Просмотр содержимого документа
«Внедрение ФГОС для обучающихся с ОВЗ»
Внедрение ФГОС для обучающихся с ОВЗ
Нормативная база и материалы по ФГОС детей с ОВЗ
В настоящее время тема инклюзии в России является актуальной. Проблемы ее внедрения в школы выясняли специалисты Центра независимого мониторинга исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта (ОНФ) в ходе экспертного опроса в 85 субъектах РФ. Практически все респонденты отметили в числе положительных моментов последовательного внедрения инклюзии в школы повышение качества обучения детей с ОВЗ, успешную адаптацию их к социуму.
Вместе с тем эксперты отметили и объективные риски: возможное ухудшение качества образования здоровых детей, увеличение нагрузки на педагогов школ. По мнению участников опроса, основные проблемы, заключаются в дефиците специалистов — тьютеров, логопедов, психологов, дефектологов, а также в отсутствии программ преподавания совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ.
Эксперты ОНФ также считают, что внедрение инклюзивного образования для детей-инвалидов проходит неэффективно, «Предполагалось, что дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья смогут вписаться в общий образовательный процесс в обычных школах, и такое решение заодно снимет проблему их социализации. На практике же получилось, что ребенка выдернули из коррекционной школы, а качественного образования ему гарантировать не смогли, потому что ответственность за детей легла главным образом на плечи рядового учителя, не умеющего правильно работать с такими учениками. При этом сами коррекционные учреждения стали закрывать», — отметила член Центрального штаба ОНФ Любовь Духанина.
Главная же проблема, как считают эксперты Центра, содержится в отсутствии “общего концептуального понимания системы (федеральной модели) внедрения инклюзивного образования” и отсутствие региональных “дорожных карт”.
Перечень документов, необходимых для обследования ребенка на ПМПК:
Родителю (законному представителю) на ПМПК иметь при себе: • паспорт • опекунское удостоверение (в случае если ребенок опекаемый) • паспорт и доверенность от родителя (законного представителя) заверенная нотариусом (в случае прохождения комиссии лицом заменяющих родителей (законных представителей).
Свидетельство о рождении ребенка (копия).
Направление врача-психиатра на ПМПК с указанием даты, диагноза, печатью и подписью врача.
Подробная выписка из истории развития от педиатра, с заключением узких специалистов: окулиста, отоларинголога, невропатолога (давность осмотра не более 6-ти месяцев) с печатью и подписью врача.
ИПР (для детей-инвалидов).
Педагогическая характеристика (если ребенок посещал школьное или дошкольное образовательное учреждение).
Психологическое представление (если ребенок посещал образовательное учреждение, в котором есть психолог или занимался с психологом в каком-либо другом учреждении).
Логопедическое заключение (особенно важно для детей с речевой патологией).
Общее заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения.
При повторном осмотре ребенка - «карта динамического наблюдения».
Тетради, образцы контрольных работ (для школьников), рисунки и другие виды самостоятельной деятельности ребенка.
Табель успеваемости.
Результаты диагностики Векслера (первый листок).
Другие документы по необходимости.
Все документы, предоставляемые ОУ /ДОУ, должны быть заверены руководителем.
Для прохождения повторного прохождения ПМПк необходимо предоставить следующие документы:
Карта динамического наблюдения (в зависимости от патологии);
Характеристика;
Осмотр психиатра в динамике;
Рабочие тетради и тетради для контрольных работ;
Векслер в динамике по необходимости (при осмотре более чем ч/з год);
Табель с промежуточными и итоговыми оценками;
Нормативная база и полезные материалы по ФГОС детей с ОВЗ.
1.Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
4. Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):
- для глухих детей
- для слабослышащих и позднооглохших детей
- для слепых детей
- для слабовидящих детей
- для детей с тяжелыми нарушениями речи
- для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
- для детей с задержкой психического развития
- для умственно отсталых детей
- для детей с расстройствами аутистического спектра
5. Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья (проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015)
Информацию о работе с детьми с ОВЗ, а также о ФГОС для детей с ОВЗ можно узнать на сайтах:
www.almanah.ikprao.ru
www.fgos-ovz.herzen.spb.ru
www.edu-open.ru
www.inclusive-edu.ru
www.perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/
Постановление ТПМПК
Приказ №1599 от 19.12.2014г
Приказ о внедрении ФГОС НОО для ОВЗ
Приказ распределения обязанностей
Руководителям ОУ
Адаптированная основная образовательная программа
Приказ об утверждении положения рабочей группы
Положение о рабочей группе по подготовке и внедрению ФГОС НОО для ОВЗ
Положение об адаптированной основной программе
Приказ о внесении изменений в должностные инструкции работников ОО
Приказ об утверждении плана-графика дорожной карты
Приказ об утверждении плана работы по подготовке и внедрению ФГОС ОВЗ
Приказ о разработке адаптированной основной образовательной программы
приказ о внедрении внутришкольного контроля по реализации ФГОС ОВЗ
Приказ о ФГОС ОВЗ
План внутришкольного контроля
План мероприятий по обеспечению и внедрению ФГОС НОО
План дорожной карты
Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения
План-график методической работы по сопровождению ФГОС НОО
Анкета для родителей
Заявление для родителей
Лист ознакомления
Протокол родительского собрания по внедрению ФГОС ОВЗ