Просмотр содержимого документа
«Вопросы преемственности»
Преемственность между начальным и средним образованием
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Я помню с этим вопросом я уже выступала лет 10 назад ещё, а эти вопросы актуальны они и сегодня. Как помочь ребёнку при переходе на следующую ступень, особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов?
При переходе из начальной в основную школу учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими причинами:
а) увеличением учебной нагрузки, так как в 5 классе добавляются предметы: география, история, биология.
б) увеличение объема домашних заданий. Учитель начальной школы регулирует объем домашних заданий, так как один ведёт основные предметы. А учителя-предметники лишены этой возможности. Каждый считает, что его предмет самый важный и задает максимум заданий.
Г) кабинетная система
Утомляемость детей, перегрузки, эмоциональное и психологическое напряжение приводит к снижению учебной результативности.
Конечно, это сложности больше организационного характера и от этого никуда не деться.
Я сейчас больше коснусь учебной стороны в вопросе преемственности и как решается это в нашей школе.
В нашей школе проходит совместные заседания с учителями – предметниками. Организовываем беседы за круглым столом: по образцу оформления разных видов разбора, о требованиях оформления письменных заданий, об эффективных приемах и методах обучения. Начальная школа перешла на обучение по развивающей системе обучения Эльконина- Давыдова, где есть расхождения в приемах, в терминологии. Абсолютно по-другому комментируем и находим главные члены предложения, морфологические признаки вообще не упоминаются в учебниках, а грамматические значения.
Взаимопосещение уроков по ряду объективных причин не на высоком уровне. А оно необходимо, так как учителя начальных классов узнают характер учебных требований, предъявляемых предметниками, знакомятся с методами и приёмами их работы и наоборот. То, что касается открытых уроков, то мы все посещаем его.
Я, по просьбе завуча, в 4 классе давала открытый урок для учителей, которые их будут учить дальше. Они захотели посмотреть, как мы формируем критериальное оценивание, навыки контроля, самоконтроля.
Для того, чтобы узнавать лучше своих будущих учеников, их творческие возможности, у нас проходят предметные недели старшеклассников с участием учащихся начальных классов. Например, учитель русского языка и литературы проводила предметную неделю по литературе по творчеству В.П.Астафьева, а мои ученики участвовали в конкурсе рисунков к рассказам В.П.Астафьева. А учитель математики организовал со старшими учениками конкурс на лучшую зрительную память среди уч-ся начальной школы.
В понедельник, во время проведения традиционной линейки, подводится отчет работы школы за неделю. Учащихся, одержавших победу в каких-либо конкурсах, награждают. Поэтому, учителя-предметники в ходе таких мероприятий лучше узнают возможности своих будущих учеников.
В конце года на последнем классном родительском собрании мы показываем свои достижения (портфолио), Затем передаем их будущему классному руководителю. Это даёт возможность присмотреться к своим будущим ученикам, оценить особенности детей данного класса.
В конце года мы все пишем анализ воспитательной работы, где отражена и характеристика классного коллектива. Так как детей у нас немного, в этой характеристике мы прописываем про каждого ребенка личностные особенности, интеллектуальные возможности, интересы ребенка, его статус в коллективе. Такая характеристика передается классному руководителю 5 класса.
Полноценное решение вопроса преемственности представляется возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного процесса. А для этого должна быть разработана программа, котораяпозволит обеспечить единство образования и воспитания в начальной и в основной школе.