Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по русскому языку во 2 классе " Слово или нет"»
Внеклассное занятие по русскому языку во 2 классе
Тема: «Слово или нет»
Цели: -способствовать более прочному и сознательному усвоению материала, изученного на уроке;
-обогащать и активизировать словарный запас обучающихся;
-развивать связную речь обучающихся;
-совершенствовать навыки лингвистического анализа у ребят;
-повышать уровень языкового развития школьников;
-развивать познавательный интерес;
-воспитывать любовь к предмету.
Ход занятия
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и задач занятия
-На внеклассных занятиях в этом учебном году вы узнаете много интересного и нового о словах русского языка. Вы познакомитесь со словами-друзьями, услышите о словах-близнецах, научитесь находить нужное слово по его значению, попытаетесь решить занимательные задачи, услышите рассказы и стихотворения о разных словах, сами прочитаете об этих словах интересные книги. Сегодня нам нужно ответить на вопрос: «Слово или нет?»
3.Работа по теме занятия
3.1.Лексическая разминка
-Ребята, запишите такие слова: парта, пастух, берёза, малина, карандаш. Скажите, что они обозначают?
( ответы детей)
3.2. Работа со стихотворением И.Токмаковой «Плим»
Ложка-это ложка. А я придумал слово,
Ложкой суп едят. Смешное слово-плим.
Кошка-это кошка. Я повторяю снова-
У кошки семь котят. Плим, плим, плим…
Тряпка-это тряпка. Вот прыгает и скачет
Тряпкой вытру стол. Смешное слово плим,
Шапка-это шапка, И ничего не значит
Оделся и пошёл. Плим. Плим. Плим. -Что такое ложка, кошка, тряпка, шапка? -Что означает слово плим? Повторите две последние строчки.
-Какой вывод можем сделать?
-Правильно, ребята. Слово только тогда бывает словом, если оно что-то обозначает.
3.3. Игра « Слово или неслово»
-Проведём игру, которая покажет, сумеете ли вы отличить слова от неслов.
…от (к, ж, р, п, ф ) со…(б, к, м, щ, р, н)
…ара (г, ж, ф, п, р ) сто… (л, г, ж, н, т)
…арта (в, д, к. с, п ) поро… (г, х, с, б, ф)
3.4. Игра «Третий-лишний»
Ком, коф, кот.
Бощ. Бок, бор.
Рот, рог, рор.
-Можем ли мы сказать, что это всё слова? Почему?
3.5. Игра «Грамматический футбол»
-В ворота забиваем мяч-букву, чтобы получилось слово.
М…к Л…к Ж…к Б …к С…..н
а, у, ы, о
3.6. Слушание стихотворения и песни
-Сами по себе слоги тоже ничего не значат, хотя многие слоги состоят из нескольких звуков. Об этом говорится в стихотворении «Лимон».
Что за ли?
Что за мон?
В звуках нету смысла.
Но едва шепну:
-Лимон…-
Сразу станет кисло.
-Это стихотворение напоминает мне одну весёлую детскую песенку, песенку о детях, которые не умеют договаривать слова. Послушайте, что из этого получилось.
(дети слушают песню В.Шаинского «Я тебе, я тебе, я тебе говорю сперва…» )
3.7. Составление слов из слогов
-А теперь посоревнуемся, кто сможет быстрее и больше слов составить из слогов.
Берё- ра- -на -за
Оси- кани- -нец -ток
Ряби- ка- -кулы
3.8. Работа в парах
-Одна буква в слове имеет большое значение. Предлагаю вам прочесть стихотворение Ирины Токмаковой «Невпопад» и определить, в каких словах и какая буква употреблена невпопад.
На помощь! В большой водопад
Упал молодой леопад.
Ах нет! Молодой леопард
Свалился в большой водопард.
3.9. Пропавшая буква.
-А сейчас я хочу рассказать вам одну историю.
Когда Надя и Сережа пошли первый раз в школу, мама подарила им по разрезной азбуке. Они уже давно выучили все буквы и очень любили из них складывать разные слова. Сережа сложил даже целый рассказ. Правда, у него, как нарочно, куда-то задевались все буквы Е. Но только он и без них обошелся. Взял да и поставил вместо буквы Е разные другие буквы. «Прочитай!» — говорит Сережа Наде. Надя прочитала, да только ничего не поняла. Помогите ей, ребята, она ведь маленькая.
Поставьте сбежавшую от Сережи букву Е в те слова, где ей полагается быть. Вот что может натворить лишь одна пропавшая буква. А встала она на свое место — и все теперь понятно.
В полу было жарко. Мы охали долго-долго, пока увидали сало. Нас ждали в соли. Тетя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, или ватрушки на моду. Кувыркались на лугу в сани. А потом поохали в город. (ребята исправляют текст) В поле было жарко. Мы ехали долго- долго, пока не увидели лес и село. Нас ждали в селе. Тётя Лена и дядя Сеня были нам рады. Мы хорошо провели лето. Ловили рыбу на реке, ели ватрушки на меду. Кувыркались на лугу в сене. А потом поехали в город.
-Вот что может натворить лишь одна пропавшая буква. А встала она на своё место- и всё сразу стало понятно. Как важно написать букву там, где она нужна.
3.10. Игра «Слово в слове»
-Но есть такие слова, внутри которых спрятаны другие слова. Попробуйте найти слова, которые спрятались.
ЧАЙКА МАЙКА РАКЕТА ГРОЗА ИГОЛКА БАБОЧКА СОКОЛ БУКВАРЬ
3.11. Слушание стихотворения Н. Кончаловской «Про овощи»
-Конечно, в шутку могут быть даны и такие названия, но только в шутку. Вот, если кто-то
Вырастит новые овощи, ягоды или фрукты, тогда, может быть, и назовут их , например, моркофель или сливишня.
3.12. Игра «Собираем урожай в лукошко»
-На наших школьных грядках тоже выросли овощи, фрукты и ягоды. Пришла пора собирать урожай. Кто сможет прочесть слово, тот сможет положить в лукошко урожай.
− Язык, на котором мы говорим, красив и богат. В русском языке слова бывают разные: веселые и грустные, маленькие и большие, вежливые, добрые, важные, родные, самые дорогие. Много слов в русском языке, и каждое по-своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль.