Преемственность между ступенями дошкольного и начального общего образования
Преемственность между ступенями дошкольного и начального общего образования
Преемственность между ступенями дошкольного и начального общего образования
Аннотация:
Рассмотрены вопросы преемственности программ, методик и подходов при переходе ребенка из дошкольного заведения в школу, составляющих основу обеспечения связи между структурными звеньями системы образования. Подчеркнуто, что преемственность является важнейшей составляющей процесса образования и необходимым условием непрерывности и целостности, единства и последовательности обучения.
Общеобразовательная организация и дошкольное образовательное учреждение - два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; совершенствование содержания и повышение значимости образования. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, должна существовать преемственность.
Проблема преемственности очень актуальна для современного образования. Она обсуждается на самом разном уровне – учеными, работниками образования, родителями. Почему же, при совершенствовании системы обучения детей младшего возраста, не уменьшаются претензии со стороны школы в адрес дошкольных учреждений, а со стороны работников дошкольных учреждений к учителям начальной школы?
Это связано с рядом причин, одна из которых – многовариативность образовательного пространства дошкольного и начального общего образования. Отсутствие преемственных программ, педагогических технологий и единых требований к обучению и развитию детей приводит к возникновению вышеназванных проблем.
Преемственность между дошкольным и начальным этапом школьного обучения заключается:
- в определении общих и специфических целях дошкольного и начального образования;
- в построении единой, содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования;
- в координации и согласованности каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).
.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преемственность между ступенями дошкольного и начального общего образования»
Подлесная Елена Александровна, высшая категория,
учитель начальных классов Амвросиевской общеобразовательной школы
І-ІІІ ступеней №2 Амвросиевского района ДНР
Преемственность между ступенями дошкольного и начального общего образования
Аннотация:
Рассмотрены вопросы преемственности программ, методик и подходов при переходе ребенка из дошкольного заведения в школу, составляющих основу обеспечения связи между структурными звеньями системы образования. Подчеркнуто, что преемственность является важнейшей составляющей процесса образования и необходимым условием непрерывности и целостности, единства и последовательности обучения.
Общеобразовательная организация и дошкольное образовательное учреждение - два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; совершенствование содержания и повышение значимости образования. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, должна существовать преемственность.
Проблема преемственности очень актуальна для современного образования. Она обсуждается на самом разном уровне – учеными, работниками образования, родителями. Почему же, при совершенствовании системы обучения детей младшего возраста, не уменьшаются претензии со стороны школы в адрес дошкольных учреждений, а со стороны работников дошкольных учреждений к учителям начальной школы?
Это связано с рядом причин, одна из которых – многовариативность образовательного пространства дошкольного и начального общего образования. Отсутствие преемственных программ, педагогических технологий и единых требований к обучению и развитию детей приводит к возникновению вышеназванных проблем.
Преемственность между дошкольным и начальным этапом школьного обучения заключается:
- в определении общих и специфических целях дошкольного и начального образования;
- в построении единой, содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования;
- в координации и согласованности каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).
Соблюдение принципов преемственности и непрерывности является необходимым условием взаимосвязи и согласованности различных ступеней обучения в системе дошкольное заведение – начальная школа – старшая школа. Создание такой системы открывает широкие возможности для сочетания глубоких общеобразовательных знаний и реализации индивидуальных творческих запросов, углубленного изучения определенных учебных дисциплин естественно-математического цикла, позволяющих выпускникам нашей школы успешно поступать и продолжать свое обучение в высших учебных заведениях.
Практическая реализация принципа преемственности рассматривается в трех аспектах:
- преемственность в содержании программ воспитания и обучения;
- преемственность в стиле взаимодействия детей и взрослых;
- преемственность в предметно-развивающей среде.
На основе принципа непрерывности осуществляется отбор содержания программ и технологий обучения детей дошкольного образовательного учреждения и начальной школы. В основе выбранной системы обучения, лежит личностно-ориентированный подход. Непрерывность и преемственность в изучении определенных учебных дисциплин обеспечивает учебно-методический комплект пособий для дошкольной подготовки и авторские программы, разработанные учителями начальных классов.
Ребёнок в детском саду должен научиться воспринимать различные понятия, усваивать определенные знания, умения и навыки соответствующие определенным возрастным особенностям. Опираясь на знания полученные в дошкольном возрасте, в школе ребёнок усваивает дальнейшую последовательность знаний , умений и навыков.
Ребёнок, посещавший ДОУ, обычно приходит в школу, обладая умением оценивать свойства и качества предметов по их форме, величине, весу, зная сенсорные эталоны. Это способствует формированию начал математического мышления .
В дошкольном образовательном учреждении ведётся исследовательско-лингвистическая работа: дети усваивают простейшие термины, у них формируются умения делать выводы, умозаключения, обосновывать ход решения задачи путём рассуждения. Это является основой для дальнейшей работы в школе. Причём важнейшие термины и в ДОУ, и в школе должны не запоминаться, а осознаваться детьми.
Таким образом, школа координирует содержание деятельности базовой начальной школы и базовых дошкольных образовательных учреждений.
Содержание работы в 1-м классе школы не должно являться идентичным подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения , а способствовать дальнейшему усложнению и усвоению знаний на основе полученных.
Только когда работа в ДОУ будет направлена на такое развитие детей, которое отвечает требованиям, предъявляемым на последующих ступенях, а учителя начальных классов станут опираться на материал, ранее усвоенный детьми на занятиях, будет достигнута преемственность в работе детского сада и школы.
Одним из вариантов, вариант эффективного достижения преемственности - создание комплекса «Дошкольное образовательное учреждение - общеобразовательная организация».
Здесь создаётся механизм интеграции дошкольного и начального образования на основе преемственности в содержании, методах и средствах обучения детей.
В обычных же условиях педагогам ДОУ необходимо налаживать тесный контакт с близлежащей школой, изучать специфику предъявляемых там требований к образованию учащихся, определять уровни познавательного развития детей и учитывать их в работе подготовительной группы. В свою очередь, школьные учителя должны быть ознакомлены с программой ДОУ, знать и учитывать уровень поступающих к ним детей.
Традиционными в нашей работе стали городские, районные семинары воспитателей ДОУ и учителей начальных классов, на которых обсуждаются вопросы, касающиеся адаптационного периода дошкольников, формирование базиса личностной культуры ребенка, обеспечение его общей готовности к обучению. Нами достигнута согласованность в выборе форм методов и приемов, которые помогают развивать дошкольников и учащихся начальной школы. Данная работа строится на диагностической основе под руководством школьного психолога и логопеда, которые осуществляют диагностику коммуникативных способностей выпускников дошкольных заведений, сформированной познавательной мотивации, наличия и уровня развития творческого воображения детей. На этой основе учителя составляют карты развития обще учебных умений ребенка, что помогает обогатить предметно-развивающую среду:
- вводя в педагогический процесс разные виды детского творчества (техническое и художественное моделирование, экспериментирование, информатизацию ...);
- обогащая содержание уроков эстетического цикла, приобщая детей к национальной культуре;
- широко использую игровые приемы, особенно в первый год обучения в школе.
Переход школы на четырехлетнее обучение создал реальные возможности для решения проблемы преемственности с учетом перспективных целей и содержания образования детей трех-десяти лет, появились условия для плавного перехода из дошкольного детства к систематическому обучению в школе.
Исходя из положений новых требований и стандартов, в дошкольном и начальном образовании появились дополнительные основания для обеспечения преемственности. Однако анализ педагогического опыта позволяет говорить о том, что ключевые моменты преемственности остаются декларативными и требуют перехода из концептуальных положений в практическую плоскость. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением различных моделей обучения стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности на различных ступенях образования. И если на уровне целей и задач согласованность представлена (а на деле чаще всего просто заявлена), то на уровне методов , средств и форм она практически отсутствует.
Поэтому, признавая, что в основе успешности ребенка, особенно в условиях непрерывного образования предусмотренного новыми образовательными стандартами, рассматривается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений, в системе современного образования преемственность целей и задач должна получать логическое продолжение в согласовании педагогических подходов и технологий, которые будут способствовать формированию заявленных компетенций воспитанников и учащихся начальной школы.
Исследования, а также многолетний опыт применения разработок в сфере образования показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому при организации педагогического процесса важен особый акцент на усвоении ребенком в процессе образования культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития. Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком этих средств носит самостоятельный, творческий характер, однако должен быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают такие подходы и технологии как деятельностный подход, метод проектов, технология портфолио, ИКТ и т.п.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе.
В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:
установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно - образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей
Формы связи между педагогическими коллективами ДОУ и школ разнообразны:
совместное обсуждение и изучение программ детского сада и 1 класса, глубокое осмысление их преемственности;
ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду (в начале, середине и конце года, наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических совещаний, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах;
наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу I класса, какие встречают трудности; посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов;
проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и ознакомление с передовым опытом работы дошкольных учреждений и школ по совместной подготовке детей к обучению в школе.
В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы ДОУ, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия. Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течение учебного года. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок, встречи и беседы с бывшими воспитанниками ДОУ. Установление связи и творческого сотрудничества между ДОК и школой — необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.
Я надеюсь, что совместные действия воспитателей и учителей помогут предупредить и преодолеть проблемы адаптации у учащихся при переходе на новую ступень обучения и сохранить их здоровье и эмоциональное благополучие.
Осуществление преемственности между дошкольной группой и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии ДОУ и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения задачи преемственности.
Таким образом, можно сделать один главный вывод из выше сказанного, что преемственность дошкольного и начального образования - это одно из важных условий непрерывного образования, выполнения задач поставленных новыми стандартами.
Список литературы.
1. Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного начального образования. // Начальная школа. 2002. № 1. С. 14-36. 2. Головина Е.А. У нас хорошо (К вопросу о преемственности между детским садом и школой). // Начальная школа плюс. До и После. 2002. № 7. С. 35-49. 3.Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. М., 1992. 246 с. 4. Непомнящая Н.Н. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики). М., 1983. 294 с. 5. Носова Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. СПб., 1990. 310 с. 6. Романцева Л.Н. Еще раз о преемственности. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2003. №2. С.12-33.