ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
Мотивация к учебной деятельности. Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством приема «яркое пятно» |
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Милада Александровна, и сегодня внеурочную работу по математике проведу я. Давайте проверим готовность к занятию. У вас на партах должны быть: клей карандаш, картон, карточки с заданием, фигуры. У всех все на месте? | -Да | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: владеть навыками сотрудничества, повысить учебно – познавательную мотивацию Метапредметные: регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей познавательные: владеть действиями построения рассуждений коммуникативные: взаимодействовать с учителем |
Ребята, посмотрите на слайд | |
| -Что эти задания нужно решить |
| -Нет |
| -Да |
| -Головоломки |
Правильно. Головоломка – это такая непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность | |
Ребята, вы догадались чем бы будет с вами заниматься на занятии? | - Мы будем решать головоломки |
Мы познакомимся с вами с одним видом математической головоломки. А как она называется мы с вами узнаем, разгадав ребус | |
Ребята, посмотрите на слайд. | 4 = Г |
| |
| На первой картинке нарисован танк, далее написано, что 4=Г, это значит что 4 букву, то есть К меняем на Г, получилось ТАНГ. Следующая картинка рама, поле картинки стоит запятая, значит нужно убрать последнюю букву, тогда получится РАМ. Теперь соберём полностью слово и получится ТАНГРАМ |
| | |
Актуализация знаний и умений учащихся. Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового материала |
Задание 1 Цель: повторить геометрические фигуры | | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Актуализировать знания о геометрически фигурах ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: владеть навыками сотрудничества, повысить учебно – познавательную мотивацию Метапредметные: регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей познавательные: владеть действиями построения рассуждений коммуникативные: взаимодействовать с учителем, формулировать высказывания в устной формы |
Ребята, а кто знает, что это за головоломка такая? | Отвечают |
Это геометрическая головоломка, в ней используются геометрические фигуры. Поэтому сейчас мы с вами повторим, какие геометрические фигуры вы знаете | |
Кто покажет и назовет, какие геометрические фигуры есть на слайде? | На слайде изображена ёлка, она состоит из трех треугольников |
| Рядом изображен домик, который состоит из квадрата, треугольника, и прямоугольника в виде окна |
Итак, давайте поиграем в игру. Я спрашиваю ученика за 2 колонкой, и он должен назвать свойства, например, треугольника. То есть говорит: "Я треугольник, имею 3 стороны, 3 угла" Т.е. назвала свойства треугольника | |
Допустим, ты квадрат (показываю на человека) | Я квадрат, имею 4 стороны, все стороны равны |
Хорошо, мы повторили с вами геометрические фигуры. Знания о них нам понадобятся сегодня на занятии | |
Цель: повторить геометрические фигуры |
Основная часть занятия Цель. Организовать работу по знакомству с фигурами Танграма |
Знакомство с историей геометрической головоломкой | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Познакомить с историей Танграма ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: владеть навыками сотрудничества, повысить учебно – познавательную мотивацию Метапредметные: регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей познавательные: владеть действиями построения рассуждений коммуникативные: взаимодействовать с учителем, формировать умение грамотно формулировать речь |
Итак, ребята, тема нашего занятия – Танграм. | |
Может кто – то слышал или уже знает, что это такое? | -Нет |
Танграм, в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства», считается древней игрой, возникшей более 4000 лет назад. По легенде у одного человека выпала из рук и разбилась фарфоровая плитка. Получилось 7 частей, и расстроенный человек попытался поскорее сложить их снова в единое целое, но результатом стало появление разнообразных фигур. Занятие оказалось очень увлекательным, впоследствии оно превратилось в игру и нашло множество поклонников. | |
Анализ фигуры Танграм | |
Ребята, у вас на партах лежат части Танграма. Рассмотрите их | |
| Треугольники, квадрат, четырехугольнник |
| |
| Два больших треугольника, два маленьких и один средний |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Четырехугольник, у которого противоположные стороны равны | |
| |
| |
Правила построения фигур из частей Танграма |
| Показываю на слайде 1. В собранную фигуру должны входить все семь частей. 2. Части должны примыкать друг к другу 3. Части не должны налегать друг на друга. | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Познакомить с правилами построения фигур из частей Танграма, научить складывать из фигур предложенные объекты ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: владеть навыками сотрудничества, повысить учебно – познавательную мотивацию; уметь анализировать свои действия и управлять ими. Метапредметные: регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. познавательные: владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений; владеть способами выполнения заданий творческого и поискового характера коммуникативные: взаимодействовать с учителем, формировать умение грамотно формулировать речь; уметь слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения |
Этап 1. Составление фигуры из двух - трех элементов |
Ребята, давайте потренируемся складывать из нескольких фигур одну | |
Если мы возьмем один маленький треугольник и приложим его ко второму маленькому треугольнику, что у нас получится? (показываю на доске) | |
Какие фигура получатся, если соединять два больших треугольника? | Большой треугольник, квадрат, четырехугольник |
Какие фигуры получатся, если соединять два маленьких треугольника? | Большой треугольник, квадрат, четырехугольник |
Какая фигура получится, если соединять два маленьких треугольника и квадрат? | |
Теперь попробуем просто приложить детали друг к другу, и посмотрим, получатся ли у нас предметы, в основе которых лежат геометрические фигуры (составляю на доске, делают одновременно со мной) | - Ёлочка, домик, бантик |
Этап 2. Складывание фигур с использованием всех 7 деталей (по принципу мозаики) |
Ребята, в следующем задание мы будем использовать все 7 частей Танграма и собирать фигуры по правилам. | Детям даются образцы зайца. Ребята должны из фигурок собрать "мозаику", чтобы все фигуры были использованы. Ребята должны получить фигуру зайца |
Задание 1. | |
Кто изображен на этой иллюстрации? У вас на партах лежит образец зайца, которого вы попробуете собрать из Танграма. Каждый пробует составлять самостоятельно. Накладываемые детали друг на друга, помните, что должны быть использованы все фигуры | |
Поднимите руки те, у кого получилось | |
| Ушки из треугольника и четырёхугольника, голова из квадрата, туловище из большого треугольника, лапки из двух маленьких треугольников |
Задание 2. По принципу мозаики | |
Теперь усложним задание. Кто изображен? Вам дана иллюстрация кошки, но не все фигуры показаны. Советую вам начать с того, чтобы найти место самого большого треугольника. | Ребятам дана иллюстрация кошки, где отсутствуют некоторые линии На слайде даются подсказки в случае, если дети не могут выполнить |
Давайте проверим, у кого что получилось | |
| Сначала нашли место двум большим треугольникам, потом сделали мордочку в виде квадрата, у кошки должны быть ушки, но там нет линий, два маленьких треугольника подойдут за ушки, хвост сделали из четырёхугольника, и осталось место для среднего треугольника |
| |
Задание 3. |
Возьмите на партах 3 листок с заданием. Кого вы видите? Задание усложняется Теперь у вас есть только контур фигуры. Ваша задача - собрать деталь по контуру фигуры | Бегущего гуся На экране появляются подсказки, в случае, если ребята не могут выполнить |
| |
| |
| К своим товарищам относиться с уважением, внимательно слушать партнёра. |
| Стараться не перебивать товарища, выслушать его до конца. |
| |
| Из квадрата, четырёхугольника |
| |
| |
Мы с вами уже обсудили, как можно собрать бегущего гуся. Теперь попробуйте собрать | Собирают |
| |
Этап 3. Самостоятельное выполнение своих фигур |
Ребята, мы с вами познакомили с игрой - головоломкой Танграм. Потренировались в составлении фигур, начиная с лёгкого до самого сложного. Сейчас у вас будет возможность составить свои собственные фигуры. | |
На партах у вас лежит картон и гововые фигуры танграма. Вы попытаетесь придумать свою собственную, и потом с помощью клея переносите эту фигуру на картон. Когда все закончат, мы проведем с вами выставку и посмотрим, у кого какие работы получились. | Выполняют |
Давайте вспомним правила составления Танграма. Итак, называем по цепочке | |
| |
| |
| |
| Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза. |
| |
| |
Выставка работ |
Ребята, а сейчас каждый из вас представит свою работу | | |
Выходим по одному человеку, показываем работу, остальные угадывают, что изображено на этой работе | | |
| | |
Рефлексия учебной деятельности на занятии. Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Примерный план этапа: фиксирование содержания; соотнесение цели учебной деятельности и ее результата (фронтально, индивидуально); планирование цели дальнейшей деятельности. |
Фиксирование содержания |
Ребята, с чем мы сегодня познакомились? | | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Обобщить знания, полученные на занятии ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: анализировать свои действия и управлять ими; владеть навыками сотрудничества Метапредметные: регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения познавательные: владеть действиями построения рассуждений коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
| Что эта головоломка состоит из геометрических фигур, в этой игре должны быть использованы все 7 фигур |
| Из 5 треугольников, квадрата и четырехугольника |
Соотнесение цели учебной деятельности и ее результата (фронтально, индивидуально) |
Поднимите руки те, у кого получилось сегодня собрать все фигуры | |
Планирование цели дальнейшей деятельности |
| С друзьями, чтобы вместе с ними играть в эту игру |
| Называют |
Если вам понравилась эта головоломка, то её можно купить в отделе игрушек. Вы можете рассказать о этой головоломке родителям и попросить купить | |
Поднимите руки, кто попросит родителей купить игру - головоломку | Поднимают |
| |