kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Вопросы преемственности между начальной школой и детским в связи с введением ФГОС "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краморова Е.В.,

                                                                           учитель начальных классов

                                                                           Начальной школы-детского                                                                                      сада №67 ОАО «РЖД»                                                                                      

 

 

«Вопросы преемственности между начальной школой и детским садом в  связи с введением ФГОС И ФГТ»                    

“Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.

Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни

постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”

 (В.А.Сухомлинский).

       Завершение дошкольного периода и  поступление в школу – это   сложный и ответственный этап  в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В.А.Сухомлинский).

        Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.

       Введение Федеральных Государственных Требований  (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

ФГТ оградили дошкольников от понимания преемственности между детским садом и начальной школы как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки  должны давать детям в дет­ском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

        Современный комплекс «Начальная школа – детский сад» представляет собой целую педагогическую систему, обеспечивающую педагогические процессы детского сада и начальной школы. Опыт работы показал, что положительные результаты организации преемственности между детским садом и начальной школой достигаются при наличии единого педагогического коллектива сотрудников, где воспитатель и учитель совместно управляют педагогическим процессом: планируют, организуют, корректируют и анализируют результаты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Вопросы преемственности между начальной школой и детским в связи с введением ФГОС "»

Краморова Е.В.,

учитель начальных классов


Начальной школы-детского сада №67 ОАО «РЖД»



«Вопросы преемственности между начальной школой и детским садом в связи с введением ФГОС И ФГТ»

“Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.

Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни

постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”

(В.А.Сухомлинский).



Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В.А.Сухомлинский).

Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

ФГТ оградили дошкольников от понимания преемственности между детским садом и начальной школы как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки должны давать детям в дет­ском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

Современный комплекс «Начальная школа – детский сад» представляет собой целую педагогическую систему, обеспечивающую педагогические процессы детского сада и начальной школы. Опыт работы показал, что положительные результаты организации преемственности между детским садом и начальной школой достигаются при наличии единого педагогического коллектива сотрудников, где воспитатель и учитель совместно управляют педагогическим процессом: планируют, организуют, корректируют и анализируют результаты.

Небольшая справка о нашем учреждении:

В нашем образовательном учреждении из 60 сотрудников - 28 педагогических работников: воспитатели детского сада и группы продленного дня в 1-4 классах, учителя начальных классов, учителя –предметники, ИЗО и трудового обучения, английского языка, учителя –логопеды, музыкальный руководитель, инструкторы физического воспитания, хореограф и инструктор по плаванью.

В учреждении функционирует 4 дошкольных группы:

-младшая группа, возраст – 3- 4 года;

-средняя группа, возраст – 4 – 5 лет;

-старшая, возраст – 5- 6 лет и подготовительная группа, возраст – 6- 7 лет

и 4 начальных класса по предметам для 4-х летней начальной школы – продолжение непрерывных курсов Образовательной системы «Школа 2100».


Педагогический коллектив НОУ «Начальная школа – детский сад №67 ОАО «РЖД» активно занимается общими вопросами преемственности в работе между детским садом и начальной школой в течение 15-ти последних лет. Модель преемственности включает в себя все объекты педагогического процесса.

МОДЕЛЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА

Дошкольные группы

Начальная школа

Директор НОУ «Начальная школа - детский сад № 67» ОАО «РЖД»

Зам. директора по ВР.

Зам.директора по УР.

Совместный план работы

Инструкторы физкультуры,

по плаванью

Музыкальный руководитель

Хореограф

Руководитель изостудии и ручного труда

Воспитатели

Учителя начальных классов

Воспитатели ГПД

Учителя-логопеды

Учитель физкультуры

Учителя английского языка

Родители воспитанников детского сада

Родители учащихся начальной школы

Воспитанники

Учащиеся

Совместная деятельность



Совместный деятельность включает в себя следующие направления:



  • Методическая работа

  • Психологическая и коррекционная работа

  • Организация совместной деятельности

  • Взаимодействие с родителями



В связи с переходом на ФГОС и введением ФГТ в начале учебного года мы внесли некоторые коррективы в Программу преемственности.

Для этого коллектив педагогов-единомышленников провёл сравнительный анализ ФГОС И ФГТ:

В результате сравнения выявлено:

ФГТ

ФГОС

Единая теоретико- методологическая основа

Системно-деятельный подход

Единые формы работы

Совместная деятельность дети- взрослые - самостоятельная деятельность

Единые цели

  • развитие физических качеств

  • формирование предпосылок учебной деятельности

  • формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств


  • укрепление физического здоровья

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

  • духовно-нравственное развитие и воспитание


Вывод: детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.


Структура программ

Три новые образовательные области

  • Социализация – направлена на освоение первоначальных представлений социального характера

  • Познание – развитие познавательного интереса и интеллектуального развития

  • Коммуникация- овладение конструктивными способами средствами взаимодействия с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий.


Нет новых образовательных областей, но особое значение приобретает вопрос формирования универсальных учебных действий.

Согласно ФГОС УУД - совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности

В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.


Проведя теоретическую работу, нами была пересмотрена

Программа преемственности. Несколько поменялись приоритеты в вопросах воспитания и обучения.

На вопрос « Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? Учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.

На современном этапе (в связи с введением ФГТ) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Нами был составлен портрет выпускника детского сада и начальной школы:

Выпускник ДОУ

Выпускник начальной школы

  • Физически развитый

  • Соблюдающий элементарные нормы и правила поведения

  • Имеющий первичные представления о семье , себе, обществе, государстве, мире, природе

  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту


  • Выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни

  • Уважающий и принимающий ценности семьи, общества, любящий свой народ, свой край, свою Родину

  • Владеющий основами умения учиться, предметными, метапредметными результатами

  • Способный к организации собственной деятельности

  • Способный самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки


  • В Программе преемственности мы отдаём приоритет вопросам здоровьесбережения. Проходят совместные спортивные мероприятия:

  • Спортивные праздники;

  • «Весёлые старты»;

  • «Мама, папа, я – спортивная семья»;

  • Конкурсы по оформлению развивающей среды « Береги здоровье смолоду», «Закаляйся – не ленились» и т.д.

  • Беседы о здоровье и спорте, которые проводят с воспитанниками учащиеся начальных классов.

  • Составлена программа работы по нравственно-патриотическому воспитанию. В ней отражены все ключевые моменты, которые позволяют формировать личностные и моральные качества. В раздел совместная деятельность включены следующие формы работы:

  • Беседы о правилах поведения в школе;

  • Конкурсы по оформлению развивающей среды, посвященные Дню матери, Дню пожилого человека, экологические странички;

  • Совместные концерты, посвящённые Дню пожилого человека, Дню учителя;

  • Совместное возложение цветов к Вечному огню в День Победы;

  • Профориетнационная работа: совместные выставки поделок, сочинений и рисунков, посвящённых РЖД.

  • Шефская работа «Класс-группа».

  • Наше учреждение «Детский сад - начальная школа» работает по единой программе развития, воспитания и обучения дошкольников и младших школьников образовательной системы «Школа 2100», разработанной авторским коллективом под руководством академика РАО А.А. Леонтьева, научного руководителя Образовательной системы «Школа 2100».

В данном направлении проводится следующая работа:

  • Совместные педсоветы по адаптации первоклассников и воспитанников младшей группы (учителя, принявшие 1 класс, через 4 года будут принимать детей младшей группы);

  • Логопедическое обследование подготовительной группы;

  • Психолого-педагогическое обследование подготовительной группы;

  • Взаимопосещение занятий детском саду и уроков в школе

(Многие критикуют ФГТ за то, что там нет слова «занятие». В данном случае надо определить, что мы понимаем под этим словом. Даже по звучанию оно достаточно далеко стоит от слова «урок». Дошкольникам необходим и такой вид взаимодействия наряду с совместной и самостоятельной деятельностью. На занятиях дети должны общаться, спорить, отстаивать свою точку зрения, доказывать, а не механически отвечать на вопросы после поднятия руки. Можно отметить, что занятия воспитателей стали несколько другими, больше стали напоминать игру-диалог);

  • Воспитанники бывают частыми гостями у школьников на уроках и во время перемен;

  • Школьник, в свою очередь с огромным удовольствием посещают группы детского сада с концертами, спектаклями, играют с ребятами

« в школу»,

  • Создание игровых ситуаций "Первый день в школе", "Как себя вести на уроке" и их обыгрывание ; 



  • Следующее направление работы по преемственности – это работа с родителями:

  • Проведение родительских собраний «Готовность ребёнка к школе», «Что должен знать первоклассник», « Как подготовить ребёнка к школе»;

  • Создание игровых ситуаций "Первый день в школе", "Как себя вести на уроке" и их обыгрывание; (такая же форма игры и с детьми)

  • Посещение родителями занятий в детском саду;

  • Участие родителей в Дне открытых дверей, совместных конкурсах;

  • Общение родителей выпускников детского сада и родителей учащихся: Круглый стол « Мы идём в школу».

Это только часть работы, которая помогает будущим первоклассникам безболезненно перейти на новую ступень своей жизни – стать ШКОЛЬНИКОМ. Небольшая справка: первые классы на 80% сформированы из выпускников нашего детского сада, лишь 20% добираем из воспитанников других детских садов ОАО «РЖД».

Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенных в вышеуказанных нормативных документах требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.

Хотелось бы закончить словами Льва Семёновича Выгодского:

« Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребёнком».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Краморова Елена Валерьевна

Дата: 12.05.2016

Номер свидетельства: 325910

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(114) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-uchastnikov-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "229792"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441885262"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства