Статья "Точка Роста" как современный бренд развития сельской школы
Статья "Точка Роста" как современный бренд развития сельской школы
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Реализации этих значимых задач и способствуют образовательные центры «Точка роста».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Точка Роста" как современный бренд развития сельской школы»
"Точка Роста" как современный бренд развития сельской школы
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Реализации этих значимых задач и способствуют образовательные центры «Точка роста».
Квадрокоптеры, 3D-моделирование, компьютерная доска, трехмерная печать, виртуальная реальность, медицина, шахматы и робототехника!!! Это не кадры нового фантастического фильма... Это новый вектор развития сельских школ. С появлением центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" сельские школы стали драйвером технологического образования и современным брендом их развития.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 13" с. Мариинск, городского округа Ревда является одной из 11 школ округа, в которой создан центра цифрового и гуманитарного образования «Точка роста».
Наша школа малочисленная. Учатся у нас самые обычные дети. Достаточно высок процент ребят из малообеспеченных и многодетных семей, ..% детей с ОВЗ.
Сложность нашей работы в том, что в отличие от города, где в кванториумы и центры детского творчества приходят мотивированные дети, у нас и на основных, и на дополнительных программах обучаются одни и те же дети, и мотивированных из них 10-15% , а наша задача вовлечь в творчество всех обучающихся.
Как же сделать так, чтоб ученик на уроке, а затем и во внеурочной деятельности захотел проводить время в школе?
Другой сложностью нашей деятельности являются кадры, которые не готовы по разным причинам работать по новым программам, использовать проектные формы работы….
Возникает вопрос: центр "Точка роста" в сельской школе – это проблема или новые возможности?
«Точка роста» – это общественное пространство для развития цифровой грамотности, шахматного образования, проектной деятельности, творческой и социальной самореализации детей и педагогов. Изучая современные технологии, наши учащиеся развивают свои таланты, воплощают свои самые смелые фантазии и замыслы.
В первой половине дня в центре проходят уроки по технологии, информатике и ОБЖ. А после занятий класс превращается в настоящий коворкинг-центр с игрой в шахматы и медиазоной, где главным фактором деятельности детей выступает мотивация.
В Центре реализуются 10 программ дополнительного образования: «Виртуальная реальность», «Робототехника», «3-d моделирование», «Школа беспилотников», «Шахматы», « Островок безопасности», «БиоЦифра», «Юный исследователь», которые охватывают 100% обучающихся нашей школы. Параллельно педагогом- организатором ведется работа по реализации социально-культурных мероприятий для обучающихся и жителей нашего села.
В условиях реальности XXI века успешное развитие общества в целом и образования в частности невозможно представить без высококлассных профессионалов своего дела. Современным обществом востребован педагог, владеющий профессиональными и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками, компетенциями. К такому учителю тянутся ребята, школа становится интересной, обучение – насыщенным, знания – качественными.
В условиях сельской школы каждый педагог полифункционален. Это и учитель- предметник, ведущий несколько учебных предметов, и классный руководитель. и педагог дополнительного образования. Это одна из проблем сельской и не только сельской школы: не каждый учитель может выдержать этот колоссальный объем работы. И вправе ли мы так относиться к учителю?
В условиях дня сегодняшнего пора решить проблему освобождённых классных руководителей (классных воспитателей), которые бы имели соответствующую подготовку для организации, в том числе, и дополнительного образования. Тогда каждый будет заниматься своим делом. Учитель – постоянно совершенствоваться и качественно развивать, обучать и воспитывать детей на основе содержания своей предметной области, организовывать разнообразную внеурочную деятельность по предмету, что способствует закреплению знаний и компетенций, полученных на уроке; классный воспитатель – вести системную воспитательную работу, формировать детские коллективы, активно работать в дополнительном образовании.
Русская поговорка гласит "Один в поле не воин!", в условиях нашего современного центра имеются все условия для развития сотрудничества и творчества детей и взрослых, осуществляется взаимосвязь основного и дополнительного образования, которая создает условия для непрерывности развития личности учащихся на всех ступенях образовательного процесса.
Роль учителя, работающего в центре меняется: учитель создает условия для самостоятельного открытия обучающимися новых знаний.
Проектный урок превращается в этап жизненного цикла с обязательным поиском информации, исследованием и представлением конечного продукта.
Прошло немногим больше года с открытия «Точки роста». У педагогического коллектива впереди много работы и много открытий. Но о первых результатах можно судить уже сейчас – ребята демонстрируют свои успехи.
Например, в 2020 году с проектом Арт-шахматы «Игра времени» учащиеся 8 класса стали участниками Всероссийского конкурса проектов Кружкового движения Rukami;
В областной онлайн-олимпиаде технических дисциплин «Юный техник»-2020- 7 обучающихся стали обладателями дипломов победителей;
В городской выставке-конкурсе технического творчества «Мир техники глазами детей» 5 обучающихся 5-8 классов получили дипломы победителей.
В этом учебном году педагоги активно делились опытом с коллегами школ города. Были проведены открытые уроки и семинары, мы приняли участие в конкурсах педагогического мастерства. По итогам последнего семинара для заместителей директоров по воспитательной работе "Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития младших школьников" поступила заявка от педагогического сообщества в обучении педагогов игре в шахматы. В следующем учебном году мы запланировали реализацию проекта для педагогов школ города "Шахматная педагогическая мастерская".
Запоминающимися стали общешкольные мероприятия. В День науки каждый ребенок погрузился в мир открытий с опытами и экспериментами, исследованиями и серьезным разговором на круглом столе по профориентации.
Весь апрель в школе шел под эгидой Дня космонавтики: всероссийские олимпиады, работа по проектированию моделей космического корабля, конкурсы рисунков "Космическая одиссея" и в завершение всероссийская практическая работа "Космолаб-2021", которая объединила детей на уроке физики из разных школ на базе нашего центра в рамках сетевого взаимодействия.
В работе объединений дополнительного образования задействовано большое количество детей группы риска, которые могли бы пополнить «армию» безнадзорных и праздно шатающихся, «утонувших» в виртуальном мире. Вместо этого дети увлечены конструированием, созданием различных проектов, командной работой, общением друг с другом. И педагоги, и родители всячески поддерживают эти устремления ребят, надеемся на то, что их заинтересованность внеурочной деятельностью не пройдёт, а может стать базой для будущей профессии, хобби, увлечения на долгие годы.
Огромную методическую помощь в работе центра оказывает структурное подразделение Дворца молодёжи – Центр инновационного и гуманитарного образования.
Для педагогов по предметам «Информатика», ОБЖ и предметной области «Технология» в течении года проводятся образовательные программы, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнёрства. Актуальные задачи центра – создание педагогического сообщества «Точка роста», координация программ, методическая и техническая поддержка, организация цифрового взаимодействия. Всё это позволяет создать новую среду для развития экосистемы образования на уровне сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями области, а главное, вооружает наших педагогов знаниями и умениями в работе с новейшим инструментарием нашего Центра.
Возвращаюсь к вопросу: центр "Точка Роста" в сельской школе – это проблема или новые возможности? Безусловно, создание Центра «Точка роста» в нашем селе – большой шаг вперёд, шаг в будущее, это бренд современного образования. Можно с уверенностью сказать, что за время работы инновационной площадки жизнь наших школьников существенно изменилась. У них появилась возможность постигать азы наук и осваивать новые технологии, используя современное оборудование. Центр стал для детей любимым местом в школе. Для каждого ребенка есть ориентир – найти "свою точку роста" и развиваться в том направлении, которое ему интересно, воплощать свои самые смелые мечты.