


Задачи:

  1. Помочь детям в освоении нравственных, моральных норм поведения.

  2. Обогатить эмоциональный мир учащихся, формируя у них эмоциональные и нравственные чувства.

  3. Воспитывать гражданско – патриотические чувства.

  4. Воспитывать доброжелательность, милосердие, толерантность.

  5. Формировать положительные межличностные отношения.

  6. Прививать потребность в здоровом образе жизни.

  7. Воспитывать положительное отношение к труду, уважение к людям разных профессий.

  8. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к землякам.



Наш класс в Солнечном городе.







Мы всем классом отправляемся в гости к жителям Солнечного города. Мы учимся у них самоуправлению. Самая большая ценность Солнечного города его жители: Знайка, Тюбик, Торопыжка, Пилюлькин и другие друзья Незнайки.

В течение четверти в классе проводятся соревнования. У кого больше «5». Итоги подводятся в конце каждой четверти. Пятерым ученикам, заработавших наибольшее количество «5» присуждается почётное звание «Знайки». Данная номинация присуждается и победителям школьных олимпиад.



Знайки

Нет в мире любопытней коротышки,

Об этом знают в городе малышки.

Всё видеть, слышать Знайка должен первым,

Науке, книгам служит очень верно.



Победителями в номинации «Тюбики» станут ребята активно участвующие в выставках поделок и рисунков.

Тюбики

Без них был бы серым этот мир,

Художник Тюбик наш кумир.

Он в руки кисточку берёт,

В мир удивительный зовёт.





Победителями в номинации «Торопыжки» станут ребята , участвующие в спортивных соревнованиях, добившиеся высоких результатов.

Торопыжки.

Он первый чемпион по спорту,

Он чуть заря и к теннисному корту.

Зовёт друзей он на зарядку,

А ну-ка стройся, рассчитайся по порядку.






В этой номинации будут отмечены ребята, заботящиеся о своём здоровье и о здоровье других, занимающиеся пропагандой здорового образа жизни.

Медуницы и Пилюлькины.

Все рецепты Медуницы,

Не такие как в больнице.

Знает свой она состав,

Из кореньев и из трав.






С целью наиболее активного выявления детей одарённых в той или иной области в течение четырёх лет будут проведены диагностические методики. Имена победителей всех конкурсов, соревнований проведённых в нашем классе, школе будут занесены в книгу рекордов класса. А грамоты и дипломы собраны в портфолио класса.

Дети устают выполнять поручение в течение года им хочется поработать в разных направлениях.

Поэтому я использую передачу поручений по микрогруппам. Все ребята на первом классном часе делятся на микрогруппы по своему желанию. Ребята выбирают командира группы сроком на одну четверть. В гости в группы приходят погостить на неделю сказочные герои: Знайка, Незнайка, Пилюлькин, Торопыжкин , Тюбик. Они переходят из группы в группу передавая ребятам свои поручения и дети в течение недели выполняют то поручение, которое передал им герой.

Поручения


Торопыжкин поручает: проводить зарядку, строить ребят на урок физкультуры и организовывать игры на переменах.

Пилюлькин поручает: следить за порядком в столовой, соблюдение правил гигиены.

Поручение Тюбика: оказывать помощь в оформлении стендов.

Поручение Знайки: оказывать помощь учителю в проверке домашнего

задания , раздавать тетради ученикам, контролировать сдачу тетрадей учениками, проверять заполнение расписания, уроков в дневниках.

В конце каждой недели подводим итоги прожившей недели. Как справились микрогруппы с поручением. Все ли ребята микрогрупп участвовали в работе. Работу микрогрупп оценивают ребята из других групп. За успешную работу группа получает условный знак соревнования: «Кто полетит на Луну?» экран которого находится в классном уголке.

Главное средство воспитания - заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех, делать добро. Учитель верит, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни небольшого классного коллектива стали нравственные нормы - заповеди:

• Старайся делать добро!

• Бойся обидеть человека!

• Люби и прощай людей!

• Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

• Познай мир и себя!

• Стремись найти свою цель в жизни!

• Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

• Лучше отдай свое, чем возьми чужое!



2.5.Этапы реализации воспитательной системы.
I этап – этап проектирования (1 класс)
- изучение личностных характеристик членов классного коллектива, их интересов, потребностей
- изучение запросов родителей
- формирование единого воспитательного пространства
- определение перспектив жизнедеятельности класса
- закладывание основ проектной деятельности
II этап – этап становления системы (2 класс)

- развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, творчества
- создание коллектива единомышленников: классный руководитель, родители и ученики
- укрепление межличностных отношений
- развитие традиций класса на основе коллективного творчества - отработка содержания деятельности и структуры системы
III этап – этап стабильного функционирования (3 – 4 класс)
- развитие самоуправления в классе
- интеграция учебной и внеучебной деятельности
- школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью
- возрастает роль самоуправления и саморегуляции
IVэтап – этап завершения функционирования системы (конец 4 класса) – переход в среднее звено, смена классного руководителя
- опыт всего лучшего в жизнедеятельности класса становится достоянием школы, нового классного руководителя

Ожидаемые результаты
В результате реализации данной программы предполагается
1. Наличие развитой воспитательной инфраструктуры.
2. Подготовка воспитанников к осознанному выбору индивидуальной траектории в социуме.
3. Формирование у обучающихся высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, их готовности к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
4. Развитие:
- ключевых компетентностей, связанных с успехом личности в быстроменяющемся мире;
-базовых компетентностей, отражающих специфику общего образования;
- раскрытие потенциалов воспитанников.

2.6.Направления воспитательной работы

Воспитательная система функционирует за счёт комплексного взаимодействия всех направлений гармоничного развития ребёнка в различных сферах. Выделяются следующие направления воспитательной работы:

Учение

Служить науке будем верно.

Стремись в учебе стать ты первым!


Цель: развитие познавательной активности


Задачи: - формирование потребности в самообразовании

- развитие умений и навыков в учебной деятельности

- выявление индивидуальных способностей

- развитие самостоятельности мышления


Классные часы:

Символы моей родины.

О пользе учения.

О товарищеской взаимопомощи и взаимовыручке.

Об итогах успеваемости в классе.

Беседы:

Терпение и труд все перетрут.

Знание – сила.

Викторины:

Страна Литературия.

Что?Где?Когда?




Творчество

Без творчества нельзя прожить!

Стихи и музыка – какая радость в этом!

Попробуй, друг, на время стать

Певцом, художником, поэтом!


Цель: развитие творческой активности


Задачи: - выявление и развитие индивидуальных способностей

- развитие умений и навыков в творческой деятельности

- развитие творческого воображения


Конкурсы:

рисунков

«В сказочной стране»

«Зимушка зима»

«Золотая осень»

«Герои сказок»

«Любимой маме»

«Мой папа»

Викторины:

«По страницам любимых книг»

«Вспоминаем мультфильмы»

Участие в фестивале «Минута славы»






Здоровье

Сила каждому нужна

Для учебы и труда.

Чтобы было все в порядке,

Спорт помогут и зарядка.


Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни


Задачи: - приобщение детей к здоровому образу жизни

- обучение конструктивным способам отказа от вредных привычек.

Беседы:

О безопасности поведения в школе , на улице, на дорогах, в транспорте.

Здоровые зубы всему организму любы.

Профилактика простудных заболеваний.

Вредные привычки.

Соревнования:

Веселые старты

Соревнования на приз Деда Мороза.

Классные часы:

Уроки по обучению правилам безопасного поведения в различных местах и ситуациях.

Уроки обучения навыкам по оказанию первой помощи.








Общение

Мы любим улыбку.

Задорны всегда,

Любые невзгоды

Для нас ерунда!



Цель: развитие умений и навыков в сфере общения


Задачи: - развитие чувства собственного достоинства и умения уважать

достоинство других

- развитие социальной восприимчивости, социального воображения,

доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии,

сочувствию, сопереживанию

- развитие способности к самопознанию, самоанализу

- обучение коммуникативным навыкам


Беседы:

Долг платежом красен.

Как выбрать друга?

Какой ты друг?

Твои домашние обязанности.

Что такое дисциплина и зачем она нужна?

Практикумы:

Взаимопроверка техники чтения.

День доброго общения.

Праздники:

День именинников.

Анкетирование:

Замечательные люди рядом.


Коллектив


Цель: создание благоприятной социально- психологической обстановки в классе


Задачи: - развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи

- повышение самооценки в результате позитивной обратной связи и

поддержки группы

- обучение конструктивным способам выхода из конфликтных

ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов


Беседы:

Спешите делать добро.

Один за всех, все за одного.

Классные часы:

Утренники:

Праздник бабушек и мам.

Вперед, мальчишки.

День пожилого человека.

Умники и умницы.







2.7. Работа с родителями.


Суть взаимодействия классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.



Формы работы с родителями:


- анкетирование;

- беседы;

- консультации;

- родительские собрания;

- посещение семьи;

- проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.


Родительский комитет:

В течение четверти проводятся тематические родительские собрания.

Темы тематических родительских собраний.

(2012-2013 учебный год)

Тема заседания

Дата проведения

1.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам при переходе на обучение по новым ФГОС.

Сентябрь

2.

“Не хочу учиться !”Внутренний протест или первые симптомы переутомляемости школьника»

«Эти трудные домашние задания»

Октябрь

3.

«Координации усилий школы и семьи в профилактике здорового образа жизни»

“Роль чтения в развитии младших школьников”

Декабрь

4.

«Кричите шепотом или пороть детей не модно»“Учим детей мыслить”

Март

5.

Подведение итогов работы за год. Подготовка и организация летнего отдыха детей .

Май



III Практическая часть.


3.1. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы.


Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:

  • сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности школьника;

  • развитость креативных способностей учащихся;

  • проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;

  • сформированность классного коллектива.


В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса.






Направления диагностики:


Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося;


- общие сведения;

- темперамент;

- тип личности в общении;

- самооценка; (методики Дембо-Рубинштейн)

- диагностика познавательных процессов; (тест "Корректурная проба", методика Т.Е. Рыбакова, методика "Определение типа памяти", методика "Исключение лишнего")

- уровень воспитанности. (Тест Н.Е.Щурковой)

Изучение межличностных отношений:


- социометрия;

- социально-психологический климат в классе. (Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

А.А. Андреева, методика «Какой у нас коллектив» А. Н. Лутошкина)


.









































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Воспитательная система "В Солнечном городе"

Автор: Богданова Валентина Ивановна

Дата: 02.11.2019

Номер свидетельства: 525332

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ  ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ    РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ»"
    ["seo_title"] => string(99) "sozdaniie-uslovii-dlia-formirovaniia-lichnosti-mladshiego-shkol-nika-chieriez-rabotu-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "277189"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452855802"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Библиотечный урок во 2 классе по произведениям Н.Н. Носова. "
    ["seo_title"] => string(63) "bibliotiechnyi-urok-vo-2-klassie-po-proizviedieniiam-n-n-nosova"
    ["file_id"] => string(6) "121677"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414048483"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Красота - это  ..."
    ["seo_title"] => string(10) "krasotaeto"
    ["file_id"] => string(6) "271873"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451825767"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Конспект интегрированной, непосредственно образовательной деятельности в старшей группе: « Урок доброты и мужества»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_integrirovannoi_neposredstvenno_obrazovatelnoi_deiatelnosti_v_starshei_"
    ["file_id"] => string(6) "619503"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1670448704"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "уникальность планеты Земля "
    ["seo_title"] => string(28) "unikal-nost-planiety-ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "126189"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415123401"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства