Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей народов Российской Федерации@
Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей народов Российской Федерации@
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории своего родного края, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям не только своей малой Родины, но и культурным традициям всей страны в целом. Нельзя приказом заставить любить Родину. Любовь эту к людям, родному краю, Отчизне надо сформировать, воспитать. А воспитание патриотизма и гражданственности начинается с любви к малой Родине.
СЛАЙД № 1
Малая Родина…! У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.
Младший школьный возраст имеет свои возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе отношения к малой и большой Родине, воспитание основ гражданственности. Основой в воспитании младших школьников гражданских чувств является накопленные детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развития интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Младший школьный возраст – также важный период для становления личности, период развития представлений о поведении человека, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными особенностями своего края помогает повысить интерес к истории, культуре и традициям своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной поселок все более и более растущим, и расцветающим - все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.
Чтобы ребёнок научился понимать и любить Родину, он должен познать истоки истории родного края, почувствовать окружающую его природу, проникнуть его культурой и традициями народов, которые в нём проживают.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей малой Родины, и России в целом.
Дети видят, как год от года преображается наш поселок, появляются новые объекты культурного отдыха людей, тротуары, цветники. Как заботится руководство района о процветании района, как территории туризма. Все это делается для людей, для улучшения их жизни. Каждое занятие внеурочной деятельности « Разговор о важном » мы начинаем с новостей района и области. Учащиеся должны быть в курсе всех событий, должны гордиться своим регионом и своей малой Родиной – поселком Новые Бурасы, которые всегда будут новыми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей народов Российской Федерации@»
Муниципальная педагогическая конференция
« Педагогическое мастерство - 2024»
« Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально – культурных традиций »
Выполнила:
Бочкарева Ольга Александровна
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории своего родного края, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям не только своей малой Родины, но и культурным традициям всей страны в целом. Нельзя приказом заставить любить Родину. Любовь эту к людям, родному краю, Отчизне надо сформировать, воспитать. А воспитание патриотизма и гражданственности начинается с любви к малой Родине.
СЛАЙД № 1
Малая Родина…! У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.
Младший школьный возраст имеет свои возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе отношения к малой и большой Родине, воспитание основ гражданственности. Основой в воспитании младших школьников гражданских чувств является накопленные детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развития интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Младший школьный возраст – также важный период для становления личности, период развития представлений о поведении человека, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными особенностями своего края помогает повысить интерес к истории, культуре и традициям своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной поселок все более и более растущим, и расцветающим - все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.
Чтобы ребёнок научился понимать и любить Родину, он должен познать истоки истории родного края, почувствовать окружающую его природу, проникнуть его культурой и традициями народов, которые в нём проживают.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей малой Родины, и России в целом.
Дети видят, как год от года преображается наш поселок, появляются новые объекты культурного отдыха людей, тротуары, цветники. Как заботится руководство района о процветании района, как территории туризма. Все это делается для людей, для улучшения их жизни. Каждое занятие внеурочной деятельности « Разговор о важном » мы начинаем с новостей района и области. Учащиеся должны быть в курсе всех событий, должны гордиться своим регионом и своей малой Родиной – поселком Новые Бурасы, которые всегда будут новыми.
СЛАЙД № 2
С незапамятных времен хлеб – один из самых значительных, самых надежных видов пищи на земле. Для многих народов хлеб олицетворяет собой ЖИЗНЬ. О хлебе слагают песни, пословицы, легенды. О нем говорили, как о живом существе, нарекая его самыми высокими именами: хлеб – кормилец, хлеб – батюшка. Хлеб берегли во все времена. Неуважение к хлебу считалось оскорблением. С малолетства учили детей ценить и беречь кусок хлеба как самое дорогое богатство.
И в наши дни с хлебом встречают самых дорогих и желанных гостей. Хлеб, как воздух – ощущаешь лишь тогда, когда его не хватает. Хлеб – прошлое, настоящее и будущее народа и страны. Хлеб – и авторитет, и могущество страны, и показатель народного благосостояния.
Дети должны знать не только вкус хлеба, но и его моральную нравственную цену, чтобы с каждым годом полученные знания о труде хлебороба множились, переплавлялись в сердцах и умах ребят в уважении к результату их труда – хлебу. Дети должны понять, что хлеб – всему голова. Издавна живут эти слова во всех народах, поражая простым, вытканным из человеческого опыта, образом. Воспитание у детей любви и уважения к труду хлебороба, бережливого отношения к результатам его труда – хлебу – это одна из сторон нравственного воспитания детей. Воспитание у детей любви и уважения к труду хлебороба, бережливого отношения к результатам его труда – хлебу – это одна из сторон нравственного воспитания детей.
В нашей школе ежегодно осенью, в сентябре месяце проходит праздник Осени, праздник Урожая. Организована выставка даров осени, рисунков и поделок. Дети поют песни, читают стихи, показывают сценки. И непременно, красной линией на этом празднике проходит тема хлеба – главного продукта на столе в любое время года.
Так же ежегодно дети нашей школы в феврале приглашаются в районную детскую библиотеку на мероприятие, посвященное блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Здесь ведется разговор о всех ужасах, которые пришлось пережить людям, в том числе – голоде. Фотография блокадного пайка хлеба вызывает у детей чувство уважения даже к крошке хлеба, желание беречь его, как самую святыню.
СЛАЙД № 3
9 мая – особая и священная дата в истории России. Каждый, кто помнит и чтит память о ветеранах, дедах и прадедах, погибших в годы Великой Отечественной войны, участвует в многочисленных мероприятиях. Накануне великого праздника – дня Победы, во всех городах уже не первый год проходят замечательные акции.
Одна из них - « Сад Победы» и « Цветы Победы» - посадка деревьев, кустарников и цветов в честь защитников Родины, погибших в годы Великой Отечественной войны. И это очень благородная акция, ведь в память о героях люди украшают и озеленяют территорию деревьями и цветами, чтобы потомки смогли не только помнить о героях битв, но и наслаждаться зеленью природы под мирным небом над головою.
Замечательно то, что стало традицией привлекать к акциям детей. Ведь именно будущее поколение должно бережно хранить память и чтить вклад героев, отдавших свою жизнь за мир и покой.
Акция «Окно Победы» тоже интересна и значима. Целую неделю окна домов украшены соответствующей символикой. Дети совместно с родителями вырезают, украшают, фотографируются на фоне окон. Также создают видеоролики, читают стихи о войне и о победе.
Подобные акции производят неизгладимые впечатления на подрастающее поколение, учат детей относиться с благодарностью к ветеранам, которых осталось очень и очень мало.
СЛАЙД № 4
Также стало традицией в феврале участвовать в акции « Письмо солдату». Учащиеся нашего класса находят адреса солдат, проходящих срочную службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации. Пишут им небольшие поздравления с праздником, пожелания скорейшего возвращения домой.
Отклики военнослужащих показывают востребованность такой формы поддержки, ведь солдаты ждут этих писем. И совсем неважно, что в нем будет – просто доброе слово, стихи или рисунки. Главное – само письмо, ведь от него веет добром и родным домом.
СЛАЙД № 5
Но история сложилась так, что на нашу землю вновь явилась война. И вновь солдаты встали на защиту своего Отечества. И снова стали появляться военные письма и посылки, отправляемые на фронт. Это письма надежды и веры в победу. И пусть они написаны ребенком с возможными ошибками, но как они согревают солдатскую душу, поддерживают боевой дух и настрой. Ребята с таким воодушевлением рисуют рисунки, пишут письма, зная, что они тоже причастны к общему делу – приближению Победы.
СЛАЙД № 5
Саратовское региональное отделение "Союза женщин России" с 1 октября 2022 года объявило гуманитарную акцию "Солдату - тепло маминых рук".
"Наступает зима. Пусть наш воин почувствует теплоту и заботу наших мам, бабушек и детей. Вязаные носки, варежки, перчатки, свитера, жакеты, пледы и другие теплые вещи подарят нашим защитникам тепло и заботу", – отметила председатель оргкомитета акции, член правления областного отделения "Союза женщин России" Тамара Петелина.
Целью данной акции является духовная и моральная поддержка участников специальной военной операции, проводимой Россией на территории Украины. Суть акции в том, что во многих семьях бабушки и мамы вяжут собственным детям и внукам различные вещи для теплоты и уюта.А ведь у многих на войне их мужья, сыновья, внуки. И неважно, какой ты национальности и веры, ведь каждой матери хочется, чтобы ее сыну всегда было тепло. И пусть не ее сыну, так другому. И собираются посылки с гуманитарной помощью из разных мест, несут люди частичку своей души и доброты.
СЛАЙД № 6
Более восьми месяцев длится спецоперация на Украине. Все устали от бессмысленных действий противника, от взрывов и снарядов. Страдают люди, гибнут дети. Среди мобилизованных солдат люди разных национальностей Российской Федерации, от севера до юга и от запада до востока. Но все они поехали защищать нашу Родину, ее границы и города. Чтобы быстрее покончить с этой ужасной войной, чтобы не рвались снаряды на детских игровых площадках, не бомбили больницы и школы, не страдали мирные жители. В такие тяжелые испытания, как никогда, нужно единство и сплочение всех мирных людей нашей страны, их слаженность действий и бесконечная вера в добро и справедливость, которая обязательно восторжествует.
СЛАЙД № 7
Еще одной традицией в нашей школе является ежегодное участие в международном конкурсе « Школьный патент – шаг в будущее». Многообразие номинаций и тем дает огромный выбор участникам для творчества. Второй год предлагается номинация « Национальные блюда и угощения». Организаторы конкурса предложили ее не случайно. Все чаще мы видим в классах переселенцев из других бывших Союзных республик. Вынужденные ситуацией люди поселяются среди нас, являются нашими соседями. Тоска по своей исторической Родине часто дает о себе знать. И вспоминают, и сохраняют они свои обычаи и традиции свято. Собираются вместе, готовят национальные угощения, поют песни на родном языке, вспоминают жизнь на родине.
Я предложила детям моего класса тоже принять участие в этом конкурсе. Дети и их родители с удовольствием согласились. Они готовили кушанья, поэтапно фотографируя процесс. В классе дети долго делились впечатлениями, фотографиями. Все вместе мы их рассматривали и обсуждали, ждали решение компетентного жюри. Работы детей получились яркими, « аппетитными» и заняли достойные призовые места.
СЛАЙД № 8
Еще нельзя не сказать о ежегодном смотре художественной самодеятельности. В прошлом 2021 -2022 учебном году он проходил в виде фестиваля народного творчества. Каждой школе по жеребьевке нужно было представить одну национальность с ее традициями и обычаями. Нам досталась республика Армения. И это был настоящий праздник – яркий, запоминающийся надолго. На фоне слайдов с природой республики дети пели и читали стихи на армянском языке. В национальных костюмах происходил на сцене маленький спектакль. Дети от 6 до 17 лет старались показать всю самобытность, культуру и творчество своего народа. Параллельно с ними выступали и русские дети. Номер за номером сменялись декорации, музыка, костюмы. Крепко взявшись за руки, русские и армянские девушки станцевали « Катюшу». Этот номер получился особенно ярким и трогательным. У многих зрителей в зале стояли слезы.
А какой шикарный стол национальных блюд стоял на протяжении всего фестиваля в фойе ДК! Все солнце и запахи Армении вложили в оформление национальных блюд. Также была организована выставка предметов быта, книг, посуды, текстиля, портретов великих людей Армении. Очень классным было это мероприятие, потому что подготовка к нему была очень серьезной и продолжительной.
Затем все дети и взрослые, которые были заняты в подготовке и проведении этого мероприятия, устроили продолжение праздника, но уже в родной школе. Всем представилась возможность попробовать армянскую еду и попить чаю с русскими пирогами и плюшками. Все вместе, вперемешку, ели, смеялись, шутили, играли, танцевали. И было очень здорово, а главное – дружно.
СЛАЙД № 9
- 2022 год посвящен культурному наследию народов России. Важно помнить об этом, ведь Россия – это огромная, многонациональная страна, каждый из народов которой богат своим искусством, традициями и обычаями. Их, безусловно, необходимо сохранять и приумножать из поколения в поколение.
И работу эту надо вести систематически, начиная с самого раннего детства. Ежедневно, в жизни, в семье и в школе нужно доводить до ума детей о необходимости жить в мире и согласии, в тепле, заботе и ласке, во взаимопомощи и дружбе. Только тогда у нас вырастет гармонично развитое и социально ответственное поколение, которое и будет править миром на Земле.