2.4. Механизм функционирования.(Игровая модель воспитательной системы «В Солнечном городе»)
2.5.Этапы реализации воспитательной системы. 2.6.Направления воспитательной работы.
2.7. Работа с родителями.
III Практическая часть.
3.1. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы.
3.2. Виды деятельности по практическому осуществлению воспитательной системы.
IV.Приложение(диагностические методики).
I.Введение
«Воспитание великое дело: им решается участь человека» В.Г.Белинский
1.1.Значение проблемы
Ребёнок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности – процесс длительный, он идёт в течение всей жизни. Начальная школа вносит в этот процесс существенный вклад. Поэтому в этот период особенно важна грамотная целенаправленная образовательная работа по формированию детской личности. Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие детей в олимпиадах, различных интеллектуальных марафонах, дополнительные занятия младших школьников во внеурочное время – всё это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности. Воспитание является целенаправленным управлением процессом развития личности. А значит, и воспитательная система класса должна иметь целенаправленный характер, иметь сложную структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, адаптируясь к условиям этой внешней среды, сохраняя при этом свои характерные особенности и направления.
Воспитательная система класса - это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Основных компонентов системного образования пять.
Компоненты воспитательной
системы
Составные части (элементы компонентов)
I. Индивидно-групповой компонент
1. Классный руководитель.
2. Учащиеся класса.
3. Родители учащихся.
4. Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
3. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
III. Функционально-деятельностный компонент
1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.
2. Основные функции воспитательной системы.
3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
IV. Пространственно-
временной компонент
1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.
2. Связь и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.
3. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.
V. Диагностико-аналитический компонент
1. Критерии эффективности воспитательной системы.
2. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.
3. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
2.2.Концептуальные основы
Закон РФ «Об образовании», Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Устав школы лежат в основе разработки настоящей программы. Данная программа реализуется через четкий план воспитательной работы в классе с 1 по 4 год обучения, в которой отражены основные направления работы классного руководителя с активом класса, родительской общественностью, со всеми членами классного коллектива.
Концепция воспитательной системы класса может быть представлена в следующем виде:
Для эффективной реализации данной программы планируется строить воспитательный процесс на следующих подходах: • Гуманизация воспитания предполагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на развитие и проявление его способностей, индивидуальности. Воспитательная среда при таком подходе характеризуется доминированием диалоговых отношений на фоне отказа педагогов от автократической парадигмы воспитания и тоталитарных методов воздействия на ребенка.
• Личностный подход к воспитанию означает признание ребенка активным субъектом воспитательного процесса, а его личности - высшей ценностью воспитания. Законы духовного и физического развития: процессы изменения, происходящие во внутреннем мире личности, служат главным ориентиром в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешного воспитания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств - высшим показателем его эффективности.
• Индивидуально-творческий подход исходит из того, что каждая личность уникальна и главной задачей воспитательной работы является формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала каждого ребенка. Индивидуальность является системообразуюшим свойством личности, и ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания, адекватных ее возможностям и особенностям.
• Деятельностный подход опирается на то, что воспитание осуществляется в процессе активного взаимодействия субъекта с миром: с окружающими людьми, с предметами объективной действительности. В интенсивной деятельности образуется личностный опыт каждого воспитанника, происходит становление его личностной культуры.
2.3. Цели и задачи воспитательной системы.
Главная цель воспитательной системы -развитие нравственной личности ученика через различные аспекты воспитательной деятельности и приближение его к идеальной модели выпускника.
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:
• развить субъективность личности каждого учащегося;
• создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;
• педагогически поддержать творческие устремления и действия каждого ребенка.
2.4. Механизм функционирования.(Игровая модель воспитательной системы «В Солнечном городе»)
Цель: С помощью персонажей Н.Н.Носова помочь детям в освоении нравственных ценностей.
Задачи:
Помочь детям в освоении нравственных, моральных норм поведения.
Обогатить эмоциональный мир учащихся, формируя у них эмоциональные и нравственные чувства.
Воспитывать положительное отношение к труду, уважение к людям разных профессий.
Воспитывать любовь к родному краю, уважение к землякам.
Наш класс в Солнечном городе.
Мы всем классом отправляемся в гости к жителям Солнечного города. Мы учимся у них самоуправлению. Самая большая ценность Солнечного города его жители: Знайка, Тюбик, Торопыжка, Пилюлькин и другие друзья Незнайки.
В течение четверти в классе проводятся соревнования. У кого больше «5». Итоги подводятся в конце каждой четверти. Пятерым ученикам, заработавших наибольшее количество «5» присуждается почётное звание «Знайки». Данная номинация присуждается и победителям школьных олимпиад.
Знайки
Нет в мире любопытней коротышки,
Об этом знают в городе малышки.
Всё видеть, слышать Знайка должен первым,
Науке, книгам служит очень верно.
Победителями в номинации «Тюбики» станут ребята активно участвующие в выставках поделок и рисунков.
Тюбики
Без них был бы серым этот мир,
Художник Тюбик наш кумир.
Он в руки кисточку берёт,
В мир удивительный зовёт.
Победителями в номинации «Торопыжки» станут ребята , участвующие в спортивных соревнованиях, добившиеся высоких результатов.
Торопыжки.
Он первый чемпион по спорту,
Он чуть заря и к теннисному корту.
Зовёт друзей он на зарядку,
А ну-ка стройся, рассчитайся по порядку.
В этой номинации будут отмечены ребята, заботящиеся о своём здоровье и о здоровье других, занимающиеся пропагандой здорового образа жизни.
Медуницы и Пилюлькины.
Все рецепты Медуницы,
Не такие как в больнице.
Знает свой она состав,
Из кореньев и из трав.
С целью наиболее активного выявления детей одарённых в той или иной области в течение четырёх лет будут проведены диагностические методики. Имена победителей всех конкурсов, соревнований проведённых в нашем классе, школе будут занесены в книгу рекордов класса. А грамоты и дипломы собраны в портфолио класса.
Дети устают выполнять поручение в течение года им хочется поработать в разных направлениях.
Поэтому я использую передачу поручений по микрогруппам. Все ребята на первом классном часе делятся на микрогруппы по своему желанию. Ребята выбирают командира группы сроком на одну четверть. В гости в группы приходят погостить на неделю сказочные герои: Знайка, Незнайка, Пилюлькин, Торопыжкин , Тюбик. Они переходят из группы в группу передавая ребятам свои поручения и дети в течение недели выполняют то поручение, которое передал им герой.
Поручения
Торопыжкин поручает: проводить зарядку, строить ребят на урок физкультуры и организовывать игры на переменах.
Пилюлькин поручает: следить за порядком в столовой, соблюдение правил гигиены.
Поручение Тюбика: оказывать помощь в оформлении стендов.
Поручение Знайки: оказывать помощь учителю в проверке домашнего
В конце каждой недели подводим итоги прожившей недели. Как справились микрогруппы с поручением. Все ли ребята микрогрупп участвовали в работе. Работу микрогрупп оценивают ребята из других групп. За успешную работу группа получает условный знак соревнования: «Кто полетит на Луну?» экран которого находится в классном уголке.
Главное средство воспитания - заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех, делать добро. Учитель верит, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни небольшого классного коллектива стали нравственные нормы - заповеди:
• Старайся делать добро!
• Бойся обидеть человека!
• Люби и прощай людей!
• Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
• Познай мир и себя!
• Стремись найти свою цель в жизни!
• Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
• Лучше отдай свое, чем возьми чужое!
2.5.Этапы реализации воспитательной системы. I этап – этап проектирования (1 класс) - изучение личностных характеристик членов классного коллектива, их интересов, потребностей - изучение запросов родителей - формирование единого воспитательного пространства - определение перспектив жизнедеятельности класса - закладывание основ проектной деятельности II этап – этап становления системы (2 класс)
- развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, творчества - создание коллектива единомышленников: классный руководитель, родители и ученики - укрепление межличностных отношений - развитие традиций класса на основе коллективного творчества - отработка содержания деятельности и структуры системы III этап – этап стабильного функционирования (3 – 4 класс) - развитие самоуправления в классе - интеграция учебной и внеучебной деятельности - школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью - возрастает роль самоуправления и саморегуляции IVэтап – этап завершения функционирования системы (конец 4 класса) – переход в среднее звено, смена классного руководителя - опыт всего лучшего в жизнедеятельности класса становится достоянием школы, нового классного руководителя
Ожидаемые результаты В результате реализации данной программы предполагается 1. Наличие развитой воспитательной инфраструктуры. 2. Подготовка воспитанников к осознанному выбору индивидуальной траектории в социуме. 3. Формирование у обучающихся высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, их готовности к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. 4. Развитие: - ключевых компетентностей, связанных с успехом личности в быстроменяющемся мире; -базовых компетентностей, отражающих специфику общего образования; - раскрытие потенциалов воспитанников.
2.6.Направления воспитательной работы
Воспитательная система функционирует за счёт комплексного взаимодействия всех направлений гармоничного развития ребёнка в различных сферах. Выделяются следующие направления воспитательной работы:
Учение
Служить науке будем верно.
Стремись в учебе стать ты первым!
Цель: развитие познавательной активности
Задачи: - формирование потребности в самообразовании
- развитие умений и навыков в учебной деятельности
- выявление индивидуальных способностей
- развитие самостоятельности мышления
Классные часы:
Символы моей родины.
О пользе учения.
О товарищеской взаимопомощи и взаимовыручке.
Об итогах успеваемости в классе.
Беседы:
Терпение и труд все перетрут.
Знание – сила.
Викторины:
Страна Литературия.
Что?Где?Когда?
Творчество
Без творчества нельзя прожить!
Стихи и музыка – какая радость в этом!
Попробуй, друг, на время стать
Певцом, художником, поэтом!
Цель: развитие творческой активности
Задачи: - выявление и развитие индивидуальных способностей
- развитие умений и навыков в творческой деятельности
- развитие творческого воображения
Конкурсы:
рисунков
«В сказочной стране»
«Зимушка зима»
«Золотая осень»
«Герои сказок»
«Любимой маме»
«Мой папа»
Викторины:
«По страницам любимых книг»
«Вспоминаем мультфильмы»
Участие в фестивале «Минута славы»
Здоровье
Сила каждому нужна
Для учебы и труда.
Чтобы было все в порядке,
Спорт помогут и зарядка.
Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни
Задачи: - приобщение детей к здоровому образу жизни
- обучение конструктивным способам отказа от вредных привычек.
Беседы:
О безопасности поведения в школе , на улице, на дорогах, в транспорте.
Здоровые зубы всему организму любы.
Профилактика простудных заболеваний.
Вредные привычки.
Соревнования:
Веселые старты
Соревнования на приз Деда Мороза.
Классные часы:
Уроки по обучению правилам безопасного поведения в различных местах и ситуациях.
Уроки обучения навыкам по оказанию первой помощи.
Общение
Мы любим улыбку.
Задорны всегда,
Любые невзгоды
Для нас ерунда!
Цель: развитие умений и навыков в сфере общения
Задачи: - развитие чувства собственного достоинства и умения уважать
достоинство других
- развитие социальной восприимчивости, социального воображения,
доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии,
сочувствию, сопереживанию
- развитие способности к самопознанию, самоанализу
- обучение коммуникативным навыкам
Беседы:
Долг платежом красен.
Как выбрать друга?
Какой ты друг?
Твои домашние обязанности.
Что такое дисциплина и зачем она нужна?
Практикумы:
Взаимопроверка техники чтения.
День доброго общения.
Праздники:
День именинников.
Анкетирование:
Замечательные люди рядом.
Коллектив
Цель: создание благоприятной социально- психологической обстановки в классе
Задачи: - развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи
- повышение самооценки в результате позитивной обратной связи и
поддержки группы
- обучение конструктивным способам выхода из конфликтных
ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов
Беседы:
Спешите делать добро.
Один за всех, все за одного.
Классные часы:
Утренники:
Праздник бабушек и мам.
Вперед, мальчишки.
День пожилого человека.
Умники и умницы.
2.7. Работа с родителями.
Суть взаимодействия классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы с родителями:
- анкетирование;
- беседы;
- консультации;
- родительские собрания;
- посещение семьи;
- проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.
Родительский комитет:
В течение четверти проводятся тематические родительские собрания.
Темы тематических родительских собраний.
(2012-2013 учебный год)
№
Тема заседания
Дата проведения
1.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам при переходе на обучение по новым ФГОС.
Сентябрь
2.
“Не хочу учиться !”Внутренний протест или первые симптомы переутомляемости школьника»
«Эти трудные домашние задания»
Октябрь
3.
«Координации усилий школы и семьи в профилактике здорового образа жизни»
“Роль чтения в развитии младших школьников”
Декабрь
4.
«Кричите шепотом или пороть детей не модно»“Учим детей мыслить”
Март
5.
Подведение итогов работы за год. Подготовка и организация летнего отдыха детей .
Май
III Практическая часть.
3.1. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы.
Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:
сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности школьника;
развитость креативных способностей учащихся;
проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
сформированность классного коллектива.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса.
Направления диагностики:
Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося;
- общие сведения;
- темперамент;
- тип личности в общении;
- самооценка; (методики Дембо-Рубинштейн)
- диагностика познавательных процессов; (тест "Корректурная проба",методика Т.Е. Рыбакова, методика "Определение типа памяти", методика "Исключение лишнего")
- уровень воспитанности. (Тест Н.Е.Щурковой)
Изучение межличностных отношений:
- социометрия;
- социально-психологический климат в классе. (Методикаизученияудовлетворенности учащихсяшкольнойжизнью
А.А. Андреева, методика «Какой у нас коллектив» А. Н. Лутошкина)