kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Преемственность между ступенями дошкольного и начального общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Преемственность между ступенями дошкольного и начального общего образования

Аннотация:

Рассмотрены вопросы преемственности программ, методик и подходов при переходе ребенка из дошкольного заведения в школу, составляющих основу обеспечения связи между структурными звеньями системы образования. Подчеркнуто, что преемственность является важнейшей составляющей процесса образования и необходимым условием непрерывности и целостности, единства и последовательности обучения.

Ключевые слова:

преемственность, образовательный, процесс, непрерывное, образование, интегрированные, программы, естественные науки, математика, воспитание.

         Общеобразовательная  организация  и дошкольное  образовательное  учреждение  - два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

          Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; совершенствование содержания и повышение значимости образования. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, должна существовать преемственность.

        Проблема преемственности очень актуальна для современного образования. Она обсуждается на самом разном уровне – учеными, работниками образования, родителями. Почему же, при совершенствовании системы обучения детей младшего возраста, не уменьшаются претензии со стороны школы в адрес дошкольных учреждений, а со стороны работников дошкольных  учреждений  к учителям начальной школы?

          Это связано с рядом причин, одна из которых – многовариативность  образовательного пространства дошкольного и начального общего образования. Отсутствие преемственных программ, педагогических технологий и единых требований к обучению и развитию детей приводит к возникновению вышеназванных проблем.

         Преемственность между дошкольным и начальным этапом школьного обучения заключается:

         - в определении общих и специфических целях дошкольного и начального образования;

         - в построении единой, содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования;

         - в координации и согласованности каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).

           .

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Преемственность между ступенями дошкольного и начального общего образования»

Подлесная Елена Александровна, высшая категория,

учитель начальных классов Амвросиевской общеобразовательной школы

І-ІІІ ступеней №2 Амвросиевского района ДНР

Преемственность между ступенями дошкольного и начального общего образования

Аннотация:

Рассмотрены вопросы преемственности программ, методик и подходов при переходе ребенка из дошкольного заведения в школу, составляющих основу обеспечения связи между структурными звеньями системы образования. Подчеркнуто, что преемственность является важнейшей составляющей процесса образования и необходимым условием непрерывности и целостности, единства и последовательности обучения.

Ключевые слова:

преемственность, образовательный, процесс, непрерывное, образование, интегрированные, программы, естественные науки, математика, воспитание.

Общеобразовательная организация и дошкольное образовательное учреждение - два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; совершенствование содержания и повышение значимости образования. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, должна существовать преемственность.

Проблема преемственности очень актуальна для современного образования. Она обсуждается на самом разном уровне – учеными, работниками образования, родителями. Почему же, при совершенствовании системы обучения детей младшего возраста, не уменьшаются претензии со стороны школы в адрес дошкольных учреждений, а со стороны работников дошкольных учреждений к учителям начальной школы?

Это связано с рядом причин, одна из которых – многовариативность образовательного пространства дошкольного и начального общего образования. Отсутствие преемственных программ, педагогических технологий и единых требований к обучению и развитию детей приводит к возникновению вышеназванных проблем.

Преемственность между дошкольным и начальным этапом школьного обучения заключается:

- в определении общих и специфических целях дошкольного и начального образования;

- в построении единой, содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования;

- в координации и согласованности каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).

Соблюдение принципов преемственности и непрерывности является необходимым условием взаимосвязи и согласованности различных ступеней обучения в системе дошкольное заведение – начальная школа – старшая школа. Создание такой системы открывает широкие возможности для сочетания глубоких общеобразовательных знаний и реализации индивидуальных творческих запросов, углубленного изучения определенных учебных дисциплин естественно-математического цикла, позволяющих выпускникам нашей школы успешно поступать и продолжать свое обучение в высших учебных заведениях.

Практическая реализация принципа преемственности рассматривается в трех аспектах:

- преемственность в содержании программ воспитания и обучения;

- преемственность в стиле взаимодействия детей и взрослых;

- преемственность в предметно-развивающей среде.

На основе принципа непрерывности осуществляется отбор содержания программ и технологий обучения детей дошкольного образовательного учреждения и начальной школы. В основе выбранной системы обучения, лежит личностно-ориентированный подход. Непрерывность и преемственность в изучении определенных учебных дисциплин обеспечивает учебно-методический комплект пособий для дошкольной подготовки и авторские программы, разработанные учителями начальных классов.

Ребёнок в детском саду должен научиться воспринимать различные понятия, усваивать определенные знания, умения и навыки соответствующие определенным возрастным особенностям. Опираясь на знания полученные в дошкольном возрасте, в школе ребёнок усваивает дальнейшую последовательность знаний , умений и навыков.

Ребёнок, посещавший ДОУ, обычно приходит в школу, обладая умением оценивать свойства и качества предметов по их форме, величине, весу, зная сенсорные эталоны. Это способствует формированию начал математического мышления .

В дошкольном образовательном учреждении ведётся исследовательско-лингвистическая работа: дети усваивают простейшие термины, у них формируются умения делать выводы, умозаключения, обосновывать ход решения задачи путём рассуждения. Это является основой для дальнейшей работы в школе. Причём важнейшие термины и в ДОУ, и в школе должны не запоминаться, а осознаваться детьми.

Таким образом, школа координирует содержание деятельности базовой начальной школы и базовых дошкольных образовательных учреждений.

Содержание работы в 1-м классе школы не должно являться идентичным подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения , а способствовать дальнейшему усложнению и усвоению знаний на основе полученных.

Только когда работа в ДОУ будет направлена на такое развитие детей, которое отвечает требованиям, предъявляемым на последующих ступенях, а учителя начальных классов станут опираться на материал, ранее усвоенный детьми на занятиях, будет достигнута преемственность в работе детского сада и школы.

Одним из вариантов, вариант эффективного достижения преемственности - создание комплекса «Дошкольное образовательное учреждение - общеобразовательная организация».

Здесь создаётся механизм интеграции дошкольного и начального образования на основе преемственности в содержании, методах и средствах обучения детей.

В обычных же условиях педагогам ДОУ необходимо налаживать тесный контакт с близлежащей школой, изучать специфику предъявляемых там требований к образованию учащихся, определять уровни познавательного развития детей и учитывать их в работе подготовительной группы. В свою очередь, школьные учителя должны быть ознакомлены с программой ДОУ, знать и учитывать уровень поступающих к ним детей.

Традиционными в нашей работе стали городские, районные семинары воспитателей ДОУ и учителей начальных классов, на которых обсуждаются вопросы, касающиеся адаптационного периода дошкольников, формирование базиса личностной культуры ребенка, обеспечение его общей готовности к обучению. Нами достигнута согласованность в выборе форм методов и приемов, которые помогают развивать дошкольников и учащихся начальной школы. Данная работа строится на диагностической основе под руководством школьного психолога и логопеда, которые осуществляют диагностику коммуникативных способностей выпускников дошкольных заведений, сформированной познавательной мотивации, наличия и уровня развития творческого воображения детей. На этой основе учителя составляют карты развития обще учебных умений ребенка, что помогает обогатить предметно-развивающую среду:

- вводя в педагогический процесс разные виды детского творчества (техническое и художественное моделирование, экспериментирование, информатизацию ...);

- обогащая содержание уроков эстетического цикла, приобщая детей к национальной культуре;

- широко использую игровые приемы, особенно в первый год обучения в школе.

Переход школы на четырехлетнее обучение создал реальные возможности для решения проблемы преемственности с учетом перспективных целей и содержания образования детей трех-десяти лет, появились условия для плавного перехода из дошкольного детства к систематическому обучению в школе.

Исходя из положений новых требований и стандартов, в дошкольном и начальном образовании появились дополнительные основания для обеспечения преемственности. Однако анализ педагогического опыта позволяет говорить о том, что ключевые моменты преемственности остаются декларативными и требуют перехода из концептуальных положений в практическую плоскость. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением различных моделей обучения стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности на различных ступенях образования. И если на уровне целей и задач  согласованность представлена (а на деле чаще всего просто заявлена), то на уровне методов , средств и форм она практически отсутствует.

Поэтому, признавая, что в основе успешности ребенка, особенно в условиях непрерывного образования предусмотренного новыми образовательными стандартами, рассматривается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений, в системе современного образования преемственность целей и задач должна получать логическое продолжение в согласовании педагогических подходов и технологий, которые будут способствовать формированию заявленных компетенций воспитанников и учащихся начальной школы.

Исследования, а также многолетний опыт применения разработок в сфере образования показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому при организации педагогического процесса важен особый акцент на усвоении ребенком в процессе образования культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития. Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком этих средств носит самостоятельный, творческий характер, однако должен быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают такие подходы и технологии как  деятельностный подход, метод проектов, технология портфолио, ИКТ и т.п.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе.

В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

  • умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

  • индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

  • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

  • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно - образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей

Формы связи между педагогическими коллективами ДОУ и школ разнообразны:

  • совместное обсуждение и изучение программ детского сада и 1 класса, глубокое осмысление их преемственности;

  • ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду (в начале, середине и конце года, наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических совещаний, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах;

  • наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу I класса, какие встречают трудности; посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов;

  • проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и ознакомление с передовым опытом работы дошкольных учреждений и школ по совместной подготовке детей к обучению в школе.

В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы ДОУ, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия. Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течение учебного года. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок, встречи и беседы с бывшими воспитанниками ДОУ. Установление связи и творческого сотрудничества между ДОК и школой — необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.

Я надеюсь, что совместные действия воспитателей и учителей помогут предупредить и преодолеть проблемы адаптации у учащихся при переходе на новую ступень обучения и сохранить их здоровье и эмоциональное благополучие.

Осуществление преемственности между дошкольной группой и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии ДОУ и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения задачи преемственности.

Таким образом, можно сделать один главный вывод из выше сказанного, что преемственность дошкольного и начального образования - это одно из важных условий непрерывного образования, выполнения задач поставленных новыми стандартами.


Список литературы.

1. Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного начального образования. // Начальная школа. 2002. № 1. С. 14-36.
2. Головина Е.А. У нас хорошо (К вопросу о преемственности между детским садом и школой). // Начальная школа плюс. До и После. 2002. № 7. С. 35-49.
3.Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. М., 1992. 246 с.
4. Непомнящая Н.Н. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики). М., 1983. 294 с.
5. Носова Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. СПб., 1990. 310 с.
6. Романцева Л.Н. Еще раз о преемственности. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2003. №2. С.12-33.



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Преемственность между ступенями дошкольного и начального общего образования

Автор: Подлесная Елена Александровна

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254294

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Преемственность между ступенями дошкольного и начального общего образования"
    ["seo_title"] => string(93) "prieiemstviennost-miezhdu-stupieniami-doshkol-nogho-i-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "254295"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447743349"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Формирование  предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного"
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-priedposylok-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "314923"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459789136"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Формирование  предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Опыт работы."
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniie-priedposylok-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "314924"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459789321"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе. "
    ["seo_title"] => string(108) "prieiemstviennost-v-doshkol-nom-i-shkol-nom-obrazovanii-kak-zalogh-uspieshnoi-adaptatsii-riebienka-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "244469"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445946987"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "obiespiechieniie-prieiemstviennosti-doshkol-nogho-i-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "212889"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431948732"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства