Внеклассное занятие для учащихся 2 «в» класса и 4 «б» МАОУ Заозёрной СОШ № 16
Тема: «Мы разные, но мы вместе»
Учитель: Афанасьева М.П.
Цель: Воспитание культуры общения, чувства уважения друг к другу ,к обычаям, традициям и культуре разных народов;
Задачи:
Познакомить младших школьников с понятием «толерантность»;
Воспитывать чувство уважения личности каждого;
Способствовать формированию атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки.
Подготовительная работа: проведено социологическое обследование, подборка тезисов, пословиц, поговорок разных народов, работа над презентациями, изучение традиций народов.
Оснащение: иллюстрации народных костюмов, таблицы, цветная бумага, индивидуальные карточки.
Ход занятия:
1. На доске тема занятия «Томск - многонациональный город» Что обозначают эти слова?
Прочитайте название нашего занятия. Как вы думаете какая цель нашего урока? (Изучение ультуры, традиций, воспитание уважения к людям других национальностей)
Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группах. (Ответы детей)
Начнём наше занятие с блиц -опроса. Отвечать нужно дружно, чётко, одним словом.
Вопросы блиц - опроса:
1)Как в древности называлось наше государства? (Русь)
2)Столица нашей Родины? (Москва)
3)Маленькая ячейка общества? (семья)
4)Торжественный музыкальный символ страны? (гимн)
5) На нём говорят? (язык)
6) Один из старейших городов Сибири? (Томск)
7)Синонимы слова Родина? (Отечество, Отчизна)
К.Ушинский «Наше Отечество» Пересказ рассказа Тумашёв Александр.
Звучит песня в исполнении С.Ротару «Родина моя»
Прозвучала замечательная музыкальная композиция, которую знают и поют все люди. Основное слово в этой песни- ВМЕСТЕ.
2.Город Томск считается самым старейшим городом Сибири, а так же крупным научным и образовательным центром. В нём и высшие учебные заведения ,и научно-исследовательские институты, и развивающаяся экономика, и различные предприятия.
Наш город представляет собой многонациональную мозаику. Томск - своеобразный центр многонациональных отношений. Здесь проживают представители 120 национальностей.23 организации представляют общины этнических (народных) диаспор, 19 культурных автономий из них 4 молодёжные национальные организации.
Назовите национальности проживающие с нами в городе Томске . ( ответы детей)
Сообщение Д. Бунькова .
«Население Томска составляет 557 тыс. человек (данные 2014 года)
В том числе : mj-p
-русские 92%
-татары 1.7 %
-украинцы 1.1 %
-немцы 0.9%
-чуваши 0.4%
-узбеки 0.4 %
-азербайджанцы 0.4 %
-белорусы 0.3 % и другие
На столах у вас слова, которые важны для отношений в обществе между людьми. Прошу вас выбрать и обосновать своё мнение, обсудив его в группе. Слова : уважение, доброта, взаимопонимание, доброжелательность, открытость, честность, чуткость, доверие, любознательность, снисходительность, дружба.
Слова вывешиваются на доске.
3.Представление презентации Е.Берковой «Город Томск - наш общий дом»
На территории Тоской области живут люди , их национальность называется Уртамцы , их всего 300 человек. А что определяет принадлежность к той или иной нации. Это язык. А ещё что? (ответы детей)
- lязык
- народный костюм
- мудрость
- традиции
4.Давайте и мы сегодня начнём это изучать, для того чтобы научиться жить дружно со всеми кто нас окружает. В нашей школе есть центр польской культуры и центр украинской культуры. Ежегодно проходит у нас фестиваль «Содружество» где ребята представляют культуру разных народов . На следующий год вы тоже станете активными участниками этого события, на который приезжают дети их других школ.
1) Л. Новокшонова читает стихотворение Т.Шевченко «Заповедь» на украинском языке.
2) Народный костюм. Работая в группах , дети собирают из частей картинки с изображением национальных костюмов. (Русский, татарский, польский, селькупский, украинский) Отгадайте ,какой костюм у вас получился. А.Дудкини показывает презентацию «Народный костюм»
3)На столах у ребят пословицы о Родине разных народов. Задание : Объясните смысл пословицы.
-Соловей цветник любит, а человек- Родину. (узбекская пословица)
-В каком народе живёшь, того обычая и держись.(армянская пословица)
-Кто не любит своего народа, не полюбит и чужого. (азербайджанская пословица)
-Каждому мила родная сторона. (русская пословица)
4) Традиции.
Дети читают стихотворение по группам.ю.\юю
Медвежий праздник-дар природы,
Радость северных народов.
Свои у тех народов старты:
К крыльцу подкатываю нарты,
На них ,волнуя сердце, душу,
Клыкастая медвежья туша.
Её с охотниками вместе
Обсыпают снегом с честью.
И заходят все потом
В северный обычный дом.
В доме чучело медведя.
Гости все и все соседи
Кланяются перед дверью
И целуют лапу зверю.
В украшенном помещении, перед медведем угощенье-
Мясо, сало, хлеб, вода. Перед ним стоит всегда
В углу дома стол священный ,с медвежьей головой почтенной.
Наряжена она обычно в бисер, лентами различными.
На эту северную тушу, одеты даже серьги в уши.
Чага вместо угощенья для обряда очищенья.
Сидят все северяне чинно в доме на скамейках длинных.
Действие не прекращается в представленье превращается.
Театральное и своеобразно ритуальное.
На эту северную сказку участники приходят в масках.
Они и те , кто их надел называются САНСЕЛ.
Все селькупы, манси, ханты - превосходные таланты.
После полевых работ ,татарский трудовой народ
Радуется САБАНТУЮ, он в летнюю пору стартует.
На весёлом Сабантуе все ликуют и танцуют,
Проводят у татар на славу скачки, игры и забавы.
Куряш -борьба на кулаках и азартный бег в мешках.
И битва на бревне мешками между смелыми парнями.
У всех и удивленье ,и азарт, и восхищенье.
Бег с коромыслом, где всегда из вёдер плещется вода.
Надо быстро пробежать и воду ту не расплескать.
На столб взобраться надо ловко, за призами, за обновкой.
Под гармошку песни петь, всех забав не усмотреть.
Сабантуй всегда недаром любят всей душой татары.
Католическое Рождество
Дороже и светлей всего
Долгие века и годы
Для немецкого народа.
Подарки в дни святые эти
Вайнахстам приносит детям.
В сапожках у камина ставится
Всё, что детям очень нравится.
В эти славные деньки
В домах красивые венки.
В праздник на столах не пусто
В каждом доме гусь с капустой.
Рождество , как каждый знает
У немцев в декабре бывает.
Католики всем в праздник этот
Шлют поздравленья и приветы.
5.Неважно какой ты национальности, ведь всех нас объединяет наша Родина. Каждый из нас – это частичка большой и могучей страны. Главное , чтобы мы были едины, уважали друг друга, ценили каждого человека. Все хотят жить под мирным солнцем. И пусть у нас в классе светит яркое солнышко из разноцветных ладошек.
Дети вырезают из цветной бумаги детали, обводя свои ладошки. На доске конструируется солнышко. В центре круг из фотографий города Томска.
В конце занятия проводим рефлексию по типу составления высказываний:
Мы сегодня….
Я узнал….
Нам понравилось…
В области нашей Томской большой
Живём мы все с открытой душой,
Шагаем под солнышком нашим одним,
Крепкую дружбу веками храним.
Сто двадцать народов -большая семья.
Все мы -товарищи, братья, друзья.
Томском зовётся общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности вместе осилим-
В нашем единстве наша сила!