kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Волшебные слова в нашей жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по внеурочной деятельности 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Волшебные слова в нашей жизни»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школы № 2»










« Волшебные слова в нашей жизни»


Исследовательская работа














Автор: Кузнецова Мария

Класс: 4 Б

МБОУ «СОШ № 2»

Научный руководитель:

Куликова Юлия Николаевна

учитель начальных классов







Берёзовский городской округ 2023

Оглавление

Введение 3-4

Основная часть 4-9

Глава 1. Волшебные слова в нашей жизни.

Глава 2. Слова – наши друзья в общении.

Глава 3. Волшебные слова в жизни.

Глава 4. Исследование по волшебным словам.

Заключение 9-10

Список литературы 11

Приложение 12



























Введение

В отличие от животного мира, люди способны говорить, мыслить.




Актуальность темы: с помощью слов можно выражать свои чувства, желания и отношение к окружающим, не забывая, что словом можно обидеть человека. Данная тема является актуальной, потому что хорошее настроение - залог хорошей учебы, работы, взаимопонимания в коллективе… Мне кажется, для поднятия настроения человеку нужно совсем немного: сказать несколько ласковых выражений, подбодрить его, приобнять.

С младенчества нам говорят про слова, творящие чудеса. Их даже называют волшебными. В действительности волшебные слова способны творить чудеса. В быту мы редко используем вежливые слова, что плохо сказывается на настроении окружающих, поэтому возникает проблемный вопрос - Вежливые слова - это особенные слова?

Гипотеза нашего исследования: От учтивых слов язык не отсохнет.

Объект исследования – речь учащихся моего класса, использование учащимися класса вежливых слов в общении друг с другом.

Предмет исследования – влияние слов на настроения и взаимоотношения людей.

Я хочу рассказать вам о вежливых словах. Можно ли совершать волшебство каждый день?

Зачем нам нужно быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу?

Я попытался найти ответы на эти вопросы.

Цель проекта: проанализировать степень воспитанности учащихся моего класса и узнать насколько они вежливы.

Задачи проекта:

  • изучение литературы по данной теме;

  • узнать, какие бывают вежливые слова;

  • выяснить необходимость вежливых слов в повседневной жизни;

  • провести наблюдения о реакции людей на вежливые слова;

  • провести исследование: частота употребления в речи школьников добрых и вежливых слов

  • сделать памятки для учеников с правилами вежливости.

Методы исследования:

  • беседа, анкетирование

  • наблюдение, эксперимент

  • изучение литературы

Значимость работы состоит в ознакомлении и приобщении учащихся к использованию в речи вежливых слов и для установления более дружеских отношений в классе.

В ходе исследовательской деятельности проведена беседа «Разговор о вежливости», классный час «А вежливы ли мы?», составлена памятка «Правила вежливости». В результате проведённого тестирования были сделаны выводы, что учащиеся неохотно используют в речи слова вежливости.



Основная часть

Глава 1. Волшебные слова в нашей жизни


На свете очень много добрых слов. С раннего детства взрослые учат нас не только знать, но и часто произносить их... Потому что это волшебные слова.

Почему же они «волшебные»? Что же это за слова?

Это вежливые слова: здравствуй; счастливого пути; до свидания; извини; спасибо; будь здоров; пожалуйста; только после Вас; доброго пути; благодарю.

Чтобы ответить на эти вопросы я провела исследование. В толковом словаре нашла происхождение слова суффикса "лив". "Вежа" - обозначает знаток ("ведать" - знать).

"Вежливый" - знающий, как себя вести. Лексическое значение этого слова следующее:

Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

Это добрые, простые, полезные слова, а волшебными и вежливыми их называют потому, что без них просто жить на свете нельзя, они творят чудеса.

Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него отличное настроение, он весел и жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то желаем друг другу что-то хорошее. Если вокруг нас будет много здоровых и счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.

Когда говорят «Спасибо», люди обычно выражают благодарность за что - то кому-нибудь. А в древности «спасибо» состояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили люди в знак уважения и благодарности своему собеседнику с пожеланием, чтобы у него все было хорошо. Современное звучание эти слова приобрели позже, путём слияния для краткости.

Глава 2. Слова – наши друзья в общении

После окончания школы мы все выберем разные специальности. Но главное в жизни - стать настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому надо непременно научиться. Культурный, воспитанный человек должен быть приветливым, учтивым, добросердечным, с уважением относится к окружающим его людям. Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении долгого времени.

Эти правила называются этикетом. Этикет-нормы правил поведения, определяющих формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (умение спорить, не обижая и не унижая собеседника, правило приёма гостей, умение вести себя за столом, разговаривать по телефону, общаться в магазине с продавцом, знакомство, правила общения с детьми и взрослыми т.д.). Чтобы высказать свои мысли необходимо научиться терпеливо ждать своей очереди. Чтобы не возникло неловких ситуаций, нужно уметь считаться с интересами других людей.

Глава 3. Волшебные слова в жизни

Добрые, волшебные слова очень необходимо употреблять в повседневной жизни. Они делают наш мир добрее, помогают поднять настроение окружающим, дарят надежду тем, кто в этом нуждается. Вежливые слова как «золотой ключик», могут открывать любые двери. От этих слов становиться светлее, радостнее и теплее.

Волшебные слова – вроде бы ничего особенного, слова как слова. Но попробуйте их произносить в своей жизни, и вы заметите, как люди начнут вам помогать, приветливо отвечать на вопросы, сопереживать вам, дружить с вами. Рассмотрим подробнее в проекте и привлечем для совместной работы учащихся моего 4 класса.

Правила поведения, которые складывались веками, помогают людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтных ситуаций

Вежливые слова подразделяются на несколько групп:

  • слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день;

  • слова благодарности: спасибо, благодарю;

  • слова просьбы: пожалуйста, разрешите, будьте добры, будьте любезны;

  • слова извинения: извините, простите, извините, пожалуйста;

  • слова похвалы: молодец, умница.


Глава 4. Исследование по волшебным словам. Мои эксперименты.

1. «Употребление слов благодарности в автобусе».

В наблюдении участвовало 18 человек. Я выяснила, что люди благодарят в следующих случаях: а) водитель продал билет, б) кто-то кому-то уступил место, в) передали деньги через кого-то. Чаще всего употребляют слово «спасибо». К сожалению, нередко за услугу не благодарят.

2. «Употребление слов благодарности в магазине».

Я побывала в магазинах. Я практически  не слышала, чтобы кто-то благодарил продавца. Видимо, считают, что продавец и так обойдется. А то, что эти женщины работают, помогают выбрать товар, стараются сделать нам приятное – не берется во внимание. Им грубят, даже иногда обзывают.

3. «Употребление слов благодарности в родной школе».

Объект исследования

Количество исследуемых

Количество людей, использующих «волшебные слова».

Школьная библиотека

25 человек

15 человек

Школьная столовая

25человек

8 человек

Медицинский кабинет

25 человек

12 человек



По результатам я составила диаграмму употребления нашими учениками «волшебных слов» Из них большая часть не пользуется волшебными словами.

Ученики, употреблявшие в своей

речи «волшебные слова».

Ученики, которые не пользовались

«волшебными словами».

Результаты: 60 % учеников не употребляют «волшебные слова» и лишь 40 % используют.

Вывод: на основе приведённых исследований я пришла к выводу, что нужно помочь учащимся нашей школы овладеть правилами речевого этикета.

4. «Анкетирование».

Я провела анкетирование, чтобы выяснить, насколько доброжелательны опрашиваемые.

Вопрос

Количество опрошенных

Ученики, ответившие: «Да»

1. Есть ли у тебя стремление «согреть словом» близкого человека?

25 человек

25человек

2. Всегда ли ты доброжелателен с окружающими.

25человек

15человек

3. Не делали ли тебе замечаний по поводу поведения.

25человек

20 человек

4. Приятно ли людям общаться с тобой?

25 человек

15 человек

5. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?


25 человек

25 человек

6. Часто ли ты используешь злые шутки?

25 человек

4 человека

7. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?


25 человек

2 человека

Вывод: большинство из опрошенных мною детей считают себя доброжелательными, поэтому можно считать, что они будут употреблять волшебные слова в своей речи


Вместе с учителем мы провели эксперимент в нашем классе, чтобы выяснить, как хорошо знают дети вежливые слова, насколько часто используют их в своей речи, какое же воздействие оказывают вежливые слова на настроение и взаимоотношения людей.

Проведённое анкетирование показало, что мои одноклассники знают много вежливых слов, отличают добрые слова от грубых, и знают какое влияние, оказывают грубые выражения на взаимоотношения людей. Некоторые ребята позволяют себе грубо разговаривать со своими товарищами, но ребятам не нравится, когда с ними самими грубо разговаривают.

Наблюдая за ребятами, мы выяснили, что ребята частенько просто забывают использовать в своей речи вежливые слова. Так, поздороваться с учителем при встрече забыли 3 человека, что составляет 12 % всех учащихся, а с одноклассниками - 4 человека, что составляет 16%. Также было замечено, что более вежливые в нашем классе девочки.

От произношения тоже многое зависит. Сказанные грубо слова никогда не станут волшебными.

Доказательством служит эксперимент, проведенный нами. Мы попросили двух учеников из класса обратиться с просьбой к ребятам в разной форме. Первый ученик должен был обратиться в грубой форме, а второй-в вежливой. В первом случае в просьбе было отказано, а во втором - разрешено.

На уроке мы обсудили значение пословиц , поговорок о добре и вежливости, разработали правила вежливости. А так же договорились говорить друг другу вежливые слова в течение «Недели вежливости». Ребята с интересом участвовали в мероприятии, не ссорились, говорили друг другу вежливые слова, старались дружно играть и уступать друг другу.

Через неделю мы повторили исследование.

По результатам исследования выяснили, что настроение и взаимоотношения ребят стали лучше, ребята стали дружелюбнее, узнали больше вежливых слов и стали чаще их употреблять в общении. Это радует.

Вывод: проведённое исследование показало, что гипотеза "От учтивых слов язык не отсохнет" верна, потому что вежливые слова говорить легко и самим приятно, говорить добрые слова становится хорошей привычкой и от этого улучшаются отношения.

Наблюдения за одноклассниками показали, что ребята стали меньше обзываться и самое главное то, что класс стал намного дружнее.

В результате исследования было доказано, что вежливые слова - это действительно особенные слова, потому что каждое слово оказывает воздействие на человека.

В ходе исследования были выведены правила вежливости, которые помогут поднять настроение окружающим, а значит, помогут и более легкому общению людей друг с другом.

Выводы проекта:

  1. Мы выяснили, что вежливые слова влияют на настроение окружающих;

  2. Составленные правила вежливости помогли поднять настроение окружающих, а также более легкому контакту людей друг с другом.

  3. Изготовили памятки для учеников с правилами вежливости.



Заключение

Изучив литературу по данной теме проекта о волшебных словах, мы выяснили, какие бывают вежливые слова, почему нужно их использовать в речи. Так же с одноклассниками - учащимися 4 класса мы выяснили, какие существуют правила вежливости, влияние вежливых слов на настроение людей.

Доброе слово может помочь человеку в трудную минуту, улучшить настроение, дать надежду на лучшее. А плохое слово – может обидеть, расстроить, испортить настроение.

Вежливые слова надо чаще использовать в своей речи, и тогда мы заметим, что мир вокруг нас станет добрее. Но не надо забывать про интонацию, с которой произносятся вежливые слова, быть доброжелательным, всегда улыбаться, желать здравия, то есть здороваться и тогда окружающие пожелают нам того же.

Нужно совершать больше хороших поступков, говорить добрые и вежливые слова, у вас станет больше друзей, и ваша доброта обязательно вернется!

Я думаю, если ребята воспользуются полученными знаниями, то взаимопонимание в классе улучшится. И нужно обязательно помнить золотое правило нравственности Дейла Карнеги: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе»







































Список использованной литературы



1. Бушелёва Б. В. – Поговорим о воспитанности. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1988 г.

2. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. Перевод с польского, Москва, Молодая гвардия, 1979 г.



3. Скворцов Л. И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. № 1 – 1994г.

4. Словарь С. И. Ожегова

5. Энциклопедия для детей «Я познаю мир», Москва, 2000 г.































Приложение



Правила вежливости (памятка)

1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.

2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
5. С взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.

6. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.

7. В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

8. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.

9. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.



Анкета «Насколько ты доброжелательный

1. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

2. Часто ли ты используешь злые шутки?

3. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

4. Есть ли у тебя стремление «согреть словом» близкого человека?

5. Всегда ли ты доброжелателен с окружающими?

6. Не делали ли тебе замечаний по поводу поведения?

7. Приятно ли людям общаться с тобой?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Волшебные слова в нашей жизни

Автор: Куликова Юлия Николаевна

Дата: 29.05.2023

Номер свидетельства: 632662

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Комбинированный   урок  русская  грамота  и  самопознание  1  класс. Тема: «Волшебное слово»  Валентина  Александровна  Осеева "
    ["seo_title"] => string(122) "kombinirovannyi-urok-russkaia-ghramota-i-samopoznaniie-1-klass-tiema-volshiebnoie-slovo-valientina-alieksandrovna-osieieva"
    ["file_id"] => string(6) "104910"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402769080"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Волшебные слова – слова стандарты нашей жизни"
    ["seo_title"] => string(49) "volshiebnyie_slova_slova_standarty_nashiei_zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "446094"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1514005247"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Разработка урока по теме : Анализ произведения В.Осеевой «Волшебное слово» "
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka-uroka-po-tiemie-analiz-proizviedieniia-v-osieievoi-volshiebnoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "220632"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434716610"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока литературного чтения по теме: В.Осеева "Волшебное слово" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-v-osieieva-volshiebnoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "235458"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443713398"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Конспект урока по чтению и развитию речи в начальной коррекционной школе VIII вида на тему:В. Осеева «Волшебное слово». "
    ["seo_title"] => string(133) "konspiekt-uroka-po-chtieniiu-i-razvitiiu-riechi-v-nachal-noi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida-na-tiemu-v-osieieva-volshiebnoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "160821"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422120708"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства