Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. На всех этапах воспитания и обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной коррекционной школе главной задачей является коррекция познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Для её решения необходимо воспитывать у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, самостоятельность, развивать интерес к окружающей жизни, совершенствовать знания и умения, формировать нравственные и социальные качества личности. Практика работы в коррекционной школе, а также опубликованные исследования учёных-дефектологов показали, что средствами учебной и воспитательной работы, проводимой только в стенах школы, нельзя осуществлять её главную задачу - адаптацию подростков в окружающей жизни. Занятия, с использованием краеведческого материала, научат детей любить свой край, народ, город, живущий в нём.
Изучение своего края, его природы, истории, жизни и труда населения особенно важно для обучающихся с ОВЗ, так как специальная коррекционная является единственным учебным заведением для большинства из них. По окончании школы, начав трудовую деятельность, выпускники остаются жить и работать в своей местности, вступают в самые широкие связи и отношения с рабочим коллективом, создают семьи.
Знание окружающей действительности необходимо каждому человеку, чтобы он мог существовать и заниматься общественно полезной деятельностью. Тем более эти знания необходимы для коррекции интеллектуальной недостаточности обучающихся коррекционной школы. Краеведческая деятельность позволяет готовить к жизни и труду обучающихся, в тех конкретных социальных и природных условиях, которые ждут их после окончания школы.
Представленный конспект внеклассного занятия направлен на формирование у детей с ОВЗ: гражданственности, патриотизма, представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; приобщение к системе культурных ценностей; экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе; эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности (журналисты и активные читатели); организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.
Цель: обобщение и систематизация краеведческих у знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Задачи:
Образовательные: расширить и обобщить знания обучающихся с ОВЗ о родном крае, городе.
Коррекционно -развивающие: работать над развитием любознательности и наблюдательности; продолжить работу над развитием и коррекцией ВПФ через задания разной сложности.
Воспитывающие: воспитывать любовь, уважение и гордость к родному краю; формирование положительной мотивации к потребности изучать историю, географию своей малой Родины.
Планируемые УУД:
Предметные: всесторонние знания о Кемеровской области, городе Мыски.
УУД:
Личностные: познавательный интерес к изучаемому материалу; управление своей деятельностью (умение слушать, наблюдать)
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом; проявлять инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные: умение донести свою позицию до одноклассников (журналисты). Умение слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; делать выводы; организовывать учебное взаимодействие.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: универсальные (компьютер, проектор, экран); электронный журнал «Кузбасс-жемчужина Сибири», авторские электронные газеты «Кузбасс-жемчужина Сибири», электронное пособие (презентация).
Занятие представляет собой познавательно-развлекательное путешествие по станицам электронного журнала: «Поэтическая», «Символика», «Географические сведения», «Реки и озера Кузбасса», «Охрана природы Кузбасса», «Города. Население», «Город Мыски». На каждой странице «журналисты» (заранее подготовленные обучающиеся) знакомят класс с содержанием, используя наглядные, музыкальные, видеоматериалы журнала. После работы на странице классу предлагается задания на проверку и актуализацию знаний. Также представлены ссылки по темам страниц для дополнительного изучения страниц в Интернете самостоятельно, видеоматериалы, флэш-презентации. Занятие построено логически четко, прослеживается завершенность каждого этапа, их целенаправленность, подчиненность общей цели, прослеживается преемственность в обучении.