Просмотр содержимого документа
«"Вода" конспект занятия»
Тема занятия: «Вода и жизнь.»
Цели:
Продолжить знакомитьдетей с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами, значением в жизни человека и необходимостью в её охране.
Тип урока: приобретение новых знаний, умений и закрепления изученного материала.
Задачи:
Образовательные: Уточнить и дополнить представления учащихся об огромной роли воды в жизни человека , живых существ. Развивающие: Развивать мышление, внимание, речь.
Воспитательные: обратить внимание на экологическую проблему; учить бережно относится к воде, экономить ее. Рисунок: туча с капельками воды.
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности
Что в гору не выкатить,
В решете не унести,
И в руках не удержать? (Вода)
II. -Итак, о чем будем с вами говорить на уроке? (О воде). А ещё в конце урока вы должны ответить на вопрос : «Возможна ли жизнь на нашей планете без воды?»
Стихотворение о воде
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает. Ледником в горах зовётся,
лентой серебристой вьётся. Мы привыкли, что вода –
спутница всегда. Без неё вам не умыться, ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!
-Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Но вода не только поит, но ещё и кормит. По морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов. - Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Моет всех людей, города, машины, дороги. - Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни лекарств – ничего не сделать без воды.
Вода - самая загадочная жидкость на Земле. Само название «вода» произошло еще с незапамятных времен и с того времени водой называют любую «живую» влагу, которая так необходима для жизни людей, растений, животных и окружающей нас среды. Русские поэты посвящали и посвящают
ей удивительные строки. А ученые по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа, на простой вопрос - что такое ВОДА?Французский писатель Антуан де Сент Экзюпери, ответил на этот вопрос так: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама- ЖИЗНЬ. Ты наполняешь нас невыразимой радостью…ты,- самое большое богатство на свете!»
-Вот она, какая вода! Но всё это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.
Вода:
-прозрачна,
-не имеет вкуса,
-не имеет формы,
бесцветнатекуча, -не имеет запаха,
растворитель,
при нагревании расширяется.
Вода – такое уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое при незначительных изменениях температуры воздуха. Вода может быть в твердом, жидком и газообразном состоянии
Сказка про Капельку.
Жила-была маленькая капелька. Она и ее подружки-капельки сидели в большом облаке, весело смеялись и болтали. День ото дня облако становилось все больше и больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождем. «Прощайте!» — только и успела прокричать Капелька своим подружкам, как уже летела по направлению земли. Всего несколько секунд и Капелька упала в небольшой ручеек. «Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» — удивлялась Капелька. Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к небольшому озеру, в которое он и впадал. Вот тут-то Капелька удивилась еще больше. Никогда в своей жизни она не видела так много воды! Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких карасиков, плавающих в озере, она подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться!» Но не успела, так как в этот момент пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам. «Я лечу!» — прошептала Капелька. Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно. «По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», — подумала Капелька. В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали подругам о том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле.
– Чтобы узнать о свойствах воды, проведём исследование.
Опыт 1 – Рассмотрите воду. Что можете сказать о цвете воды? Запишем первое свойство: без цвета. Понюхайте и попробуйте воду на вкус. Имеет ли она запах, вкус? Запишите в схему: без запаха, без вкуса.
Опыт 2 – Перелейте воду в стеклянный сосуд. Почему это возможно сделать? Как назвать действие, которое показывает движение воды из одного сосуда в другой, из крана? Значит, вода какая? Выберите проверочное слово для свойства текучая (карточки «течь», «течение»). Запишем: текучая. – Как изменилась форма воды в стеклянном сосуде? О чём это говорит? – Сделайте вывод. Запишем в схему: не имеет формы.
Опыт 3 – Опустите в стакан с водой ложку. Почему ложка видна? Что произойдёт с живой природой в водоёме, если вода не будет прозрачной? – Сделайте вывод. Запишем в схему: прозрачная.
Опыт 4 – В стакан с водой добавьте сыпучее вещество (сахар, песок). Перемешайте. Что заметили? О чём это говорит? . растворитель.
Ситуация 1 (Аквариум. Человек любуется рыбками. Какое свойство воды позволяет человеку любоваться рыбками в аквариуме?)
Ситуация 2 (Звучит инструкция о приготовлении лекарства для полоскания горла. «Чтобы приготовить лекарство для полоскания горла, нужно добавить в тёплую кипячёную воду половину чайной ложки соли, столько же соды, две капельки йода и тщательно перемешать. Какое свойство воды использовано для приготовления лекарства.
Ситуация 3 (Ребёнок с лейкой стоит у комнатного цветка. Цветы помогают человеку очищать воздух, радуют своей красотой и ароматом. А человек заботится о цветах: рыхлит землю, протирает листочки, подкармливает удобрениями, поливает – ребёнок льёт воду из лейки в цветочный горшок. Какое свойство воды используется при поливе растений?)