Доклад ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС С ОВЗ
Доклад ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС С ОВЗ
Практическая направленность обучения школьников с умственной отсталостью 5, 9 классов математике через решение задач на основе подбора числового содержания из жизненного опыта обучающихся и окружающей действительности. Показана связь материалов для подбора содержания задач с другими школьными науками. На развитие интереса к занятиям математикой влияет не только содержание задач, методическое мастерство учителя, но и разные формы работы с математической точки зрения. Как не применять для этого технологии ИКТ и новые формы проведения урока? Это материалы по итогам опыта одного учебного года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС С ОВЗ»
ДОКЛАД
Тема «ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС С ОВЗ».
«В учении, чтобы не формально усвоить материал,
нужно не «отбыть» его, а прожить его нужно, чтобы обучение вошло в жизнь,
чтобы оно имело жизненный смысл для учащихся».
(А. Герцен).
Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с умственной отсталостью рассматривается, как неотъемлемая часть действующего ФГОС общего образования, поэтому предмет стандартизации образования обучающихся с ОВЗ в основе совпадает с общим – оба обеспечивают образование ребёнка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося.
В Стандарте записано, что при обучении математике выделяются «основные взаимосвязанные линии обучения, раскрывающие как «академический» компонент, так и формирование жизненной компетенции: «Знание математики – практика применения математических знаний и математическое творчество». Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специального образования. «Базовые требования к результатам обучения:
- овладение началами математики (понятием “числа”, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.);
- овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры, массы и др. в различных видах домашней практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д).
- развитие способности гибко и самостоятельно использовать математические знания в жизни».
Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к к наиболее полному освоению знаний и способами получать эти знания за самое короткое время. Активизация школьников в освоении математики невозможно без поиска и совершенствования новых методов, приёмов и средств обучения в математике.
Поэтому практическая направленность преподавания математики в коррекционной школе VIII вида, связь этого предмета с другими предметами, трудом и жизнью является одним из средств коррекции недостатков интеллектуального развития, подготовки обучающихся к овладению профессией и дальнейшей социализации в обществе.
Умение решать математические задачи является наиболее яркой характеристикой математических ЗУН школьников.
Важно правильно подбирать содержание задач. Следует привлекать материалы газет, научно-популярной литературы, материал из области практических работ обучающихся, из жизненного опыта учеников, из окружающей действительности. Задачи должны быть понятными, доступными для детей, не иметь незнакомых слов. Конечно, в старших классах, приходится вводить экономические термины, тогда должна быть проведена и соответствующая словарная работа с опорой на толковый словарь.
Уделяется большое внимание самостоятельной работе, при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
В курсе математики специальной (коррекционной) школы VІІІ вида решаются следующие задачи:
задачи на нахождение начала, конца и продолжительности события (на примерах из повседневной жизни);
задачи на вычисление периметров геометрических фигур;
задачи на нахождение площади прямоугольника, квадрата;
задачи на нахождение дроби от числа;
задачи на нахождение среднего арифметического нескольких чисел;
задачи, в которых требуется вычислить площадь прямоугольника (квадрата) на примере площади земельных участков;
простые и составные текстовые задачи на нахождение одного, нескольких процентов от числа;
задачи, требующие расчета бюджета семьи (затраты на питание, одежду, коммунальные и бытовые услуги, отдых, ремонт квартиры и т.п.).
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Рассматривая социализацию как процесс активного поиска человеком своего места в обществе, анализируя рекомендации по обновлению содержания образования в специальной школе, необходимо приблизить содержание обучения математике к запросам современного общества с учётом меняющихся социальных и экономических условий.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного приобретения учащимися социального опыта. В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:
личностный;
регулятивный;
познавательный;
коммуникативный.
При решении задач происходит формирование всех видов УУД.
Например:
Личностные: У обучающихсяформируются
положительное отношение и элементарный интерес к науке математика (когнитивность);
умение признавать собственные ошибки (личностное развитие);
могут быть сформированы:
умение оценивать трудность предлагаемой в задаче жизненной ситуации (ориентировка в социальных отношениях);
адекватность самооценки (социализация);
чувство ответственности за выполнение своего задания при работе в группе, команде (добросовестность работника);
восприятие математики как части общечеловеческой культуры (общая культура);
Коммуникативные
Обучающиеся учатся:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий (качество работника);
осуществлять взаимопроверку (качество работника);
обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи – активность работника);
объединять полученные результаты;
задавать вопросы с целью получения нужной информации (социальная активность, развитие речи ).
Учащиеся получат возможность научиться:
учитывать мнение партнёра, аргументировать ошибки, обосновывать выбор решения (инициативность);
выполнять свою часть обязанностей в групповой работе (добросовестность);
учитывать общий план действий и конечную цель (сотрудничество);
задавать вопросы с целью построения решения задачи ( социальная активность, добросовестность, ).
Процесс обучения математике в специальной школе, прежде всего, направлен на формирование у обучающихся разнообразных знаний и умений, необходимых не только в математической деятельности, но и в практических жизненных ситуациях, а в условиях школы – на других уроках.
Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся.
Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.
Решение задач, отмечается в научной литературе, способствует пониманию основного смысла арифметических действий, помогает конкретизировать их, соотнести с той или иной жизненной ситуацией.
Что же такое «задача с практическим содержанием»? Под математической задачей с практическим содержанием (задачей прикладного характера) мы понимаем задачу, условие которой раскрывает приложения математики в смежных учебных дисциплинах, знакомит с ее использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций.
К задачам практической направленности, наряду с общими требованиями предъявляются следующие дополнительные требования:
познавательная ценность задачи и ее воспитывающее влияние на учеников;
реальность описываемой в условии задачи ситуации, числовых значений данных, постановки вопроса и полученного решения.
Проанализировав школьные учебники, можно сделать вывод о том, что задачи с бытовыми сюжетами практической направленности составляют в учебниках математики 5 – 9 классов от 5% до 10% от общего числа задач:
5 класс – 5 %,
6 класс – 7 %,
7 класс – 10 %
8 класс – 7 %
9 класс – 9 % .
Большинство учебников математики, которыми пользуемся на уроках, были изданы несколько лет назад, и задачи с практическим содержанием уже не актуальны на сегодняшний момент, в связи с постоянно меняющимися политическими и экономическими условиями жизни в нашем государстве. Например, задача № 83 с.48 (5 кл.) «Начертите на доске на глаз отрезок длиной 2м. Проверьте рулеткой, правильно ли вы начертили». Задача была бы хороша, если бы в школе остались школьные доски старого образца, но их заменили в кабинетах 9 лет назад. Поэтому при использовании задач из учебников математики и дополнительных источников приходится критично подходить к подбору их содержания.
Технология реализации задач практической направленности состоит из компонентов:
Алгоритма составления задач практической направленности.
Методов и приёмов использования задач на различных этапах урока.
Мониторинга качества математической подготовки обучающихся и интереса к предмету.
Алгоритм составления задач практической направленности.
Определить цель задачи, её место на уроке, в теме.
Определить направленность задачи (межпредметная, экономическая).
Определить вид информации для составления задачи.
Выбрать структуру задачи.
Ведь особенности восприятия знаний у наших детей требуют постепенного введения обучающихся в мир практических задач, умения решать простейшие из них. Эта педагогическая проблема нуждается в должном математическом и методическом обеспечении. Поэтому возникает необходимость не только подбора материала для создания задач практической направленности, но и создания банка задач учителя, который необходимо постоянно пополнять и изменять.
С дидактических позиций осуществление предметных связей математики с другими школьными науками, как и связи обучения математики с жизнью, предполагает широкое использование фактов и зависимостей из других учебных дисциплин для мотивации введения, изучения и иллюстрации абстрактных математических понятий.
На уроках математики необходимо привлекать знания, полученные учащимися на уроках географии, биологии, рисования, физической культуры, трудового обучения, бытовой ориентировки. Сведения из этих дисциплин могут служить материалом для составления арифметических задач, числовых выражений.
Например:
На уроках трудового обучения:
Знание расходов материалов на конкретное изделие;
Правильность наложения разметки и обработки деталей прямоугольной, квадратной, треугольной, многоугольной форм по заданным размерам;
Измерение периметра и площади участков;
Определение количества вносимых удобрений, необходимое количество семян на земельный участок;
Знание урожайности культурных растений, надоев молока, средней массы животных.
На уроках истории:
Определение продолжительности и удаленности исторических событий;
Знание дат исторических событий;
На уроках физкультуры:
Осознание взаимозависимости между временем, расстоянием и скоростью
На уроках русского языка:
Правильное использование математического словаря (запись числительных, математических терминов и выражений).
На уроках географии:
знание протяженности границ нашей Родины и других стран;
знание длины рек, высоты гор, площадей, занимаемых государствами (морями, озерами);
использование знаний, полученные на уроках математики при изучении тем «Масштаб», «План», «Диаграммы» и т.д.
На уроках СБО:
Знания о правилах экономии в домашнем хозяйстве (бюджет семьи, расчеты и платежи за коммунальные услуги);
виды приобретений (через наличный расчёт и в кредит);
сбережение средств,
знания об услугах банков и правила пользования этими услугами.
Использование межпредметных связей помогает учителю осуществлять:
смену форм обучения и видов деятельности в рамках одного урока;
даёт возможность разнообразить наглядность на уроке;
самостоятельную деятельность организовывать как на уроке, так и за его рамками.
Взаимное проникновение знаний и методов обучения из одних учебных предметов в другие не только имеет прикладную и практическую значимость, но и отражает современные тенденции развития методики обучения. Интеграция знаний расширяет сферы использования информации, получаемой школьниками; происходит сближение содержательной и практической сторон обучения математике. Именно на этой базе получила своё развитие новая форма интегрированного урока – бинарный урок.
В основу реализации методического требования программы по математике, что обучение должно носить практическую направленность, были положены следующие условия:
Увеличение доли задач практической направленности на уроке.
Дифференциация самостоятельных и контрольных работ в зависимости от индивидуальных возможностей обучающихся.
Включение задач с практическим содержанием в практику урока с целью развития вычислительных навыков и повышения мотивации школьников к изучению математики.
Опора на жизненный опыт детей.
Рассмотрим некоторые случаи использования задач с практическим содержанием при обучении математике в 5 - 9 классах.
Обучающиеся знакомятся с денежными знаками и монетами, работают с календарём, единицами времени с 5 класса, работают с калькулятором с 6 класса.
5класс. Игра «Магазин». Школьники с удовольствием на уроке участвуют в этой деловой игре. Для решения задач на расчёт стоимости продуктов питания дети предварительно узнают цены на основные продукты в магазине. Используя знания цен на продукты питания, предлагается решение задачи: «На 100 рублей купи себе продукты. Достаточно ли денег для продуктов на один день?» Затем дети предлагают, что можно приготовить из этих продуктов. Далее рассчитывают стоимость завтрака, обеда и ужина своего класса по меню школьной столовой. В течение большей части урока совершают покупки, расходуют деньги 1000 руб., производят размен, набор и выдают сдачу. В процессе урока – практикума осваивают основы торгово-покупательских отношений и предложенные социальные роли, формируется понятие денежной единицы измерения – рубль, происходит освоение знаний о денежных купюрах и монетах, имеющих применение в нашем государстве.
8 и 9 классы. Деловая игра «Фирма». При решении задач по теме «Площадь» предлагается:
Ваша фирма «ООО – ИМПУЛЬС» оказывают услуги населению по ремонту жилья. Вам необходимо подсчитать:
количество материалов, необходимых для выполнения ремонта;
стоимость материалов;
стоимость выполненных работ.
Фирме выдаётся пакет документов:
1.Заказ на выполнение услуг по ремонту комнаты. 2.Прайс-лист цен строительных материалов.
3.Прейскурант цен на стоимость услуг.
Заказ на выполнение услуг по ремонту квартиры.
Заказ (9кл). Необходимо выполнить ремонт – окраску потолка квартиры в белый цвет площадью 95м2. Организация по выполнению ремонтных работ знакомит заказчика с ценами на выполнение работ:
Площадь /
Цветность
Менее 30 м2
Более 30 м2, но менее 60 м2
Более 60 м2
Белый цвет
1200 руб.
900 руб.
700 руб.
Цвет заказчика
1500 руб.
1200 руб.
1000 руб.
Сезонная скидка на заказ составляет 15%. Какова будет стоимость заказа на побелку потолка? В какое время выгоднее для семьи выполнить ремонт и сделать заказ?
Инструкция. Во время работы постарайтесь применить свои знания на практике, на первый план должно выступить математическое содержание работы, не забывайте об экономии денег.
Большую помощь в формировании бережного отношения к деньгам имеют деловые игры: «Магазин», «Фирма по ремонту жилья», «Стройплощадка», и др., особенно в старших классах.
Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социализации обучающихся и их интеграции в общество. Подобные знания можно получить при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям.
Задача (9кл.).Семье на зиму надо заготовить 12 куб.м дров. Сколько денег надо заплатить за дрова, если машина, вмещающая 6 куб.м дров стоит 6000р. Расколка 1 куб.м стоит 350р.?Сколько будут стоить дрова, если расколоть самим?
Предложенные задачи направлены:
На овладение учащимися элементарными экономическими понятиями.
На раскрытие экономической сути вопросов быта, сферы торговых отношений.
На успешную адаптацию в быту.
На включение в производственную деятельность.
Содержательная часть задач основывается на настоящих и будущих социальных ролях обучающихся: я – гражданин, я – собственник, я – участник финансового рынка, я – потребитель, я – производитель. Такие уроки должны помочь школьникам освоить математические знания, умения, навыки на практике. Они помогают знакомить обучающихся с такими сферами жизни как профессиональная деятельность, торгово – экономические отношения; дают возможность корректировать познавательную деятельность обучающихся. С точки зрения математики, при решении задач дети совершенствуют вычислительные навыки.
Например, школьникам предлагается выполнить расчёт платежей за коммунальные услуги: воду, отопление, канализацию. Каждый вид услуги требует объяснения, обучающиеся должны знать, какие услуги нами оплачиваются и где.
Задача 1.(9 кл.) В семье 4 человека. Сколько стоит месячная оплата для семьи за холодную воду, если не установлен счётчик холодной воды? Как изменится плата за воду, если поставить счетчик? (Тариф - 29р.77к. Норматив расхода воды на чел. - 5,48 кубометров).
Задача 2.(9кл)Рассчитать плату за электроэнергию. Зависит ли плата за электроэнергию от количества жильцов в квартире? Как можно экономить электроэнергию в семье?
Вид платежа
Показания
Расход кВт/ч
Тариф руб.
Начисл. руб.
Компенсация руб.
Пере- плата руб.
Пени руб.
К оплате
руб.
Начал.
Коне- чное.
Эл. энергия
12162
12370
208
6,34
0,00р.
0,00р.
Методика решения экономических задач для специальной школы отличается детализацией. Для решения каждой задачи организуется обучение в режиме пошаговых действий.
При решении данной задачи следует сообщить учащимся, что оплату за электроэнергию надо производить ежемесячно, своевременно (до 10 числа месяца, следующего за расчетным).
В активный словарь обучающихся вводятся экономические понятия: «коммунальные услуги», «абонентская плата», «тарифы», «льготы», «субсидии», «наем жилья», «себестоимость», «договор», «двухтарифный и трёхтарифный счётчики», «кабельное телевидение», «штрафы», «пени». Вводимые термины могут меняться в зависимости от места жительства и семейных условий обучающихся.
В 9 классе следует выделить среди практических задач задачи на проценты. К текстовым задачам на проценты относятся задачи, в которых речь идет о вкладах в банк под тем или иным процентом, о прибыли, о выполнении плана, об изменении цены на товар.
Задача (9 класс). Стоимость рубашки 200р. В магазине акция. Две рубашки продают со скидкой 40%. Сколько денег надо заплатить при покупке двух рубашек?
Задачи на проценты актуальны, так как сфера практического приложения процентных расчетов расширяется. Это повышение цен; уровень инфляции, сведения о повышении процента банковского кредита; сведения о доходах по акциям различных предприятий и фондов и т.д. Задачи этого типа очень часто входят составной частью в решение других типовых задач.
Решение экономических задач дает положительные результаты:
значительно увеличивается активность детей на уроке;
развивается мотивация к учению;
расширяется личный опыт учеников;
преодолевается оторванность математики от реальной жизни;
повышается качество и прочность знаний; повышается роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);
приучает обучающихся к бережливости и предприимчивости.
Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится в различных видах учебной деятельности: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, в ходе экскурсий и целевых прогулок.
В процессе обучения проводятся самостоятельные, контрольные работы дифференцированного характера. Задачи практической направленности используются как при проведении устного счета, так и при выполнении письменных работ.
Задания для быстрого устного счета (по вариантам, по рядам, по группам желания).- 9 класс
1.Чему равна площадь земельного участка, если его длина 80м, а ширина 30м? Сколько это соток?
2. Килограмм сахарного песка стоил 39р. Цена повысилась на часть от прежней цены. Сколько рублей стал стоить сахарный песок?
3. Зимняя шапка стоила 3 000р. Весенняя скидка составила 0,1 от прежней цены. Сколько рублей стала стоить шапка?
4. Два вороха травы и три вороха травы сложили вместе. Сколько ворохов травы стало?
Большинство задач с практическим содержанием демонстрируют связь математики с другими школьными науками. При составлении таких задач необходимо опираться на знания ребят, которые они получают на уроках естествознания, истории, географии, на занятиях социально-бытового ориентирования, профессионально-трудового обучения и на их собственный жизненный опыт. Известно, что обучающиеся, успевающие по математике, более уверенно чувствуют себя на уроках труда, им легче произвести расчёты, сделать разметки и чертежи. Есть и обратная связь, желание преуспевать на уроках труда может быть стимулом в занятиях математикой. Так один из самых сильных математиков 9 класса (Женя К.) в 2014 – 2015 учебном году занял III место в районном конкурсе профессионального мастерства, где он участвовал с проектом по труду наравне с нормально развивающимися сверстниками.
Задачи для укрепления межпредметных связей могут быть следующими:
Задача 1.Одна личинка колорадского жука за свою жизнь съедает 6,2 г листьев картофеля, а взрослый жук в 4 раза больше. Сколько картофельной ботвы съедает 25 взрослых жуков за день, месяц, лето? (Биология)
Задача 2. Полиэтиленовыйпакет для продуктов рассчитан на 3кг. Выдержит ли такой пакет набор продуктов, купленных в магазине:
-пакет пельменей 800г
-2 батона, каждый по 350г
-2 пакета молока по 1л? (СБО)
Задача 3. Общая длина сибирских рек Оби, Лены, Енисея 12142 км. Длина Лены - 4400 км, длина Енисея – 4092 км. Чему равна длина реки Обь?(География)
Опыт показывает, что задачи с практическим содержанием вызывают интерес, тем самым активизируют познавательную деятельность школьников с ОВЗ. Последние исследования учёных показали: значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося.
Эффективность применения задач практической направленности на уроках математики специальной школы – это:
1.Повышение мотивации к изучению математики.
Решение примеров в 5 классе
Решение примеров в 9 классе
И в 5 и 9-х классах возрастает количество ребят, которые с желанием выполняют примеры, причём сложные и в несколько действий. Уменьшается количество ребят, не желающих выполнять вычислительные операции в 9 классе, не осталось таких в 5 классе.
Решение задач в 5 классе
Решение задач в 9 классе
Через применение практических заданий и задач возрастает уверенность школьников в своих силах, увеличивается количество детей, справляющихся с решением основных типов задач. Уменьшается количество детей, не желающих прикладывать силы к решению задач.
2.Повышение качества знаний по математике.
Итоги контрольной работы за 2014 – 2015 учебный год.
5 класс
9 класс
Оценку получили «5» - 3 чел.
«4» - 1 чел.
«3» - 1чел.
Оценки получили «5» - 6 чел.
«4» - 4 чел.
«3» - 3 чел.
В ходе одного года работы по обучению математике при систематическом и целенаправленном использовании задач с практическим содержанием выявлено, что у обучающихся значительно повышается интерес к предмету, а это ведёт к повышению вычислительных навыков и умений, что обеспечивает повышение качества математического образования.
Как можно сегодня не затронуть применение ИКТ при проведении и подготовке качественного урока математики? Введение информационных технологий во все области специального образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления имеющихся отклонений в развитии. Уроки с использованием ИКТ имеют большой потенциал для социализации ученика, осознанного усвоения и применения знаний, целенаправленной концентрации внимания, развития мышления, воображения. Они решают следующие задачи:
включение основных каналов восприятия: зрительного, слухового и эмоционального;
яркое предъявление изучаемого материала;
индивидуализация и дифференциация обучения;
повышение эффективности обучения;
использование на разных этапах урока.
Таким образом, использование современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения.
Проектная деятельность пока относится к новым методам обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями. Эта деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющих общую цель, согласованные методы взаимодействия, способы общей деятельности, направленные на достижение общего результата работы. Дети с умственной отсталостью не могут самостоятельно создать свой проект. Но они с большим желанием и интересом работают за компьютером, под руководством учителя – находят нужный материал в Интернет, некоторые «особо продвинутые» создают свою личную страницу на сайте «Контакт». Непременным условием совместной работы по подготовке проекта является:
наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте работы,
этапов создания (выбор темы, деление на группы, определение целей и задач проекта, выбор доступных и возможных ресурсов, создание инструктивного плана, организация совместной деятельности по проекту, временные рамки);
реализация проекта, включая его осмысление;
рефлексия результатов деятельности.
Главным смыслом создания «школьного» проекта является то, что он создаётся в рамках учебной деятельности. Это означает, что его главной целью является развитие личности ребёнка с ОВЗ. Главной целью является приобретение учащимися навыка самостоятельного добывания знаний, как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции школьника в образовательном процессе на основе приобретения новых умений.
Такая совместная деятельность помогает:
выявить творческие способности ребёнка с умственной отсталостью;
улучшить контакт учителя и учащихся;
дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для самоутверждения.
Немаловажное значение имеет привлечение школьников к самостоятельному отыскиванию примеров применения математических знаний в жизни, применения их в известных им отношениях, профессиях и к использованию этих примеров в своих ответах. Естественно, тема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в работу, должна быть из программы математического образования и находиться в зоне их ближайшего развития.
Проект «Живые числа».
Цель: повысить мотивацию учеников к изучению школьного курса математики.
Задачи:
Образовательная– научить пользоваться различными средствами для получения целевой информации, в том числе Интернет, конкретизировать и отбирать нужный материал для работы;
Коррекционная – развивать аналитическое и синтетическое мышление, внимание, память и волю;
Что есть математические знания в повседневной жизни человека?
Проблемные вопросы:
Какова история возникновения чисел, знаков и знаний о действиях с ними с научной точки зрения?
Каково практическое применение знаний математики в повседневной жизни человека?
Пользуемся ли мы числами при общении друг с другом?
Может ли математика определить выбор профессии человека? Вопросы по содержанию:
Как помогают знания математики жить сегодня взрослым и детям?
Есть ли математика в музыке?
Какие профессии требуют применения знаний математики постоянно?
Откуда пришли к нам современные числа?
Календарь - что это?
Легко ли платить за квартиру?
Просто сделать покупку?
Новости доставить получателю легко?
Исходя из опыта, можно с уверенностью сказать, что в проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с доступных творческих заданий, например 5 класс - «Как появился календарь», «Почему Пифагор считал числа живыми?», выполняемых, во внеурочное время. Очень сложно удержать длительное время интерес к непростой работе, требующей дополнительных сил и времени. В 6 -7 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно большие проекты, например, «Геометрия вокруг нас», «Жизнь в математических задачах», где под руководством учителя проводят коллективное исследование, в которое могут быть включены результаты работы отдельных учеников. Такая деятельность способствует расширению кругозора детей и становится эффективным средством укрепления связи с жизнью. Используемые примеры следует сопровождать и практическими выводами, чем и являются детские презентации, выступления в классе перед товарищами.
Таким образом, проектная деятельность школьников с умственной отсталостью вполне возможна. Метод совместных проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для социализации и развития самостоятельности детей с нарушениями интеллекта. Во время работы над проектом дети учатся:
Обсуждать предложенную тему и принимают участие в создании плана работы группы;
Высказывают свои идеи и предложения по ходу работы над проектом;
Выслушивают мнение товарищей, но стараются обосновать и свою точку зрения;
При возникновении разногласий в группе, пытаются аргументировать и тактично их устранять;
Работают с дополнительной литературой;
Ищут информацию в Интернет.
Применяя технологию проектной деятельности, учитель получает следующие результаты:
Образовательные:
ребята начинают серьёзно относиться к выполнению домашних заданий и к урокам математики,
ответственно относятся к работе над ошибками,
осознанно работают на уроке по получению новых знаний,
начинают работать с дополнительной информацией, ставить себе задачи и искать пути их решения,
вырабатывают умения в отборе информации,
Коррекционные и личностно - развивающие:
воспитание самостоятельности в добывании новых знаний;
развитие коммуникативных умений школьников, навыков сотрудничества.
Таким образом работа над учебным проектом позволяет выстроить взаимовыгодное сотрудничество, превратить процесс изучения математики в результативную творческую работу. Для ученика с интеллектуальными нарушениями работа в проекте даёт возможность закрепить математические знания, проявить себя индивидуально и в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Он носит практический характер в математике, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для него самого.
Образовательное значение: использование задач и заданий практической направленности, активных методов и форм обучения помогают школьникам усвоить вопросы теории, повышается качество математической подготовки обучающихся.
Коррекционно-развивающее значение: использование задач и заданий практической направленности способствует коррекции познавательных процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, способствует развитию основ творческого потенциала детей с интеллектуальными нарушениями. Практическое и воспитательное значение: в процессе работы с практическими заданиями идёт формирование у обучающихся с ОВЗ социально значимых экономических и практических знаний, необходимых для их дальнейшего образования и интеграции в общество. Выпускники без опасений, с желанием продолжают обучение в специальных группах колледжей и техникумов.
Литература.
Архипова С.В. Методические приёмы формирования временных представлений у учеников младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. // «Воспитание и обучение детей с нарушением интеллектуального развития». - 2008. - №6. - С.24 – 31.
Бгажнокова И.М. Стандарт образования и система измерителей знаний в школе для детей с нарушением интеллекта. // «Дефектология». – 1996. - №3. – С. 12 – 18.
Богдан В.В. О создании комфортных условий на уроках математики в специальной школе. // «Дефектология». – 1997. - №3. С. 43 – 47.
Вильшанская А.Д. Формируем приёмы умственной деятельности у детей с трудностями в обучении. // «Воспитание и обучение детей с нарушением интеллектуального развития». – 2007. - №2. - Страничка для занятий с детьми «Мы вместе».
Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф- тов пед. ин – тов / Под ред. В. В. Воронковой – М.: Школа – Пресс, 1994. – 416.
Воробьёва И.А. Внедрение ИКТ – технологий на уроках математики.
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98669042
Гликман И. Искусство возбуждения, или как пробудить у школьников желание учиться. // «Директор школы». - 2003. - №2. - С.51 – 56.
Лукьянова М. Комфортность обучения: из чего она складывается? //«Директор школы». - 2002. - №9. - С.45 – 52.
Дементьева М. Н. К вопросу о контроле и оценке учебных достижений школьников. // «Воспитание и обучение детей с нарушением интеллектуального развития». - 2006. - №4. - С.3 – 11.
Дятлова И.Г. Обучение решению арифметических задач учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. // «Воспитание и обучение детей с нарушением интеллектуального развития». - 2007. - №4. - С.29 – 38.
Инденбаум (Шепко) Е.Л., Косымова А.Н. Коррекция познавательной деятельности младших школьников с нарушениями интеллектуального развития во внеклассной работе с позиций функционально – уровневого подхода. // «Воспитание и обучение детей с нарушением интеллектуального развития». - 2010. - №5. - С.50 – 59.
Литова О.А. Адаптивный урок с использованием элементов модульного обучения в школе VIII вида. //«Воспитание и обучение детей с нарушением интеллектуального развития». - 2009. - №3. - С.48 – 56.
Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей – инвалидов с умственной отсталостью. // «Воспитание и обучение детей с нарушением интеллектуального развития». - 2007. - №1. - С.38 – 47.
Матвеева М.Н. Урок – игра, путешествие, сказка. // «Воспитание и обучение детей с нарушением интеллектуального развития». - 2005. - №2. – С.27 – 36.
Капустина Г.М. Коррекционные приёмы обучения младших школьников математике. // «Воспитание и обучение детей с нарушением интеллектуального развития». - 2005. - №2 - С.63 – 76.
Кольцова С.Н. Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида как один из факторов успешной интеграции обучающихся. // «Директор школы». - 2000. - №3. - С.54 – 63.
Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Малева З.П. Развиваем зрительное восприятие в играх и упражнениях. // «Воспитание и обучение детей с нарушением интеллектуального развития». – 2009. - №3. – С.40 – 48.
Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2001. – С.408.
Сподейнеко Е.В. Использование ИКТ – технологий на уроках математики. http://festival.1september.ru/articles/601847/.
23. Якушева Н.Е., Собинова Т.В. Проведение совместных уроков швейного дела и математики в процессе обучения умственно отсталых школьников. // «Дефектология». – 2005. - №3. – С. 25 – 27.
24. Якушев И.С. Подготовка школьников с нарушениями интеллекта для работы на предприятии. // «Дефектология». – 1997. - №3. – С.21 – 28.