Просмотр содержимого документа
«Воспитательная работа в группе продленного дня в начальной школе»
Статья на тему: «Воспитательная работа в группе продленного дня в начальной школе»
Подготовила:
Воспитатель ГПД
Здасюк Ирина Владимировна
Группа продленного дня - продолжение учебно-воспитательного процесса. Она является необходимым условием для обучения и воспитания учащихся и удовлетворения потребности родителей в современных условиях. Исходя из этого, выбор ими для своих детей занятий в группе продленного дня, как прогрессивной формы организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального развития и духовного роста совершенно очевиден.
Воспитательный процесс в школе становится педагогической мерой проявления нравственно-эстетического отношения детей к окружающему миру и искусству.
Критерии и показатели сформированности уровня воспитанности выражаются в проявлении учащихся интереса к вне учебной эстетической деятельности, эстетических чувств, взаимосвязи эстетических и нравственных знаний, творческой эстетически-мотивированной деятельности. Воспитательная работа стоится на основе её планирования.
Календарно-тематический план работы ГПД составляется на год и учебную четверть с выделением каждой учебной недели. Он должен быть согласован с годовым планом работы школы.
Примерные разделы календарно-тематического плана работы ГПД:
анализ работы ГПД за прошедший учебный год;
цели и задачи на новый учебный год;
основные направления деятельности;
индивидуальная работа с обучающимися;
работа с родителями младших школьников;
достижения воспитанников, изучение эффективности работы ГПД.
Требования к календарно-тематическому плану работы ГПД:
соответствие основной образовательной программе начального общего образования образовательного учреждения;
соответствие концепции и программе развития школы;
проработка информационно-аналитической части плана;
системность планирования;
гибкость планирования;
целесообразность, преемственность, контролируемость целей и задач;
учет индивидуальных особенностей членов педагогического коллектива.
При планировании следует учитывать принципы построения программы воспитательной работы:
Системность. Педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий.
Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».
Наглядность. Наглядные методы необходимо использовать при работе с детьми младшего школьного возраста. Это правило вытекает из психологических особенностей внимания младшего школьника.
Деятельностный принцип. Задачи развития психических функций достигаются через использование различных видов деятельности.
Здоровьесберегающий принцип. Обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.
Чтобы воспитание содействовало всестороннему развитию личности, оно должно осуществляться по разным направлениям. Это:
Гражданское воспитание. Целью гражданского воспитания является формирование организационных навыков, умений соотносить собственные интересы с желаниями других людей, воспитывать желание работать в коллективе на пользу своей стране. Необходимо проводить часы общения, санитарные дни в школе, знакомить учеников с новостями, проводить экскурсии в музей школы, в комнату боевой и трудовой славы. Организовывать экскурсии по родному городу (селу), в другие города, посещать театры, цирки, музеи, выставки. Проводить беседы на различные гражданско-патриотические темы. Принимать участие в линейках.
Семейное воспитание. Учащихся должны быть ознакомлены с родом и историей своей семьи. Также в рамках группы продленного дня необходимо принимать участие в народных праздниках, организовывать помощь людям пожилого возраста, инвалидам, проводить беседы на темы: «Моя семья», «Папа, мама и я – спортивная семья», «Я горжусь своей семьей», «Мои братья и сестры». Приглашать на праздники ветеранов войны, учителей - ветеранов. Поздравлять с днем рождения каждого ученика в коллективе. Выпускать листовки, плакаты. Привлекать родителей к школьным праздникам.
Военно-патриотическое воспитание. Воспитатель должен воспитывать у учеников уважение к людям старшего поколения, ветеранам войны. Для этого дети принимают участие в спортивных соревнованиях, в школе проводятся встречи с ветеранами войны, дни гражданской обороны.
Трудовое воспитание. Главная его цель - воспитывать уважение к человеческому труду, желанию работать. Необходимо принимать участие в трудовых десантах по уборке территории школы, класса. Проводить экскурсии на производство, проводить знакомства с людьми различных профессий, принимать участие в конкурсах, праздниках.
Художественно-эстетическое воспитание. Учащиеся должны быть знакомы с культурными традициями, фольклором своего народа, проявлять интерес к изучению языка и литературы, культуры. Развивать творческие способности. Необходимо принимать участие во всех праздниках школы, проводить беседы про обряды, традиции, символы, принимать участие в художественной самодеятельности, принимать участие в праздниках по народным обычаям.
Экологическое воспитание. Цель экологического воспитания - формировать экологическую культуру, воспитывать любовь и заботливое отношение к родному краю. Целесообразно проводить беседы о природе, экскурсии на природу, проводить экологические десанты, принимать участие в экологических праздниках.
Нравственное воспитание. Очень важно познакомить детей с важнейшими моральными качествами личности, формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления, способствовать формированию положительных качеств сначала в игре, затем в повседневной жизни детей. Для это воспитатель должен использовать различные методические приемы: чтение и анализ сказок, обсуждение личных качеств героев, проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни), проведение развивающих и словесных игр, рисование эпизодов из сказок, раскрашивание, проигрывание этюдов с неопределенным концом. Осуществляя нравственное воспитание младших школьников, педагог решает задачи разностороннего развития личности.
Приобщение к здоровому образу жизни. Воспитатель группы продленного дня должен способствовать формированию у учащихся желания вести здоровый образ жизни. Также обязательными аспектами являются: проведение медосмотра учеников врачами районной больницы, проведение бесед на темы сохранения здоровья, беседы по вопросам предупреждения детского травматизма, о здоровом образе жизни, вредных привычках. Важно принимать участие в различных спортивных соревнованиях, изучать и проводить подвижные игры.
Взаимодействие школы, родителей, детей. В современных условиях родители являются полноправными участниками образовательного процесса, поэтому развитие ребенка является результатом совместной деятельности учителя, воспитателя и родителей. В этой связи важно построить отношения с семьей. Кроме индивидуальной работы с родителями существуют и другие методы работы, они так же важны и необходимы в педагогической деятельности, так как в комплексе способствуют полноценному развитию. Родители должны приобщаться к проведению воспитательных мероприятий, участвовать в утренниках и семейных праздниках. [1, с.53].
Воспитание чувства доверия, взаимопонимание детей и родителей является важной частью образовательной системы школы.
Таким образом, можно выявить взаимосвязь между всеми направлениями воспитания, как единой системы и в то же время важность и целостность каждой. Воспитательные мероприятия, организуемые в группе продленного дня, создают большие возможности для развития способностей детей, для воспитания у них общественной активности, патриотизма, нравственности, организационных умений и навыков, любви к природе и здоровому образу жизни, воспитывают чувство коллективизма, способствуют созданию ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире.
Список использованной литературы:
Мицич П. Как проводить беседы: пособ. для учителя/П.Мицич. - М.: Экономика, 2006.
Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. ТЦ “Учитель”, 2002. – 163 с.
Анцибор М.М., Голованова Н.Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем. - М., 2002.
Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2004