kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеклассного занятия по русскому языку на тему "Фразеологизмы в нашей речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеклассного занятия по русскому языку

"Фразеологизмы в нашей речи",

проведённого учителем начальных классов МАОУ СОШ №30 г. Березники  Мавликаевой Гульнур Тальгатовной.

     Цели:

  • познакомить детей с фразеологизмами (образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление)
  • научить употреблять в своей речи слова из разных стилей языка;
  • указать на безграничные возможности великого могучего русского языка;
  • развивать речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, умение употреблять фразеологизмы  в своей речи;
  • воспитывать интерес, любовь к родному языку, гордость, любознательность, самостоятельность.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.Актуализация внимания.

II. Сообщение темы занятия.

– Ребята, сегодня мы проведем, я думаю, очень интересное занятие. Тема нашего занятия “Фразеологизмы в нашей речи”.

– Что это за выражения?
– Почему их называются крылатыми?
– Чтобы лучше усвоить, выполним задания.

III. Формирование знаний, умений, навыков.

Задание 1. (текст на экране)

1) Прочитайте текст. Подумайте, какими словами из текста его можно озаглавить?

Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом, будет интересно, мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел.
Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Побежали домой одним духом собирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.

– Что означает это выражение?
– Можно ли дать такую иллюстрацию к этому заглавию? (иллюстрация)
– Какие еще выражения, употребленные в переносном значении, встретились в тексте?
– Как вы их понимаете?

Задание 2.

 В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом. (Задавать по одному выражению каждой команде)

– Что они обозначают?
Пример:

во весь дух – быстро
морочить голову – обманывать
в час по чайной ложке – медленно
рукой подать – близко

– Можно ли их понимать в прямом смысле?
– Вот какое недоразумение может произойти. (Заранее подготовленный ученик читает стихотворение)

3) Замолчи Петрусь, говорят!
Прикуси язык, говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил!

– Что случилось с Петрусем?
– Почему это произошло?
– Как надо понимать прикуси язык?

Задание 3.

У каждой команды на столе лежит жёлтая карточка. Прочитайте стихотворение. Найдите устойчивые обороты. Объясните, что они обозначают?

1 команда.

Оказался молодцом,
Смог, осилить ношу
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.

– Какой здесь оборот?
– Когда употребляют?

2  команда.

Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость.
Лампу, плащ или шляпу,
И веревку, и тряпку.
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде.

– Какой здесь оборот?
– Когда употребляется?

Из истории оборотов (доклады заранее подготовлены дома).

Начинает учитель, продолжают дети.

а) Историю многих оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело работали – работают засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие.

Домашнее задание (рассказывают дети)
Выражение попал впросак, возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься – попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – попал в неудобное положение.


Хорошо нам известный оборот шиворот-навыворот родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося барина сажали спиной вперед на старую лошаденку. Богатую одежду с расшитым воротником надевали наизнанку – шиворот-навыворот. В таком виде виноватого возили по улицам. И теперь мы говорим шиворот-навыворот, если оденемся не так. Но так можно сказать и не только об одежде.


Все вы конечно слышали выражение кричать во всю Ивановскую. А связано это выражение с Московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди - дьяки, оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

6) Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Многие вам знакомы.

Из каких сказок появились такие выражения?

  • Встань передо мной, как лист перед травой.
  • Рожки да ножки.
  • Кому корешки, а кому вершки.
  • Битый небитого везет.
  • По щучьему велению.

– Как вы понимаете эти обороты?

Задание 4.

  Игра “Закончи фразу”

  • Поди туда – (не знаю куда)
  • Скоро сказка сказывается – (да не скоро дело делается)
  • Это все присказка не сказка – (сказка будет впереди).

– Как вы их понимаете?

Задание 5.

      Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных.
(Дети выходят по одному из команды и дописывают на доске слова. Необязательно по порядку – можно выбирать то, что знают).

голоден как (волк)
хитер как (лиса)
труслив как (заяц)
неповоротлив как (медведь)
надут как (индюк)

нем как (рыба)

– Почему появились эти выражения?

Сценка “Ни пуха, ни пера”.(Стихотворение читает заранее подготовленный ученик)

Рано утром Мама-Квочка
В класс отправила сыночка
Говорила: “Не дерись, не петушись.
Поспеши - уже пора.
Ну, ни пуха, ни пера».
Через час едва живой
Петушок идет домой
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

– Что пожелала Мама-Квочка?
– Почему стихотворение заканчивается словами “Нет ни пуха, ни пера”?
– Где они употреблены в переносном значении?

Сценка “Три загадки”.

Поссорились на перемене ребята. Один кричит:
– Я тебе покажу, где раки зимуют! А второй ему:
– Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:
– Все сидишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами?

Тут дежурный как крикнет:
– Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки.

– Какие выражения встретились?

Из истории оборотов (доклады заранее подготовлены дома).

Я покажу, где раки зимуют связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков их ледяной воды. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки, и после этого человек часто болел. Отсюда и пошло: если хотят серьёзно кого-то наказать говорят: “Я покажу тебе, где раки зимуют”.

Лезть из кожи и спать с открытыми глазами связаны с животным миром. Линяют, т.е. вылезают из своей кожи раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы.

Кто сможет объяснить?
Не ссорьтесь!
Помните о том,
Что может быть беда
Вдым разругаетесь.
Потом – сгорите от стыда.

Задание 6.

Игра “Пантомима”.

Объясните с помощью жестов крылатые выражения, а мы угадаем. (Выражения написаны на карточках заранее и лежат на столе, по два каждой команде).

  • Реветь в три ручья.
  • Уши развесить.
  • Пальчики оближешь.
  • Спать с открытыми глазами.

Игра «Угадай фразеологизм».

На экране – рисунки (см. приложение).

IV. Итог.

– Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава, работали. Никто не ударил в грязь лицом и не сел в галошу. Команды заслужили первое место, поэтому я решила наградить всех участников очень дорогими ценными подарками. Вот неполный перечень: телевизор, компьютер, магнитофоны, видеокамеры, автомобиль BMW и другие, любезно представлены фирмой “Рожки да ножки”. Вручение будет сразу, как только рак на горе свистнет.

– Попались на удочку?
– Что, уши развесили?

А если серьёзно, то вас ожидает приз “Пальчики оближешь”. Смотрите, не проглотите язык (Чаепитие с конфетами).

V. Домашнее задание.

– Сочините небольшой рассказ, используя крылатые выражения (Сказочный, история из жизни, мечта).

VI. Рефлексия

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного занятия по русскому языку на тему "Фразеологизмы в нашей речи" »

Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Фразеологизмы в нашей речи" проведённого учителем начальных классов МАОУ СОШ №30 г. Березники Мавликаевой Гульнур Тальгатовной. Цели:
  • познакомить детей с фразеологизмами (образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление)

  • научить употреблять в своей речи слова из разных стилей языка;

  • указать на безграничные возможности великого могучего русского языка;

  • развивать речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, умение употреблять фразеологизмы в своей речи;

  • воспитывать интерес, любовь к родному языку, гордость, любознательность, самостоятельность.


ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Актуализация внимания.


II. Сообщение темы занятия.

– Ребята, сегодня мы проведем, я думаю, очень интересное занятие. Тема нашего занятия “Фразеологизмы в нашей речи”.

– Что это за выражения?
– Почему их называются крылатыми?
– Чтобы лучше усвоить, выполним задания.


III. Формирование знаний, умений, навыков.


Задание 1. (текст на экране)

1) Прочитайте текст. Подумайте, какими словами из текста его можно озаглавить?

Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом, будет интересно, мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел.
Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Побежали домой одним духом собирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.

– Что означает это выражение?
– Можно ли дать такую иллюстрацию к этому заглавию? (иллюстрация)
– Какие еще выражения, употребленные в переносном значении, встретились в тексте?
– Как вы их понимаете?

Задание 2.

В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом. (Задавать по одному выражению каждой команде)

– Что они обозначают?
Пример:

во весь дух – быстро
морочить голову – обманывать
в час по чайной ложке – медленно
рукой подать – близко

– Можно ли их понимать в прямом смысле?
– Вот какое недоразумение может произойти. (Заранее подготовленный ученик читает стихотворение)

3) Замолчи Петрусь, говорят!
Прикуси язык, говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил!

– Что случилось с Петрусем?
– Почему это произошло?
– Как надо понимать прикуси язык?


Задание 3.

У каждой команды на столе лежит жёлтая карточка. Прочитайте стихотворение. Найдите устойчивые обороты. Объясните, что они обозначают?

1 команда.

Оказался молодцом,
Смог, осилить ношу
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.


– Какой здесь оборот?
– Когда употребляют?


2 команда.

Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость.
Лампу, плащ или шляпу,
И веревку, и тряпку.
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде.


– Какой здесь оборот?
– Когда употребляется?


Из истории оборотов (доклады заранее подготовлены дома).

Начинает учитель, продолжают дети.

а) Историю многих оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело работали – работают засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие.

Домашнее задание (рассказывают дети)
Выражение попал впросак, возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься – попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – попал в неудобное положение.


Хорошо нам известный оборот шиворот-навыворот родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося барина сажали спиной вперед на старую лошаденку. Богатую одежду с расшитым воротником надевали наизнанку – шиворот-навыворот. В таком виде виноватого возили по улицам. И теперь мы говорим шиворот-навыворот, если оденемся не так. Но так можно сказать и не только об одежде.


Все вы конечно слышали выражение кричать во всю Ивановскую. А связано это выражение с Московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди - дьяки, оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

6) Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Многие вам знакомы.

Из каких сказок появились такие выражения?

  • Встань передо мной, как лист перед травой.

  • Рожки да ножки.

  • Кому корешки, а кому вершки.

  • Битый небитого везет.

  • По щучьему велению.

– Как вы понимаете эти обороты?


Задание 4.

Игра “Закончи фразу”

  • Поди туда – (не знаю куда)

  • Скоро сказка сказывается – (да не скоро дело делается)

  • Это все присказка не сказка – (сказка будет впереди).

– Как вы их понимаете?


Задание 5.

Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных.
(Дети выходят по одному из команды и дописывают на доске слова. Необязательно по порядку – можно выбирать то, что знают).

голоден как (волк)
хитер как (лиса)
труслив как (заяц)
неповоротлив как (медведь)
надут как (индюк)

нем как (рыба)

– Почему появились эти выражения?


Сценка “Ни пуха, ни пера”.(Стихотворение читает заранее подготовленный ученик)

Рано утром Мама-Квочка
В класс отправила сыночка
Говорила: “Не дерись, не петушись.
Поспеши - уже пора.
Ну, ни пуха, ни пера».
Через час едва живой
Петушок идет домой
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.


– Что пожелала Мама-Квочка?
– Почему стихотворение заканчивается словами “Нет ни пуха, ни пера”?
– Где они употреблены в переносном значении?


Сценка “Три загадки”.

Поссорились на перемене ребята. Один кричит:
– Я тебе покажу, где раки зимуют! А второй ему:
– Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:
– Все сидишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами?

Тут дежурный как крикнет:
– Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки.

– Какие выражения встретились?


Из истории оборотов (доклады заранее подготовлены дома).


Я покажу, где раки зимуют связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков их ледяной воды. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки, и после этого человек часто болел. Отсюда и пошло: если хотят серьёзно кого-то наказать говорят: “Я покажу тебе, где раки зимуют”.

Лезть из кожи и спать с открытыми глазами связаны с животным миром. Линяют, т.е. вылезают из своей кожи раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы.

Кто сможет объяснить?
Не ссорьтесь!
Помните о том,
Что может быть беда
Вдым разругаетесь.
Потом – сгорите от стыда.


Задание 6.

Игра “Пантомима”.

Объясните с помощью жестов крылатые выражения, а мы угадаем. (Выражения написаны на карточках заранее и лежат на столе, по два каждой команде).

  • Реветь в три ручья.

  • Уши развесить.

  • Пальчики оближешь.

  • Спать с открытыми глазами.

Игра «Угадай фразеологизм».

На экране – рисунки (см. приложение).


IV. Итог.

– Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава, работали. Никто не ударил в грязь лицом и не сел в галошу. Команды заслужили первое место, поэтому я решила наградить всех участников очень дорогими ценными подарками. Вот неполный перечень: телевизор, компьютер, магнитофоны, видеокамеры, автомобиль BMW и другие, любезно представлены фирмой “Рожки да ножки”. Вручение будет сразу, как только рак на горе свистнет.

– Попались на удочку?
– Что, уши развесили?

А если серьёзно, то вас ожидает приз “Пальчики оближешь”. Смотрите, не проглотите язык (Чаепитие с конфетами).


V. Домашнее задание.

– Сочините небольшой рассказ, используя крылатые выражения (Сказочный, история из жизни, мечта).


VI. Рефлексия










ПРИЛОЖЕНИЕ








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект внеклассного занятия по русскому языку на тему "Фразеологизмы в нашей речи"

Автор: Мавликаева Гульнур Тальгатовна

Дата: 24.01.2015

Номер свидетельства: 160566

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Игра по русскому языку «Правильное питание» "
    ["seo_title"] => string(45) "ighra-po-russkomu-iazyku-pravil-noie-pitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "154593"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421168971"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства