kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материал по внедрению инновационных технологий в УВП через внеурочную деятельность с учетом ФГОС в коррекционной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.  Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.  На всех этапах воспитания и обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной коррекционной школе главной задачей является коррекция познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.  Для её решения необходимо воспитывать у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, самостоятельность, развивать интерес к окружающей  жизни, совершенствовать знания и умения, формировать нравственные и социальные качества личности.          Практика работы в  коррекционной школе, а также опубликованные исследования учёных-дефектологов показали, что средствами учебной и воспитательной работы, проводимой только в стенах школы, нельзя осуществлять её главную задачу - адаптацию подростков в окружающей жизни. Занятия, с использованием краеведческого материала, научат детей любить свой край, народ, город,  живущий в нём.

       Изучение своего края, его природы,  истории, жизни и труда населения особенно важно для обучающихся с ОВЗ, так как специальная коррекционная является единственным учебным заведением для большинства из них. По окончании школы, начав трудовую деятельность, выпускники остаются жить и работать в своей местности, вступают в самые широкие связи и отношения с рабочим коллективом, создают семьи.

         Знание окружающей действительности необходимо каждому человеку, чтобы он мог существовать и заниматься общественно полезной деятельностью. Тем более эти знания необходимы для коррекции  интеллектуальной недостаточности обучающихся коррекционной школы.         Краеведческая деятельность позволяет готовить к жизни и труду обучающихся, в тех конкретных социальных и природных условиях, которые ждут их после окончания школы.

                Представленный конспект внеклассного занятия направлен на  формирование у детей с ОВЗ:          гражданственности, патриотизма,       представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;        приобщение к системе культурных ценностей;         экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе;         эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности (журналисты и активные читатели);         организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.

Цель: обобщение и систематизация  краеведческих  у знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  Задачи:

Образовательные: расширить и обобщить  знания  обучающихся с ОВЗ о родном крае, городе.

       Коррекционно -развивающие:  работать над развитием любознательности и наблюдательности; продолжить работу над развитием и коррекцией ВПФ через задания разной сложности.

       Воспитывающие: воспитывать любовь, уважение и гордость к родному краю; формирование положительной мотивации к потребности  изучать историю, географию своей  малой  Родины.

Планируемые УУД:

Предметные: всесторонние знания о Кемеровской области, городе Мыски.

УУД:

Личностные: познавательный интерес  к изучаемому  материалу; управление своей деятельностью (умение  слушать, наблюдать)

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом; проявлять инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные: умение донести свою позицию до одноклассников (журналисты). Умение слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; делать выводы; организовывать учебное взаимодействие.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: универсальные (компьютер, проектор, экран); электронный журнал «Кузбасс-жемчужина Сибири», авторские электронные газеты «Кузбасс-жемчужина Сибири», электронное пособие (презентация).

     Занятие представляет собой познавательно-развлекательное путешествие по станицам электронного  журнала:  «Поэтическая», «Символика», «Географические сведения», «Реки и озера Кузбасса», «Охрана природы Кузбасса», «Города. Население», «Город Мыски». На каждой странице «журналисты» (заранее подготовленные обучающиеся) знакомят класс с содержанием, используя наглядные, музыкальные, видеоматериалы журнала.  После работы на странице классу предлагается задания на проверку и актуализацию знаний. Также представлены ссылки по темам страниц для дополнительного изучения страниц в Интернете самостоятельно, видеоматериалы,  флэш-презентации.         Занятие построено логически четко, прослеживается завершенность каждого этапа, их целенаправленность, подчиненность общей цели, прослеживается преемственность в обучении.  

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материал по внедрению инновационных технологий в УВП через внеурочную деятельность с учетом ФГОС в коррекционной школе »

Материал по внедрению инноваций в УВП через внеурочную деятельность

«Кузбасс – жемчужина Сибири».

Колбасина Елена Сергеевна, учитель-дефектолог МКОУ СКОШ VIII вида № 9

Пояснительная записка

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. На всех этапах воспитания и обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной коррекционной школе главной задачей является коррекция познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Для её решения необходимо воспитывать у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, самостоятельность, развивать интерес к окружающей жизни, совершенствовать знания и умения, формировать нравственные и социальные качества личности. Практика работы в коррекционной школе, а также опубликованные исследования учёных-дефектологов показали, что средствами учебной и воспитательной работы, проводимой только в стенах школы, нельзя осуществлять её главную задачу - адаптацию подростков в окружающей жизни. Занятия, с использованием краеведческого материала, научат детей любить свой край, народ, город, живущий в нём.

Изучение своего края, его природы, истории, жизни и труда населения особенно важно для обучающихся с ОВЗ, так как специальная коррекционная является единственным учебным заведением для большинства из них. По окончании школы, начав трудовую деятельность, выпускники остаются жить и работать в своей местности, вступают в самые широкие связи и отношения с рабочим коллективом, создают семьи.

Знание окружающей действительности необходимо каждому человеку, чтобы он мог существовать и заниматься общественно полезной деятельностью. Тем более эти знания необходимы для коррекции интеллектуальной недостаточности обучающихся коррекционной школы. Краеведческая деятельность позволяет готовить к жизни и труду обучающихся, в тех конкретных социальных и природных условиях, которые ждут их после окончания школы.

Представленный конспект внеклассного занятия направлен на формирование у детей с ОВЗ:          гражданственности, патриотизма,       представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;        приобщение к системе культурных ценностей;         экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе;         эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности (журналисты и активные читатели);         организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.

Цель: обобщение и систематизация краеведческих у знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Задачи:

Образовательные: расширить и обобщить знания обучающихся с ОВЗ о родном крае, городе.

Коррекционно -развивающие: работать над развитием любознательности и наблюдательности; продолжить работу над развитием и коррекцией ВПФ через задания разной сложности.

Воспитывающие: воспитывать любовь, уважение и гордость к родному краю; формирование положительной мотивации к потребности изучать историю, географию своей малой Родины.

Планируемые УУД:

Предметные: всесторонние знания о Кемеровской области, городе Мыски.

УУД:

Личностные: познавательный интерес к изучаемому материалу; управление своей деятельностью (умение слушать, наблюдать)

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом; проявлять инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные: умение донести свою позицию до одноклассников (журналисты). Умение слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; делать выводы; организовывать учебное взаимодействие.



Вид используемых на уроке средств ИКТ: универсальные (компьютер, проектор, экран); электронный журнал «Кузбасс-жемчужина Сибири», авторские электронные газеты «Кузбасс-жемчужина Сибири», электронное пособие (презентация).

Занятие представляет собой познавательно-развлекательное путешествие по станицам электронного журнала: «Поэтическая», «Символика», «Географические сведения», «Реки и озера Кузбасса», «Охрана природы Кузбасса», «Города. Население», «Город Мыски». На каждой странице «журналисты» (заранее подготовленные обучающиеся) знакомят класс с содержанием, используя наглядные, музыкальные, видеоматериалы журнала. После работы на странице классу предлагается задания на проверку и актуализацию знаний. Также представлены ссылки по темам страниц для дополнительного изучения страниц в Интернете самостоятельно, видеоматериалы, флэш-презентации. Занятие построено логически четко, прослеживается завершенность каждого этапа, их целенаправленность, подчиненность общей цели, прослеживается преемственность в обучении.


Одной из особенностью данного занятия является то, что электронное пособие является средством, которое поможет педагогу решить ряд задач: стимулировать мотивацию и интерес в области изучения родного края; повысит уровень активности и самостоятельности обучаемых в области изучения вопросов краеведения. Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса к изучению регионального компонента является современные средства обучения (в данном занятии- электронный журнал), который способствует созданию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья положительно эмоционального настроя, улучшают общую работоспособность. Структура журнала дает возможность многократно повторить один и тот же материал.

Цель соответствует теме занятия. Образовательные задачи решались в ходе занятия. Коррекционные задачи решались посредством включения в занятие упражнений на соотнесение, работа с терминами (расширение словаря), работа с наглядностью (формирование пространственных представлений, развитие словесно-логического мышления), все задания были построены по нарастающей степени сложности. Воспитательные задачи реализовывались через организационный момент, в итоге урока (создание эмоционального настроя у обучающихся, мотивации к обучению).

Занятие построено с учетом следующих принципов обучения в коррекционной школе:

  1. Научности и доступности обучения (отражение в ходе изучения материала реальной действительности, на уровне реальных возможностей обучающихся).

  2. Коррекционной направленности обучения (задания на уроке направлены на исправление и ослабление недостатков психофизического развития обучающихся).

  3. Систематизации и последовательности в обучении (линейно-концентрическое изучение материала, преемственность в обучении строится на основе предыдущих знаний).

  4. Индивидуального и дифференцированного подхода в обучении (задания с учетом индивидуальных особенностей, а также с учетом особенностей определенной группы детей).

5. Принцип наглядности. Применение информационных технологий делает учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни. Использование возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа, презентации, ресурсов Интернета способствуют эстетическому воспитанию обучающихся, развитию у них коммуникативных способностей.

6. Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков (повторение, закрепление пройденного материала).

Также на занятии в рамках реализации элементов технологии деятельностного подхода реализованы следующие принципы:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что обучающиеся на занятии, получали знания не всегда в готовом виде, а добывали их сами, с частичной помощью педагогов и журналистов.

2)  Принцип минимакса – заключается в следующем: обучающимся предлагалась возможность освоения содержания образования на максимальном для них уровне (определяемом зоной ближайшего развития класса) и обеспечения при этом его усвоения на уровне социально безопасного минимума.

3) Принцип психологической комфортности заключается в создании на занятии доброжелательной атмосферы.

4) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к принятию решений в ситуации выбора (программированные задания, тесты).

Все задания на занятии предполагали последовательную активизацию различных анализаторов, смену видов деятельности.

Важной инновационной особенностью материалов является адаптация краеведческого материала для особой категории детей – обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Новизна предлагаемого занятия заключается в самом содержании; методическом аппарате, широком применении современных технологий при изучении регионального компонента. Материал также отвечает потребностям обучающихся проявлять свои познавательные, творческие и практические знания, предусматривает осознанное их участие в изучении истории родного края.






Этап занятия и его цель

Деятельность педагога

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

I. Организационный

момент.

Самоопределение к деятельности.





Цель:

  • создание эмоционального настроя обучающихся

на занятие


Включение в деловой ритм.

На слайде эпиграф:

Есть, возможно, уголок красивей,
Есть богаче, скажем без прикрас,
Но из всей моей России
Ближе к сердцу наш родной Кузбасс!

  • Звучит гимн Кузбасса.

- Почему сегодня наше мероприятие началось так необычно? Почему прозвучал гимн Кузбасса?



- На занятии вам, ребята, предстоит интересное и увлекательное путешествие по нашему краю-Кузбассу…

О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём.

- Путешествовать по родному краю нам поможет развлекательно-познавательный электронный журнал под названием «Кузбасс-жемчужина Сибири».

В каждом журнале есть те, кто знает больше читателей и готов с ними поделиться информацией. Как вы думаете, это кто?

Журналистами нашего журнала будут….. (представление обучающихся).

Готовы? Начинаем…








Слушают учителя.





Отвечают на вопрос (потому что будем говорить о нашем родном крае)















Ответы обучающихся


-Организация  своего рабочего  места.







-Уметь слушать в соответствие с целевой установкой.









-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

1 страница журнала - «Поэтическая»

Цель:

  • получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.




О нашем крае сложено много стихов и песен.

1 журналист

Богата родная Россия,
Но прямо скажу без прикрас,
Что края любого красивей
Наш юный, могучий Кузбасс
Люблю его твёрдую поступь,
Дыханье заводов и шахт,
Огней яркозвёздную россыпь
В его молодых городах.

2 журналист
И сталью и углём богата
Родная сторонка моя.
Любимая, как хороша ты,
Кузнецкая наша земля!
По сердцу мне снежные горы,
Синь рек, заливные луга,
Колхозных угодий просторы,
Зелёная вечно тайга.

3 журналист
Люблю твою звонкую стужу,
Бодрящую свежесть ветров
Люблю я широкую душу
Моих дорогих земляков.
Застенчивый, с виду суровый
Здесь славною жизнью живёт
Прямой, хлебосольный, здоровый,
Бесстрашный сибирский народ.

БЛИЦ-ОПРОС.

- А какие стихотворения о Кемеровской области Вы знаете? А поэтов Мысков, кто может назвать?

- Сколько лет исполнится Кемеровской области 26 января 2013 г.?

-А 70 лет для области много или мало?

-Сколько лет исполнилось в этом году нашему городу?

-А кто старше область или город?

  • Клип «Россия»






Дети читают заранее выученные стихотворения





























Поиск конструктивных решений.


-Уметь слушать в соответствие с целевой установкой.







-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.






















-Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.


2 страница «Символика»

Цель:

  • получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.


-Что такое символика? Что относят к государственным символам государства, области, города?

-Кто может описать какой флаг у Кемеровской области?

-Флаг?

Обобщение ответов.

1 журналист

- Герб Кемеровской области представляет собой французский щит, обрамленный дубовыми ветвями, скрепленными орденской лентой ордена Ленина и увенчанный короной в виде стилизованной чаши.

Треугольники красного цвета в левом и правом углах щита символизируют раскаленный металл.

Уголёк-черный цвет, маленькая частичка символа угольной промышленности Кузбасса.

К вершине террикона устремлены 3 пшеничных колоса. Они символизируют плодородие земли.

В берёзке- зеленый цвет, воплощён образ Берегини. В Сибири берёза –почитаемое дерево.

2 журналист.

Флаг Кемеровской области представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с синей полосой вдоль древка во всю ширину флага, составляющей одну треть длины.

- В нашем городе Мыски, изменения произошли с гербом. Кто знает какие?

  • ЗАДАНИЕ

Что лишнее? (задания на соотнесение)













Используя переход со слайда знакомятся с официальной символикой Кемеровской области



















Поиск конструктивных решений.

-Уметь слушать в соответствие с целевой установкой.































-Совместное обсуждение, поиск ответов.

3 страница «Географические сведения о Кемеровской области»

Цель:

  • получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.


Журналист 1. (используется карта Кемеровской области)

Небольшая по территории, компактная, с хорошо развитой сетью дорог, мощным многоотраслевым хозяйством Кемеровская область играет ведущую роль в экономике не только Сибири, но и всей страны. Нашу область называют Кузбассом, потому что в самом центре её лежит Кузнецкий угольный бассейн, который принёс славу нашему краю и стал крупнейшим промышленным краем России.

Журналист 2.

Административные границы Кемеровской области сухопутны.

-Кто может назвать границы Кемеровской области? (используя карту)

На севере она граничит с Томской областью, на востоке с Красноярским краем и республикой Хакассия. На юге границы проходят по главным хребтам Горной Шории и Салаирского кряжа с республикой Алтай и Алтайским краем, на западе - по равнинной местности с Новосибирской областью. Протяженность Кемеровской области с севера на юг почти 500 км, с запада на восток - 300 км. Важной особенностью географического положения Кемеровской области является то, что она находится в глубине огромной части суши, вблизи центра материка Евразия, на стыке Западной и Восточной Сибири, значительно удалена от морей и океанов. Расстояние до ближайшего холодного северного моря -- Карского - почти 2000 км, до ближайшего теплого моря - Черного - более 4500 км.

  • Задание «Да или нет»

Являются ли соседями следующие субъекты РФ: Красноярский край, Новосибирская область, республика Хакасия, Московская область, республикой Алтай, Томская область, Алтайский край.





Рассматривают слайд











Работа со слайдами

-Умение выражать свои мысли полно и точно (журналисты).

























-На основе анализа материала презентации найти правильный ответ


4 страница

«Реки и озера Кузбасса»

Цель:

  • получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.


Журналист 1.

Сколько на карте синих ленточек! Это наши озёра и реки.

-Какие реки и озера Вы знаете?

Вслушайтесь, как красиво звучат их названия – Томь, Кия, Яя, Чулым, Чумыш, Мрассу.

  • Видео о реках Кузбасса

Журналист 2.

- Самое большое озеро в нашей области – Большой Берчикуль – лежит в северных предгорьях Кузнецкого Алатау. Его длина восемь, а ширина более четырёх километров. Озеро имеет красивые живописные берега, оно богато рыбой: щукой, окунем. Люди стараются сохранить воды рек и озёр нашего края свежими и чистыми.
Озеро Берчикуль является самым уникальным по своему характеру. Разнообразие природных условий на берегах озера действительно вызывает удивление. Видны четыре природных ландшафта: горно-таежный, горно-светлохвойный, лесостепной и озерно-речной.

Своеобразие озера заключается и в водном режиме. Оно почти не имеет стока. Горы питают озеро, оно действительно горное. Берчикуль — источниковое, родниковое озеро.

  • Ребусы «Водные ресурсы»

  • Тест

  1. Как называют хранилища воды?

а) низменности б) водоёмы в) овраги

  1. Природное углубление на поверхности Земли, заполненное водой – это…

а) озеро б) пруд в) арык

  1. Самое большое озеро Кузбасса.

а) Танай б) Большой Берчикуль в) Шаравинское

  1. Самая крупная река Кемеровской области.

а) Иня б) Кондома в) Томь г) Кия д) Серта е) Китат ж) Мрассу з) Мундыбаш

  1. На какой реке стоит областной центр Кузбасса?

а) на Ине б) на Томи в) на Кие






Отвечают на вопрос











Слушают











Разгадывают ребусы



Выполняют задание






-Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

-Умение делать выводы.

- Осуществлять актуализацию имеющихся знаний.





--Уметь слушать в соответствие с целевой установкой.









-Выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.






5 страница - «Подземные сокровища Кузбасса»

Цель:

  • получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.


Журналист 2.

– Самое главное полезное ископаемое Кемеровской области?

  • Ребус

- А сейчас мы узнаем, отгадав загадки, полезные ископаемые нашей области.

Загадки.

1. Каменный уголь

Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.

2. Песок

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже.

3. Мрамор Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны.

4. Руда Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи:

5. Глина Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.

6. Торф Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.

Журналист 1.

- Главное богатство земли Кузнецкой – каменный уголь. Основные его запасы находятся в Кузнецком каменноугольном бассейне. Если весь каменный уголь Кузбасса высыпать в железнодорожные вагоны, то получился бы состав длиной, равной расстоянию от Земли до Солнца и обратно. Впервые залежи каменно угля были обнаружены на территории нашего края рудознатцем Михайлой Волковым в 1721 году. На одной из площадей областного центра установлен памятник Михайле Волкову.


Журналист 2.

Горная Шория славится запасами железных руд. Местные жители шорцы ещё в глубокой древности добывали железную руду, плавили железо, из которого ковали кольчуги, лопаты и мечи. Одна из гор так и называется Темиртау, что значит «железная гора».

  • Тест

  1. Полезные ископаемые – это…

а) растительный и животный мир планеты

б) останки древних животных

в) природные богатства, добываемые людьми из земли

  1. Кто разведывает месторождения полезных ископаемых?

а) историки б) строители в) геологи г) зоологи

  1. Найди «лишнее» слово.

а) нефть б) газ в) уголь г) кирпич д) торф

  1. Какие полезные ископаемые используют в строительстве?

а) нефть, уголь, торф, медная руда

б) песок, глина, известняк в) малахит, янтарь, железная руда



Отгадывают ребус.











Отгадывают загадки и проверяют ответы на слайдах.







































Слушают журналистов.






























-Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.













































-Уметь слушать в соответствие с целевой установкой.













-Находить и выбирать способ решения


6 страница – «Природа Кузбасса»

Цель:

  • получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.




















































































  • Клип о природе Кузбасса

Журналист 1.

Более половины территории области покрыто таёжными лесами. Удивителен растительный и животный мир Кузбасса. Широко используются дары леса.

Журналист 2.

Жители заготавливают кедровые орехи, папоротник – орляк, ягоды, грибы. Развит промысел пушных зверей: соболя, норки, белки. Щедро природа отдаёт человеку свои богатства и в ответ требует бережного отношения к ней.

- Сейчас мы проверим, как вы знаете животных.

Загадки

1. Мех наш прочен, мех наш ценен:
Шубу сшил – 100 лет носи.
Он когда-то вместо денег
Расходился по Руси. (Куница)
2. Петь люблю рассветной жизнью,
И влюблён я в песнь свою
Так, что ничего не слышу,
Если только запою. (Глухарь)
3. Всем больным я помогаю,
Их лечить не устаю,
Каждый год свои рога я
На лекарство отдаю. (Марал)
4. Если даже буду хворым.
Мне не нужно докторов
Съем лукошко мухоморов
Окажусь опять здоров. (Лось)
5. С давних пор живу в Сибири,
Без Сибири не могу,
Самым пышным мехом в мире
Я прославил всю тайгу. (Соболь)
6. Потрудившись красным летом,
Подо льдом в реке сидим
И как вкусные конфеты,
Зиму всю дрова едим. (Бобр)

Журналист 1.

В Красную книгу Кемеровской области внесены 152 вида растений и 124 вида животных. А ещё 7 растений и 30 животных являются кандидатами для занесения их в Красную книгу.

Журналист 2.

  • Работа с флэш-презентацией «Красная книга»

- Для охраны природы в Кемеровской области образованы:
 - Заповедник «Кузнецкий Алатау».

 - Шорский природный национальный парк организован в 1990 г, он расположен на юге Кемеровской области на территории Таштагольского административного района.

 - Музей – заповедник «Томская писаница» (уникальный памятник истории народов Евразии, представлены образцы наскальной живописи. Многие рисунки уникальны и относятся к шедеврам первобытного искусства).

Учитель: А теперь давайте отложим изучение нашего журнала. Закроем глаза и представим (звучит музыка)….

Что все это может измениться. Вот однажды….

Сел ВОЛШЕБНИК на свой волшебный самолет и пролетел над Кузбассом, и что же он увидел: вода в реках и озерах стала мутной и грязной, рыбы в водоемах осталось мало, леса перестали быть такими густыми, дикого зверя стало меньше, да и воздух перестал быть таким чистым как раньше. Цветов на лугах практически не осталось, птицы перестали петь свои песни.

Спустился тогда ВОЛШЕБНИК в свои волшебные кладовые и обнаружил, что запасы волшебства подошли к концу, и осталось его на самом донышке! Понял ВОЛШЕБНИК, что дело плохо. Как же теперь устраивать жизнь дальше? Думал он, думал как поступить, решил пока не поздно. Рассказать все жителям области. Пусть решают, как им быть. Созвал жителей и сказал им, что нигде и никогда не бывает бесконечных, неисчерпаемых запасов. Вот и в нашей области наступило время, когда все запасы подошли к концу.

Но выход есть. …

Давайте откроем глаза, мы немного отдохнули и я вам, предлагаю варианты из которых вам необходимо выбрать именно те, которые нужны, чтобы природа и богатство нашей области продолжали служить своим жителям.

1. Остатки богатства разделить между всеми жителями.

2. Сажать побольше деревьев, разбивать парки, скверы.

3. Экономно и рационально использовать полезные ископаемые, заботясь о наших потомках.

4. На предприятиях установить очистные сооружения, чтобы не загрязнять воздух.

5. Очищать сточные воды.

6. Бесконтрольно сбрасывать промышленные отходы в реки и озера.

7. Устраивать везде свалки мусора.

8. Открывать предприятия с безотходным производством.

9. Заботиться об уголке природы, который находится рядом.

10. Убирать за собой мусор.

11. Беречь лес.

- Предложите свои предложения о том, как сохранить природу Кузбасса.

  • Флэш-презентации «Животные. Растения»

Смотрят видеоматериал.





Слушают и просматривают слайды.











Отгадывание загадок



























Проверяют ответы по презентации.























Знакомство с Красной книгой Кузбасса.













Снятие эмоционального напряжения.

























Выбирают правильные утверждения, комментирую свой выбор.

















Высказывают свое мнение.



Отгадывают ребусы, проверяют по слайдам ответы.

- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
















-Умение вести диалог, давать возможность каждому высказать свое мнение.




















































-Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.













-Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

























-Умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос.




















6 страница – «Города. Население»

Цель:

  • получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.


Журналист 1.

Население нашей области почти 3 млн. чел. Основное население – русские. Коренные жители – шорцы и телеуты.   Самые крупные по числу жителей города: Новокузнецк, Кемерово, Прокопьевск, Белово.


  • Просмотр видеоматериала о городе Кемерово.

Журналист 2.

Города в основном расположены вдоль линии железной дороги. По числу городских жителей наша область занимает одно из первых мест в России.


- А знаете ли вы города нашей области? Назовите их.


Начнем перечислять с юга: Таштагол, Осинники, Междуреченск, Мыски, Новокузнецк, Прокопьевск, Киселевск, Салаир, Гурьевск, Белово, Полысаево, Л-Кузнецкий, Топки, Кемерово, Березовский, Тайга, Анжеро-Судженск, Мариинск, Калтан, Юрга. Все эти города являются индустриальными центрами угля, машиностроения, химии и др.  

Кемерово – это центр облас ти. Город химии, угля, машин и легкой промышленности. Есть пляж, парк, турбаза. Построена взлетная полоса для ИЛ-76.

Новокузнецк – центр металлургии.

Прокопьевск,  Киселевск,  Л-Кузнецкий – центры каменноугольной, электротехнической и легкой промышленности.

Белово, Гурьевск, – центры каменноугольной, электротехнической и цветной промышленности.

Салаир – промышленность горнрдобывающая и строительных материалов.

Топки – цементная промышленность.

Осинники, Междуреченск, Полысаево, Мыски, Березовский – это центры угольной промышленности.

Тайга, Юрга – легкая промышленность.

Мариинск – лесная и деревообрабатывающая промышленность, пищевая и легкая.

Таштагол – горнодобывающая прмышленность.

Анжеро-Судженск – город угля и пищевой промышленности.

Калтан – гидроэнергетика.



  • Просмотр видео роликов о городах Кемеровской области.



Слушают, смотрят на карту.



Просмотр видеоролика.





Отвечают на вопрос.



























Самостоятельно выбирают видеоролики о городах, с которыми они хотели бы познакомиться.













-Осуществлять актуализацию имеющихся знаний.

























-Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

-Уметь делать выводы.




7 страница- «Мыски-моя малая Родина»

Цель:

  • получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.


  • Клип «Этот город самый лучший!»

Журналист 1.

Город Мыски – не столица,

Он невелик, рядовой.

Всюду знакомые лица

Жизнь связавших с тобой.

Я не сменяю свой город

Ни на какой на другой:

Он мне понятен и дорог,

Он мне подарен судьбой.

В нем я живу и мечтаю,

В меру здоровья тружусь.

Город родимым считаю,

Городом этим горжусь!

- Сколько лет исполнилось городу Мыски в 2012 году?

- А исполнится в 2013?

-Какое торжественное мероприятие прошло в нашем городе летом? А какой город будет столицей областного праздника - День шахтера 2013?

Журналист 1.

Наш город расположен в живописном месте в междуречье рек Томь и Мрас-Су, в которые впадают многочисленные ручьи и речки, пересекающие территорию города. С юга, востока и запада к городу подступает горношорская тайга, богатая пушниной, орехами, ягодами, грибами и лекарственными травами.

Журналист 2.

Почти во всех журналах публикуют различные кроссворды, скандворды у нас будет с вами мини-викторина.

Викторина «Знатоки»

  • Ф.И.О. мэра города Мыски.

  • Герои - мысковчане ВОВ

  • Предприятия Мысков

  • Реки, озера.

  • Дата образования города.

Клип «Где ты появился на свет?»


Просматривают видеоматериал.



























Отвечают на вопросы.

























Отвечают на вопросы.






























- Осуществлять актуализацию имеющихся знаний.


  1. Итог занятия.


  • рост мотивации к активной познавательной деятельности;


Вот и закончилось наше путешествие по страницам журнала «Кузбасс-жемчужина Сибири». Ваше путешествие по нашему родному краю будет продолжаться всю жизнь. Вы будете ходить в лес, посещать с родителями и друзьями города и поселки нашей области. Знания о нашем городе, области будут нужны вам всегда.

Для этого мы Вам дарим закладку с ссылками на сайты посвященными Кузбассу.

-Где пригодятся вам эти знания?

Кузбасс! Ты дорог и любим.
Горжусь твоею красотою.
Твоею мощью, широтою,
Рабочим обликом твоим.

  • Клип «У моей России»

Заключительные слова журналистов


В российской нашей необъятной шири

Есть край известный.  Край, где мы живём

Зовут его жемчужиной Сибири,

А мы землёй любимо зовём.

Кузбасс – земля особенного рода.

Её не спутать ни с какой другой.

И днём и ночью жаркая работа

Кипит и на земле и под землёй.

Хранит земля несметные запасы

Щедры поля родимой стороны.

От ритма жизни нашего Кузбасса

Зависит состояние страны.

Шумит тайга. Зовут к вершинам горы.

Земля отцов нам с детства дорога.

Волнуют сердце милые просторы,

Ласкают взгляд родные берега.

Гордимся мы твоею доброй славой,

Твоим богатством, наш родимый край

Кузнецкий край, на благо всей державы,

На счастье нам живи и процветай.




  1. Задание для самостоятельной работы

Педагог, подводя итог занятия, объясняет обучающимся, что на занятии они работали с электронным пособием, в котором есть ссылки на электронные газеты «Кузбасс-жемчужина Сибири», детскую электронную библиотеку; сайт «Писатели Кузбасса», сайт «Для любознательных в символике» и они могут самостоятельно углубить и расширить свои знания по теме внеклассного мероприятия используя электронное пособие «Кузбасс-жемчужина Сибири».


Взаимодействие с педагогом

-Приобретение знаний самостоятельно, посредством работы с источниками.















Список литературы

  1. Воронкова, В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе Текст / В. В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994.

  2. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций Текст / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 140 с.

  3. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя Текст / Н. И. Дереклеева.- М.: ВАКО, 2003. – 320 с.

  4. Край, в котором мы живем [Электронный ресурс].- http://krai.myschool44.edu.ru/zelyonaya_apteka_kuzbassa

  5. Лик Кузбасса [Электронный ресурс]. - http://lik-kuzbassa.narod.ru/index.htm

  6. Смирнова, А. Н. Коррекционно воспитательная работа учителя вспомогательной школы: пособие для учителей и воспитателей Текст / А. Н. Смирнова. - М.: Просвещение, 1992. - 104 с.

  7. Соловьев, Л. И. Беседы по краеведению Текст: учебное пособие / Л.И. Соловьев. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 391 с.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Колбасина Елена Сергеевна

Дата: 19.09.2014

Номер свидетельства: 113926


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства